Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

О. Королев. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Термины и понятия

Автор: О. Королев
Год: 2006
Издательство: Музыка
Страниц: 168
Формат: PDF
Размер: 9,1 МВ
Язык: русский

О. Королев. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Термины и понятия.jpg

Скачать
В словаре даны основные термины и понятия, используемые в музыкальной теории и исполнительской практике джаза, рок- и поп-музыки. В него вошло около 600 статей по разным вопросам теории и истории стилей, жанров, школ и т. д. Рассчитан на музыкантов-профессионалов, учащихся музыкальных учебных заведений, а также широкий круг любителей музыки.
Аббревиатура джазовая {англ. аЬЪгеутПоп — сокращение)—знаки сокращения, упрощения нотной записи, например мелизматики;
буквенно-цифровая система нотации гармонии в джазе и др. Абсолютный временной слух — редкая способность памяти музыканта различать и воспроизводить относительную скорость движения (темп) музыкального произведения. А. в. с. правильнее было бы
назвать абсолютной врсмсннуй памятью человеческого слуха. Существует несколько типов преломления феномена времени в музы-
ке. «Первое время» — это время звучания произведения (исполнения). Оно может быть непредсказуемым (в импровизационных свободных формах) и предвиденным (в формах сочинений композиторов). Организация предвиденного времени—одна из первых забот композитора. Важным действующим лицом здесь становится темп. И. Стравинский говорил: «Главное—темп. Моя музыка может пережить почти все, кроме неправильного темпа». К. Штокхаузен считает соблюдение «предуказанности времени» единственно возможным условием жизни собственно музыки, а потому выработал в себе чувство «абсолютного темпа» (наподобие абсолютного высотного слуха), точно запомнив все скоростные варианты пульсации метронома. Он считает, что это необходимо ему и как композитору, и как исполнителю собственной музыки. В джазовой музыке, в отличие от академической, используется в основном строгий темп (1ешроеш$1о), так как основной временной прием, ритм манеры свинг($\уш{*) немыслим без импульсивно строгого темпа и возникает только при этом условии. Без «абсолютного» ощущения времени (темпа) «квадрата» темы, состоящего обычно из 8,16 или 32-х тактов, также невозможно свободное ритмическое «парение» во время импровизационного творческого акта. На первых порах занятий джазмены особое внимание уделяют временной памяти. Джаз возродил ритмическую систему мензуралистов в воспитании «абсолютного» временного слуха, но только уже на другой основе. Авангардный джаз (англ. ауагН-^агбс }&22) — условное название группы стилей и направлений современного джаза, ориентирующихся на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, алеаторики, сонористики, электронного синтеза звука и т. д.). К А. д. принято относить фри-джаз, «третье течение», электронный джаз, некоторые экспериментальные формы хард-бона, кул-джаза,
джаз-рока и др. Авангардный рок (англ. ауап1-§агбе госк) — экспериментальные формы рока. Современный рок-авангард можно подразделить на несколько направлений: 1. Студийные опыты с электронной музыкой, как правило, с использованием сэмплинг-тсшики и в русле эстетики психоделики или минимализма. 2. Наиболее радикальные представители новой волны, экспериментирующие с «индустриальным» звучанием, атональной музыкой, фри-джазом. 3. Ансамбли, тяготеющие к тому, что называется «перфоманс», или «хэппенинг», т. е. к экстравагантному сценическому представлению, соединяющему в себе музыкальный театр, танец, пантомиму и всевозможные сюрпризы. Автоаккомпапсмент (англ. аи1о сЬогб) — функция синтезатора или компьютерной программы, которая позволяет мгновенно проигрывать аккомпанемент несколькими тембрами в определенном стиле. Обычно темп и ритм выбираются заранее, а вид аккорда, на основе которого играются готовые шаблоны аккомпанемента, определяется нажатием на нужные клавиши синтезатора левой рукой. Набораккомпанемента определяется стилем (джаз, роки др.).
Авторская песня — песенный жанр, возникший в начале 60-х гг. XX в. Автор стихов и музыки песни является непременным се ис-
полнителем. В связи с главенствующим значением текста творцами А. п. являются обычно не музыканты, а поэты. Исполнение таких
песен отличается доверительностью, простотой (обычно песня звучит под аккомпанемент гитары), некоторой «домашностью». Вмес-
те с тем наиболее характерные черты А. п. — гражданственность, социальная заостренность, а главное — обращение одновременно и к большой аудитории, и к каждому слушателю в отдельности. Чаще авторы песен используют известные напевы фольклорного или ромаисового происхождения, что вовсе не лишает эти песни музыкального своеобразия и обаяния. Основателем этого жанра и одним из самых значительных и наиболее популярных его представителей является Б. Окуджава. Из других известных и популярных создателей А. ... следует назвать А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Дольского, Т. и С. Никитиных и др.
Агогика (греч. а§о§е — увод, унесение) — термин, обозначающий в музыкальном исполнении небольшие отклонения от темпа и метра, подчиненные целям художественной выразительности. Ад либитум (итал. ад ПЫШт — по желанию, по своему усмотре-
нию). То же, что и а пьячере (а р1асеге) — указание в нотах на то, что исполнитель может по собственному желанию выбирать характер исполнения — темп, динамику и пр. Аккордовые замены. Джазовая гармония в своих ступеневых пос-
ледовательностях (движениях) опирается на семь основных типов: 1) кварто-квинтовое движение; 2) нисходящее полутоновое; 3) восходящее и нисходящее малотерцовое; 4) восходящее целотоновое; 5) нисходящее большетерцовое; 6) тритоновое; 7) гармоническая смена одноименного мажора и минора. Кварто-квинтовое движение может быть заменено полутоновым и обратно. Функция субдоминанты (51У) в кварто-квинтовом обороте следует после тоники и направлена от нее, поэтому вместо 51У чаще используется ее замена на 311 — параллельная замена. Аккорды, находящиеся в тритоновом соотношении, также могут быть взаимозаменяемыми. Весьма характерна для гармонии джаза смена одноименного мажорного на минорный аккорд, т. е. мажоро-минорная замена и др. Примеры полутоновой нисходящей гармонической линии, заменяемой на кварто-
квинтовую: Алгоритмическая музыка (а1§огкНт — модель) — то же, что и стохастическая музыка — вид композиционной техники, при которой выбор отдельных звуков обусловлен применением законов теории вероятности, заранее предопределенных формальными предпосылками (математические формулы, различного рода математические графики, схемы, таблицы и пр.). Для методов, связанных с алгоритмическим сочинением, естественно применение электронных вычислительных машин.
Алеаритм (лат. а1еа — жребий, игральная кость, случайность) —случайное, сиюминутное, спонтанное, импровизированное исполне-
ние ритмических последований во времени музыкального произведения. Алеаторика (лат. а1еа — случайность) — техника построения музыкальной композиции, при которой процесс сочинения структуры, включая и ее исполнение, связанное с организацией различных элементов музыкальной ткани, работой с различными ее параметрами, подчинен более или менее управляемой случайности. Исторические предпосылки этой техники — в цифрованном басе, импровизационных сольных каденциях, музыкальных шутках М. Фогта, В. А. Моцарта, мелизмах, технике полиостинато и джазовой импровизационности. 50-е гг. XX в. — период становления А. в качестве развитой и самостоятельной композиционной техники письма (Дж. Кейдж, К. Штокхаузен, П. Булез).
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу