Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Об ускоренном методе преподавания сольфеджио ученикам старшего возраста. Первый год обучения. Кирюшин.

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
1
Название: Об ускоренном методе преподавания сольфеджио ученикам старшего возраста. Первый год обучения.

Автор: Кирюшин Владимир Викторович

Издательство: ДПК, г. Москва

Год издания: 1994


Скачать


Скачать

В практике преподавания сольфеджио в вечерних музыкальных
школах, хоровых студиях, музыкальных кружках бывают положе-
ния, когда начинать работу по развитию слуха приходится с детьми
среднего, а иногда и старшего возраста. Бывает, что среди вновь при-
нятых учеников оказывается группа из нескольких человек в возра-
сте 13—14 лет. Конечно, с группой такого состава те методы, приемы
и последовательность изучения материала, которые годятся для
младших школьников, неприемлемы. Учащиеся такого возраста хо-
тят как можно быстрее овладеть навыками, а не ждать, пока они об-
разуются на протяжении нескольких лет обучения, да и ждать эти
годы некоторые не намерены, так как у них есть мечта попытаться
поступить в музыкальное училище.
Учитывая это, преподаватель должен попробовать за 2—3 года ос-
воить весь материал, который в иных обстоятельствах изучается 7—
8 лет. Конечно, такая задача является весьма сложной, но в сущности
своей все же выполнимой. Педагог должен учитывать, что качество
усвоения при ускоренном изучении некоторых тем, связанных не
только с пониманием, но и с ощущением, конечно, не будет столь вы-
соким, каким оно могло бы быть при восьмилетием, а с подготови-
тельным классом и при девятилетием обучении.
На какие же основные моменты должен обратить внимание препо-
даватель, начиная работу с подобными группами учащихся?
Прежде всего нужно помнить то обстоятельство, что старшие уче-
ники самостоятельно пришли к выводу о необходимости получения
определенного музыкального образования. Это означает, что их отно-
шение к делу может быть более серьезным, чем у младших школьни-
ков.
Кроме того, это означает, что если в занятиях с
детьми младшего возраста педагог должен ориентироваться, в основ-
ном, на работу в классе, то со старшими большая часть работы долж-
на приходиться и на домашние занятия.
Итак, создание деловой и в то же время творческой атмосферы —
одна из первоочередных задач во время работы по сольфеджио со
старшими учениками.
Необходимо учитывать и еще одно обстоятельство. Учащиеся
старшего возраста приходят учиться более подготовленными (даже в
отношении музыкальной подготовки) к занятиям. У них к этому вре-
мени может иметься достаточно значительный багаж музыкальных
впечатлений, которые они получили как в общеобразовательной
школе, так и в общении с музыкой в кино, по телевидению, радио,
магнитофонным записям и т. д. Следовательно, у них есть определен-
ный слухо-интонационный и ритмический багаж. Другое дело, что
этот багаж бессистемен. Значит, еще одной из задач педагога являет-
ся приведение этого определенного запаса музыкальных впечатлений
в стройную систему, подведение под эти впечатления четкой интел-
лектуальной основы. В этом помогут те обстоятельства, что учащиеся
старшего возраста реже, чем малыши, не обладают координацией
слуха и голоса. Кроме того, они приходят с более значительным, чем
у детей младшего возраста, объемом памяти, что дает им возмож-
ность быстрее схватить суть теоретических объяснений и скорее их
запомнить. Все эти положения как раз и способствуют тому, что ог-
ромный разрыв в количестве лет обучения учащихся разного возраста
в значительной мере компенсируется скоростью восприятия. Все это
способствует целесообразности ускоренного обучения таких учащих-
ся.
Исходя из рассмотренного выше, можно сделать определенные вы-
воды в построении учебного процесса на уроках сольфеджио в этих
группах:
1. В классной работе особое внимание следует обращать на прак-
тические навыки учащихся.
2. Основную работу по усвоению теоретического материала воз-
можно перенести на домашнюю работу.
3. По возможности необходимо укрепить практические навыки и в
домашней работе. Для их проверки следует пользоваться технически-
ми средствами (магнитофон, грампластинки).
Начальные занятия в группе старших учащихся в первой своей
части почти не отличаются от первого занятия в подготовительной
группе или в первом классе. Так же как и там, учащиеся знакомятся с
основными средствами музыкальной выразительности. Им сообщает-
ся о роли композитора, исполнителя и слушателя в процессе созда-
ния, исполнения и восприятия музыкального произведения.
Говорится о роли интонации и ритма как носителей основного содер-
жания произведения. Дается понятие интонационной высоты, сооб-
щаются сведения о сопровождении, выясняется роль гармонии и
оркестровки. Все эти сведения иллюстрируются инструментальными,
вокальными, оркестровыми и хоровыми примерами из народной му-
зыки, музыки композиторов-классиков, довременных композиторов,
эстрадной музыки. Подробное описание основных средств музыкаль-
ной выразительности дано в изданных учебниках по элементарной
теории музыки. Поэтому в качестве домашнего задания учащимся,
кроме записей, сделанных в классе, предлагается прочитать соответ-
ствующие разделы учебника, рекомендованного преподавателем.
Все перечисленные выше сведения должны быть рассказаны до-
ходчивым, понятным языком, и их изложение должно быть весьма
лаконичным, с тем чтобы суметь уложиться всего в половину урока.
На первом же занятии учащимся сообщается о значении предмета
сольфеджио в деле воспитания грамотного музыканта, говорится о
главных целях и задачах предмета, перечисляются основные виды ра-
боты, которыми будут заниматься учащиеся.
Тут же начинается и практическая часть занятия, которая прохо-
дит у фортепианной клавиатуры. Детям сообщается, что одной из
главных задач сольфеджио является выработка умения сознательного
интонирования с называнием звука. Учащимся напоминается, что
всего имеется семь основных названий нот: до, ре, ми, фа, соль, ля,
си. При помощи этих семи нот, иногда с их изменением на полутон в
сторону повышения (такое явление в нотной записи отражается вы-
ставлением знака Ц — диез) или понижения (знак \> — бемоль),
можно спеть любую мелодию. При этом петь ее в зависимости от
удобства для исполнения тем или иным голосом или на том или ином
инструменте можно от звуков разной высоты. Соотношения звуков по
звучанию при этом будут одинаковыми, а названия — разными. Все
зависит от тональности. (Преподаватель исполняет ту или иную пес-
ню от разных звуков. Учащиеся при этом не только слушают, но и
смотрят на клавиатуру.)
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу