Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

О. Кацер. Игровая методика обучения детей пению

Автор: О. Кацер
Год: 2005
Издательство: Музыкальная палитра
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 4,0 МВ

Игровая методика обучения детей пению.jpg

Скачать

Авторская методика музыкального воспитания детей отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемый практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное - очень эффективен при формировании певческой интонации детей. Для музыкальных руководителей ДОУ, учителям музыки, педагогам дополнительного образования, а также воспитателям и родителям. Данные материалы могут быть использованы в системе коррекционной работы с детьми.

ОТ АВТОРА
Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного количества вариантов. Использование «единственно эффективного метода» таит в себе опасность пойти по пути шаблона и стандарта, что не соответствует педагогике искусства. Каждый специалист может обратиться к разработке идей, которые считает интересными, необходимыми и эффективными для своей работы в данное время.
Методическая направленность данной работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Б. Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, 3. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, на знании авторских методик Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного, а также на знакомстве с опытом работы музыкальных педагогов-новаторов. В. Жилина, Т. Тютюнниковой и Т. Боровик.
Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К. Орфа заронило идею сделать формирование певческого голоса более интересным и понятным для детей занятием. Для этого пришлось обогатить содержание работы в этом направлении.
Основываясь на положениях теории Б. Асафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи, общих закономерностях речевой и музыкальной интонации, мы ввели на музыкальных занятиях речевой этап как подготовительный к певческому. Отсюда появились изменения в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения.
Важно сделать обучение детей пению увлекательным и эффективным, для этого необходимо было изменить методику обучения детей пению.
Игровая методика создавалась на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемый в книге практический материал оказался не только доступным всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное — очень эффективным при формировании певческой интонации детей. Надеюсь, что наш опыт и методические рекомендации сделают проблему формирования координации слуха и певческого голоса менее острой, а работу музыкальных педагогов более увлекательной, содержательной и эффективной.
P. S. Придерживаясь старой доброй традиции, я хочу поблагодарить тех, кто выражал надежду на благополучное завершение этой книги. От всей души благодарю главного редактора журнала «Музыкальная палитра» Анну Иосифовну Буренину за первые уроки литературного ремесла, за неподдельный интерес к моей деятельности, за помощь в издании сначала статей в журнале, а теперь и этой книги. Она писалась несколько лет как обобщение опыта экспериментальной работы автора этих строк и музыкального педагога Коротаевой Светланы Алексеевны. Большое ей спасибо за полное взаимопонимание и чёткое взаимодействие на протяжении этих лет, за создание оригинальных стихотворных текстов и музыки для детей.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос (от лат. vох). И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного. Слабый голосок или вообще отсутствие его говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни новорожденного.
Впервые годы ребенок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т. д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.
Но в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать ребенка в проявлении эмоций через голос, не в меру часто призывая к тишине: «Не кричи!» «Замолчи!», «Ты мешаешь другим!». Нам кажется, запрещая детям громко говорить, кричать, бегать, прыгать тогда, когда им хочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения. На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение. Мы забыли, что энергия ребенка, необходимая для его здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как он ее истратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют появлению речедвигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.
Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, полон сил и энергии или устал и т. д
Следующая функция: голос — это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т. д.‚ отражается личность человека, его психика.
Можно сказать, что голос — это «озвученная душа». А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздраженно, грозно, восторженно, величаво и т. д.
Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос выражает антипатию или даже ненависть.
Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы сразу узнаем по голосу. Тембр голоса может: быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т. д.
Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека, но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отраженного в нем душевного состояния. Многие испытали на себе, как заражают окружающих смех и радость одного человека, как воздействуют рыдания, крик, плач.
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу