Название: Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников
Скачать
Автор: Савельева Елена Александровна
Издательство: Детство-пресс, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2010
Скачать
Истоки способностей и дарова-
ний детей находятся на кончиках
пальцев.
8. А. Сухомлинский
О влиянии мануальных воздействий на развитие челове-
ческого мозга известно давно, начиная со [ в. до н.э. Китай-
ские специалисты утверждают, что игры с участием рук при-
водят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кис-
тей рук в Китае с давних пор применяются специальные уп-
ражнения с каменными и металлическими шариками. В Япо-
нии щироко распространены упражнения с грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство
для развития мелкой моторики и речи в их единстве и вза-
имосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх со-
держание стихотворения изображается с помошью движения
рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способ-
ствуют развитию творческой активности, мышления, речи,
мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управ-
лять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малы-
шей и легко запоминаются.
Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчи-
ковые игры, выполняемые одной рукой (например, игры «Ма-
ленький паук», «Жаба», «Маленькая черепаха»). Для самых
маленьких важны спокойно-ласковое настроение и осторож-
ное, бережное прикосновение.
Движения правой и левой рук контролируются разными
полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять
нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же
движения другой рукой. Персонажи предлагаемых пальчико-
вых игр (бабочка, рыбки, лошадки и др.) знакомы и понятны
малышам.
Трехлетние малыши осваивают игры для двух рук, напри-
мер в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку,
а другая — мышку.
С четырех лет дети могут играть в игры, в которых не-
сколько явлений или действий сменяют друг друга (напри-
мер, игры «Тучи», «Домик», «Гроза», «Капитан», «Краб-хвас-
тун», «Оркестр», «Осенью», «Солдатики», «Танец», «Любо-
пытная ворона», «На высокой скале», «Кошка», «Наш обед»,
«Курочка», «Супчик», «Жужелица», «Росточек», «Вороны»,
«Мои игрушки», «Козлята», «Улиточки», «Комарики», «Зай-
ка-барабанщик», «Рыбки», «Кролик», «Гусеничка», «Ужи»,
«Добрый пес»).
Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным
мелким подручным реквизитом — бусинами, карандашами,
тканью, бумагой и т.п. (например, игры «Дождевые червяч-
ки», «Жаба», «Паучихи», «Маленький художник», «Непроше-
ный гость», «Подарок для заиньки», «Динозаврики», «Верто-
лет», «Пирог»). Пальчиковая гимнастика поможет предупре-
дить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть
это отставание.
Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки —
сгибания и разгибания пальчиков (например, игры «Наши
пальчики», «Пальчики-забияки», «Цветок», «Моя семья»,
«Пчелки», «Мышиная семья») — это простейший набор движе-
ний. Можно расширить диапазон использования пальчиковых
форм в повседневной работе с ребенком. Например, игрой
«Наши пальчики» вы можете предварять занятия по лепке, ри-
сованию, конструированию, аппликации. Она поможет разо-
греть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую си-
туацию.
Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уде-
лять внимание их расслаблению. В данном пособии имеется
немало направленных на это игр-упражнений: «Сороко-
ножки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Дельфи-
ны», «Паучихи», «Заборчик», «Радуга», «Веселые лошад-
ки», «Маленький художник», «Паром», «Блины», «По грибы»
и др.
Прежде чем показывать пальчиковую забаву малышу, сна-
чала сами проиграйте ее сюжет. Перед игрой надо обсудить ее
содержание, отработать ключевые жесты и комбинации паль-
цев. Это не только подготовит малыша к правильному выпол-
нению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоци-
ональный настрой.
Следует медленно показывать позу кисти руки. Если
малыш не может самостоятельно выполнить движение, надо
взять его ручку в свою и действовать вместе. При выполнении
упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему
собственную увлеченность игрой. Почаще приглашайте малы-
ша к совместным действиям.
Не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач
(к примеру, показывать движения и произносить стихотворе-
ние), так как объем внимания у него ограничен, поэтому
сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Стимули-
руйте подпевание, старайтесь не замечать, если он поначалу
делает что-то неправильно, хвалите за успехи.
Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия
зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть
руку вправо, и наоборот.
Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчи-
ковых играх. В этой кните есть множество упражнений на удер-
жание позы: «Слон», «Краб», «Улитки-недотрожки», «Бараш-
ки», «Краб-хвастун», «Филин», «Воздушный шарик», «Танец»,
«Любопытная ворона», «Радуга», «Наш обед», «Курочка»,
«Птичка», «Мои игрушки», «Динозаврики», «ЁЕжонок», «Кро-
лик», «Зайка-барабанщик», «Хитрый кот», «Комарики»,
«Жучок», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка», «Улиточки»,
«Добрый пес», «Совушка», «Енот-чистюля», «Лисица», «На
Новый год» и др.
Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движе-
ний, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков само-
обслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний
ит. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных
движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответ-
ствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок»,
«Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики»,
«Пальчики-забияки», «Мышиная семья», «Пчелки», «Ночью»,
«Белочкин запас», «По грибы» и др.
Особенностью этого пособия является то, что в нем пред-
лагаются задания на развитие не только первых трех пальцев
(социальной зоны руки), и так активных в быту и в общении,
но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного
пальца и мизинца, которые часто остаются без внимания
(игры «Слон», «Динозаврики», «Барашки», «Цветок», «Танец»,
«Хитрый кот», «Жучок», «Козлята», «Наши пальчики», «Доб-
рый пес», «Пальчики-забияки», «Пчелки», «Мышиная семья»,
«Рыбалка» и др.)
Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют со-
зданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чув-
ства ритма. Это выгодно отличает данное пособие от появив-
шихся в последнее время сборников пальчиковых игр, основ-
ная нель которых — подготовка руки к Письму.
Одни игры, приведенные в данном пособии, научат малы-
ша счету («Сороконожки», «Цветок», «Маленький художник»,
«Гусеничка», «День рождения сурка»), другие, в которых ре-
бенок должен действовать, используя обе руки, помогут усво-
ИТЬ ПОНЯТИЯ «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Ось-
миноги», «Радуга», «Веселый воробей», «Совушка» и др.), по-
знакомят с явлениями природы («Гроза», «Радуга», «Осенний
ветер» и др.) и с ее сезонными изменениями («Осенью», «Уро-
жай», «Листопад», «Снежинки», «На Новый год», «Ледоход» и
др.), расскажут, как зовется каждый пальчик («Наши пальчи-
ки»), создадут представления о животных и их особенностях
(«Маленький паук», «Дождевые червячки», «Краб», «Улитки-
недотрожки», «Дельфины», «Маленькая черепаха», «Рыбки»,
«Кошка и мышка», «Филин», «Кошка», «Курочка», «Паучихи»,
«Кит», «Ужи», «Гусеничка», «Ежонок», «Кролик», «Комари-
ки», «Воробъята», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка»,
«Енот-чистюля» и др), разовьют внимательность.
Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью на-
страивать детей на концентрацию внимания, что также может
быть использовано педагогом, но по этой же причине ими
нельзя злоупотреблять — в течение дня к ним можно обра-
щаться несколько раз, но понемногу.
Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются по-
движность, гибкость), что облегчает приобретение детьми на-
выков рисования и письма.
Отечественные ученые (В.М. Бехтерев, М. М. Кольцова,
Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, лси-
хику детей, подтверждают связь движений рук с развитием
умственной деятельности и речи.
Установлено, что уровень развития речи детей находится
в прямой зависимости от степени сформированности движе-
ний пальцев. В ходе исследований была выявлена такая зако-
номерность: если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы;
если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается
и речевое развитие. Некоторые исследователи даже относят
кисть руки к речевому аппарату. Поэтому, чтобы научить ре-
бенка правильно говорить, необходимо не только заниматься
произносительной стороной речи, но и развивать подвижность
пальцев.
Систематические упражнения по тренировке пальцев яв-
ляются средством стимуляции активности коры головного
мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления
и звукопроизношения. Совершенствовать эти процессы вам
помогут приведенные в этой книге авторские игры, сочета-
ющие в себе пальчиковые забавы и простые логопедические
упражнения.
Для развития речевого дыхания учите ребенка длительному
ротовому выдоху. Ведь для того, чтобы произнести разверну-
тую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно
владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом
через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху яв-
ляются подготовительным этапом для формирования шипя-
щих и свистящих звуков.
Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох
и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то рече-
вое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и
удлинение выдоха. В данном сборнике представлено достаточ-
но игр по развитию дыхания («Снежинки», «Осенний ветер»,
«Мыльные пузыри», «День рождения сурка», «Воздушный
шарик», «Ночью», «Ужи», «Комарики» и др.).
При произнесении длинных фраз дети нередко нарушают
плавность речи, добирая воздух, заканчивая предложение на
выдохе. В таких случаях им можно предлагать негромко, про-
тяжно (на выдохе) как можно дольше произносить звуки [и],
[У| (например, звук [У] в игре «Пароходик»).
Наиболее активно участвует в образовании слов язык — от
его положения зависит правильное произношение большин-
ства звуков русского языка. Поскольку занятия с маленькими
детьми часто носят подражательный характер, поиграйте с ма-
лышом в такую игру: вы будете показывать движение, а он
будет повторять за вами. Приведенные в этой книге игры-уп-
ражнения укрепляют мышцы губ и языка, готовят органы ар-
тикуляции к правильному произнесению звуков (игры
«Котик», «Веселые лошадки», «Моя лошадка», «Стрелочки в
часах»).
В возрасте от двух до шести лет ребенок обладает повы-
шенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысло-
вой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса,
громкость произносимого текста должны быть особенно вы-
разительными. Малыш воспринимает текст лучше, когда
взрослый читает его наизусть.
Стихи нужно произносить то повышая, то понижая голос,
делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять
синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста
трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им
достаточно выполнять движения вместе со взрослым.
У старших дошкольников четкое, правильное произноше-
ние звуков зависит от хорошо развитого речевого слуха. На
данном возрастном этапе особое внимание следует уделять
совершенствованию фонематического слуха, то есть способ-
ности отличать один звук от другого. В данном сборнике есть
игры-упражнения на развитие фонематического слуха (игры
«Жужелица», «Жучок», «Ужи» и др.).
Развитию основных качеств голоса (силы, высоты) помо-
гают игры, в которых малыш учится повышать или понижать
тон голоса, например изображая тоненьким голосом мышку в
игре «Кошка и мышка».
Важно помнить, что у маленьких детей голосообразующий
аппарат еще полностью не сформирован, поэтому взрослым
нужно следить за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голос, обе-
регать малыша от форсирования голоса, длительных нагрузок,
которые возникают, если ребенок разговаривает слишком гром-
ко или кричит.
Многократное повторение в игре простых звучаний очень
полезно для развития речи малыша. Взрослый может учить
ребенка на своем примере, активно побуждая его к подража-
нию (игры «Заборчик», «Барабан», «Солдатики», «Снежинки»,
«Зайка-барабанщик», «Добрый пес»). Особенно это касается
детей, которые в связи со своими индивидуальными особен-
ностями нуждаются в активной помощи взрослых.
Старшие дошкольники могут осваивать в играх интонаци-
онные средства выразительности: их учат регулировать высоту
и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое уда-
рение (игры «Росточек», «Наш обед», «Супчик», «Мои игруш-
КИ», «Клей», «Урожай», «Белочкин запас», «Подарок для за-
иньки», «Лисица», «Совушка», «На Новый год», «По грибы»,
«Листопад» и др.).
Поскольку произнесение слов и фраз шепотом требует
более четкой артикуляции звуков, целесообразно использовать
шепотную речь при заучивании наизусть, когда дети читают
стихотворение вместе со взрослым (игра «Ужи»). Это способ-
ствует лучшему запоминанию текста и отработке правильного
произношения всех звуков.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству — ре-
бенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в
которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партне-
ра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.
Важное значение жестовой игры заключается еще в том,
что, будучи выразительно и красиво показанной воспитателя-
ми, она дает импульс к возникновению в ребенке живого
10
образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобраз-
ной внутренней, душевной подвижности. Занятия особенно
интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются
рифмованная речь и движения.
С возрастом пальчиковые игры усложняются — можно ра-
зыгрывать целые сцены.
Игры с пальчиками — это театр, актеры которого всегда
с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица
и придать им еще болышую выразительность, достаточно фло-
мастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько
фломастеров разных цветов); можно вырезать из цветной бума-
ги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т. п.
Наибольшее внимание маленьких детей привлекают паль-
чиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки ра-
дует и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи
можно петь на любую подходящую мелодию.
В заключение хотелось бы дать несколько простых реко-
мендаций по проведению занятий.
У Перед началом игры создайте положительный эмоцио-
нальный настрой.
У Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным
слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
У Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач
(к примеру, показывать движения и произносить стихотворе-
ние) — сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
У Длительность игр с двухлетними малышами — 5—10
минут; занятия с детьми 3—4 лет не должны превышать
15 минут, с ребятами 5—6 лет — 25 минут.
У Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настро-
ения, лучше отложить занятие до более подходящего вре-
мени.
У Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооцен-
ку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все
получится.
Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребен-
ком!
Скачать
Сборники
Книги для музыкальных руководителей
Скачать
Автор: Савельева Елена Александровна
Издательство: Детство-пресс, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2010
Скачать
В книгу включены авторские игры, органично сочетающие пальчиковую гимнастику с наиболее распространенными и простыми дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Они помогут выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечат четкое произношение звуков, разовьют слуховое внимание. Ребенок научится быстрее запоминать и правильно, не переставляя слова, рассказывать короткие стихотворения.
Материал представлен таким образом, чтобы педагог смог составить картотеку для оборудования логопедического кабинета.
ВведениеМатериал представлен таким образом, чтобы педагог смог составить картотеку для оборудования логопедического кабинета.
Истоки способностей и дарова-
ний детей находятся на кончиках
пальцев.
8. А. Сухомлинский
О влиянии мануальных воздействий на развитие челове-
ческого мозга известно давно, начиная со [ в. до н.э. Китай-
ские специалисты утверждают, что игры с участием рук при-
водят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кис-
тей рук в Китае с давних пор применяются специальные уп-
ражнения с каменными и металлическими шариками. В Япо-
нии щироко распространены упражнения с грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство
для развития мелкой моторики и речи в их единстве и вза-
имосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх со-
держание стихотворения изображается с помошью движения
рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способ-
ствуют развитию творческой активности, мышления, речи,
мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управ-
лять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малы-
шей и легко запоминаются.
Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчи-
ковые игры, выполняемые одной рукой (например, игры «Ма-
ленький паук», «Жаба», «Маленькая черепаха»). Для самых
маленьких важны спокойно-ласковое настроение и осторож-
ное, бережное прикосновение.
Движения правой и левой рук контролируются разными
полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять
нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же
движения другой рукой. Персонажи предлагаемых пальчико-
вых игр (бабочка, рыбки, лошадки и др.) знакомы и понятны
малышам.
Трехлетние малыши осваивают игры для двух рук, напри-
мер в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку,
а другая — мышку.
С четырех лет дети могут играть в игры, в которых не-
сколько явлений или действий сменяют друг друга (напри-
мер, игры «Тучи», «Домик», «Гроза», «Капитан», «Краб-хвас-
тун», «Оркестр», «Осенью», «Солдатики», «Танец», «Любо-
пытная ворона», «На высокой скале», «Кошка», «Наш обед»,
«Курочка», «Супчик», «Жужелица», «Росточек», «Вороны»,
«Мои игрушки», «Козлята», «Улиточки», «Комарики», «Зай-
ка-барабанщик», «Рыбки», «Кролик», «Гусеничка», «Ужи»,
«Добрый пес»).
Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным
мелким подручным реквизитом — бусинами, карандашами,
тканью, бумагой и т.п. (например, игры «Дождевые червяч-
ки», «Жаба», «Паучихи», «Маленький художник», «Непроше-
ный гость», «Подарок для заиньки», «Динозаврики», «Верто-
лет», «Пирог»). Пальчиковая гимнастика поможет предупре-
дить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть
это отставание.
Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки —
сгибания и разгибания пальчиков (например, игры «Наши
пальчики», «Пальчики-забияки», «Цветок», «Моя семья»,
«Пчелки», «Мышиная семья») — это простейший набор движе-
ний. Можно расширить диапазон использования пальчиковых
форм в повседневной работе с ребенком. Например, игрой
«Наши пальчики» вы можете предварять занятия по лепке, ри-
сованию, конструированию, аппликации. Она поможет разо-
греть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую си-
туацию.
Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уде-
лять внимание их расслаблению. В данном пособии имеется
немало направленных на это игр-упражнений: «Сороко-
ножки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Дельфи-
ны», «Паучихи», «Заборчик», «Радуга», «Веселые лошад-
ки», «Маленький художник», «Паром», «Блины», «По грибы»
и др.
Прежде чем показывать пальчиковую забаву малышу, сна-
чала сами проиграйте ее сюжет. Перед игрой надо обсудить ее
содержание, отработать ключевые жесты и комбинации паль-
цев. Это не только подготовит малыша к правильному выпол-
нению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоци-
ональный настрой.
Следует медленно показывать позу кисти руки. Если
малыш не может самостоятельно выполнить движение, надо
взять его ручку в свою и действовать вместе. При выполнении
упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему
собственную увлеченность игрой. Почаще приглашайте малы-
ша к совместным действиям.
Не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач
(к примеру, показывать движения и произносить стихотворе-
ние), так как объем внимания у него ограничен, поэтому
сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Стимули-
руйте подпевание, старайтесь не замечать, если он поначалу
делает что-то неправильно, хвалите за успехи.
Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия
зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть
руку вправо, и наоборот.
Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчи-
ковых играх. В этой кните есть множество упражнений на удер-
жание позы: «Слон», «Краб», «Улитки-недотрожки», «Бараш-
ки», «Краб-хвастун», «Филин», «Воздушный шарик», «Танец»,
«Любопытная ворона», «Радуга», «Наш обед», «Курочка»,
«Птичка», «Мои игрушки», «Динозаврики», «ЁЕжонок», «Кро-
лик», «Зайка-барабанщик», «Хитрый кот», «Комарики»,
«Жучок», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка», «Улиточки»,
«Добрый пес», «Совушка», «Енот-чистюля», «Лисица», «На
Новый год» и др.
Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движе-
ний, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков само-
обслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний
ит. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных
движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответ-
ствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок»,
«Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики»,
«Пальчики-забияки», «Мышиная семья», «Пчелки», «Ночью»,
«Белочкин запас», «По грибы» и др.
Особенностью этого пособия является то, что в нем пред-
лагаются задания на развитие не только первых трех пальцев
(социальной зоны руки), и так активных в быту и в общении,
но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного
пальца и мизинца, которые часто остаются без внимания
(игры «Слон», «Динозаврики», «Барашки», «Цветок», «Танец»,
«Хитрый кот», «Жучок», «Козлята», «Наши пальчики», «Доб-
рый пес», «Пальчики-забияки», «Пчелки», «Мышиная семья»,
«Рыбалка» и др.)
Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют со-
зданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чув-
ства ритма. Это выгодно отличает данное пособие от появив-
шихся в последнее время сборников пальчиковых игр, основ-
ная нель которых — подготовка руки к Письму.
Одни игры, приведенные в данном пособии, научат малы-
ша счету («Сороконожки», «Цветок», «Маленький художник»,
«Гусеничка», «День рождения сурка»), другие, в которых ре-
бенок должен действовать, используя обе руки, помогут усво-
ИТЬ ПОНЯТИЯ «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Ось-
миноги», «Радуга», «Веселый воробей», «Совушка» и др.), по-
знакомят с явлениями природы («Гроза», «Радуга», «Осенний
ветер» и др.) и с ее сезонными изменениями («Осенью», «Уро-
жай», «Листопад», «Снежинки», «На Новый год», «Ледоход» и
др.), расскажут, как зовется каждый пальчик («Наши пальчи-
ки»), создадут представления о животных и их особенностях
(«Маленький паук», «Дождевые червячки», «Краб», «Улитки-
недотрожки», «Дельфины», «Маленькая черепаха», «Рыбки»,
«Кошка и мышка», «Филин», «Кошка», «Курочка», «Паучихи»,
«Кит», «Ужи», «Гусеничка», «Ежонок», «Кролик», «Комари-
ки», «Воробъята», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка»,
«Енот-чистюля» и др), разовьют внимательность.
Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью на-
страивать детей на концентрацию внимания, что также может
быть использовано педагогом, но по этой же причине ими
нельзя злоупотреблять — в течение дня к ним можно обра-
щаться несколько раз, но понемногу.
Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются по-
движность, гибкость), что облегчает приобретение детьми на-
выков рисования и письма.
Отечественные ученые (В.М. Бехтерев, М. М. Кольцова,
Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, лси-
хику детей, подтверждают связь движений рук с развитием
умственной деятельности и речи.
Установлено, что уровень развития речи детей находится
в прямой зависимости от степени сформированности движе-
ний пальцев. В ходе исследований была выявлена такая зако-
номерность: если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы;
если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается
и речевое развитие. Некоторые исследователи даже относят
кисть руки к речевому аппарату. Поэтому, чтобы научить ре-
бенка правильно говорить, необходимо не только заниматься
произносительной стороной речи, но и развивать подвижность
пальцев.
Систематические упражнения по тренировке пальцев яв-
ляются средством стимуляции активности коры головного
мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления
и звукопроизношения. Совершенствовать эти процессы вам
помогут приведенные в этой книге авторские игры, сочета-
ющие в себе пальчиковые забавы и простые логопедические
упражнения.
Для развития речевого дыхания учите ребенка длительному
ротовому выдоху. Ведь для того, чтобы произнести разверну-
тую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно
владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом
через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху яв-
ляются подготовительным этапом для формирования шипя-
щих и свистящих звуков.
Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох
и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то рече-
вое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и
удлинение выдоха. В данном сборнике представлено достаточ-
но игр по развитию дыхания («Снежинки», «Осенний ветер»,
«Мыльные пузыри», «День рождения сурка», «Воздушный
шарик», «Ночью», «Ужи», «Комарики» и др.).
При произнесении длинных фраз дети нередко нарушают
плавность речи, добирая воздух, заканчивая предложение на
выдохе. В таких случаях им можно предлагать негромко, про-
тяжно (на выдохе) как можно дольше произносить звуки [и],
[У| (например, звук [У] в игре «Пароходик»).
Наиболее активно участвует в образовании слов язык — от
его положения зависит правильное произношение большин-
ства звуков русского языка. Поскольку занятия с маленькими
детьми часто носят подражательный характер, поиграйте с ма-
лышом в такую игру: вы будете показывать движение, а он
будет повторять за вами. Приведенные в этой книге игры-уп-
ражнения укрепляют мышцы губ и языка, готовят органы ар-
тикуляции к правильному произнесению звуков (игры
«Котик», «Веселые лошадки», «Моя лошадка», «Стрелочки в
часах»).
В возрасте от двух до шести лет ребенок обладает повы-
шенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысло-
вой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса,
громкость произносимого текста должны быть особенно вы-
разительными. Малыш воспринимает текст лучше, когда
взрослый читает его наизусть.
Стихи нужно произносить то повышая, то понижая голос,
делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять
синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста
трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им
достаточно выполнять движения вместе со взрослым.
У старших дошкольников четкое, правильное произноше-
ние звуков зависит от хорошо развитого речевого слуха. На
данном возрастном этапе особое внимание следует уделять
совершенствованию фонематического слуха, то есть способ-
ности отличать один звук от другого. В данном сборнике есть
игры-упражнения на развитие фонематического слуха (игры
«Жужелица», «Жучок», «Ужи» и др.).
Развитию основных качеств голоса (силы, высоты) помо-
гают игры, в которых малыш учится повышать или понижать
тон голоса, например изображая тоненьким голосом мышку в
игре «Кошка и мышка».
Важно помнить, что у маленьких детей голосообразующий
аппарат еще полностью не сформирован, поэтому взрослым
нужно следить за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голос, обе-
регать малыша от форсирования голоса, длительных нагрузок,
которые возникают, если ребенок разговаривает слишком гром-
ко или кричит.
Многократное повторение в игре простых звучаний очень
полезно для развития речи малыша. Взрослый может учить
ребенка на своем примере, активно побуждая его к подража-
нию (игры «Заборчик», «Барабан», «Солдатики», «Снежинки»,
«Зайка-барабанщик», «Добрый пес»). Особенно это касается
детей, которые в связи со своими индивидуальными особен-
ностями нуждаются в активной помощи взрослых.
Старшие дошкольники могут осваивать в играх интонаци-
онные средства выразительности: их учат регулировать высоту
и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое уда-
рение (игры «Росточек», «Наш обед», «Супчик», «Мои игруш-
КИ», «Клей», «Урожай», «Белочкин запас», «Подарок для за-
иньки», «Лисица», «Совушка», «На Новый год», «По грибы»,
«Листопад» и др.).
Поскольку произнесение слов и фраз шепотом требует
более четкой артикуляции звуков, целесообразно использовать
шепотную речь при заучивании наизусть, когда дети читают
стихотворение вместе со взрослым (игра «Ужи»). Это способ-
ствует лучшему запоминанию текста и отработке правильного
произношения всех звуков.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству — ре-
бенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в
которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партне-
ра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.
Важное значение жестовой игры заключается еще в том,
что, будучи выразительно и красиво показанной воспитателя-
ми, она дает импульс к возникновению в ребенке живого
10
образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобраз-
ной внутренней, душевной подвижности. Занятия особенно
интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются
рифмованная речь и движения.
С возрастом пальчиковые игры усложняются — можно ра-
зыгрывать целые сцены.
Игры с пальчиками — это театр, актеры которого всегда
с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица
и придать им еще болышую выразительность, достаточно фло-
мастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько
фломастеров разных цветов); можно вырезать из цветной бума-
ги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т. п.
Наибольшее внимание маленьких детей привлекают паль-
чиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки ра-
дует и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи
можно петь на любую подходящую мелодию.
В заключение хотелось бы дать несколько простых реко-
мендаций по проведению занятий.
У Перед началом игры создайте положительный эмоцио-
нальный настрой.
У Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным
слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
У Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач
(к примеру, показывать движения и произносить стихотворе-
ние) — сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
У Длительность игр с двухлетними малышами — 5—10
минут; занятия с детьми 3—4 лет не должны превышать
15 минут, с ребятами 5—6 лет — 25 минут.
У Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настро-
ения, лучше отложить занятие до более подходящего вре-
мени.
У Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооцен-
ку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все
получится.
Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребен-
ком!
Скачать
Сборники
Книги для музыкальных руководителей
Последнее редактирование модератором: