По страницам Детского альбома П.И. Чайковского
Подготовительная группа
Автор: В. Старченко
Цель: Закрепление знаний детей о русском композиторе П.И. Чайковском и знакомство с новыми произведениями композитора.
Задачи:
Скачать сценарий
Ведущий:
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
Дети садятся на ковер.
Ведущий:
Ребята, сегодня я пригласила вас на встречу с чудесной музыкой П.И. Чайковского. И говорить мы будем сегодня о «Детском альбоме». Как вы думаете, почему его назвали детским альбомом?
Ответы детей.
Ведущий:
Вы правы, в нем собраны музыкальные пьесы для детей. Это музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей в те времена, когда жил сам П.И. Чайковский. Эта музыка знакома и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня она будет звучать для вас.
Ведущий:
Бом-бом! Бом-бом!
Открывается альбом!
Не простой, а музыкальный —
То веселый, то печальный.
Сколько разных здесь мелодий
Проживает дружно в нем.
Написал их Петр Чайковский
Много лет тому назад
Для племянника Володи
И для всех, для всех ребят.
Много сказочных историй
И про радость, и про горе,
Игр забавных и затей
Мы найдем здесь для детей.
Ведущий:
А сейчас настало время совершить путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского. В нем есть красочные картинки из жизни детей. Под каждой из них спрятана музыка. Чтобы она зазвучала, нам нужно выбрать любую картинку и нажать на кнопку. Какую же картинку вы хотите открыть первой?
Дети выбирают.
Ведущий:
А сейчас прозвучит музыкальная загадка. Если вы сможете по началу произведения определить название, то картинка оживет.
Звучит отрывок «Вальс» П.И. Чайковского.
Ведущий:
Правильно, молодцы.
Раз, два, три — картинка оживи.
Видео. Показ мультфильма «Вальс» П.И. Чайковского.
Ведущий:
Мне убеждать не надо вас:
Король всех танцев — это вальс!
Как сладко музыка звучит,
Сам танец — как полет!
Душа за музыкой летит
Вперед, вперед, вперед!
Ведущий:
Желающие танцевать вальс приглашаются в центр зала. Можно взять реквизит: легкий шарфик, цветы, султанчики или танцевать без предмета.
Звучит «Вальс». Девочки исполняют импровизированный танец с легкими шарфами, цветами, султанчиками.
Ведущий:
Ребята, какие движения были у девочек?
Ответы детей.
Ведущий:
А соответствовал ли танец наших исполнителей характеру музыки?
Ответы детей.
Ведущий:
Настало время выбирать следующую музыкальную картинку.
Видео. Показ мультфильма «Игра в лошадки».
Ведущий:
Как вы думаете, как называется это произведение?
Какой характер произведения?
Ответы детей.
Ведущий:
Эй, наездники лихие, выходите,
Своих резвых коней сюда выводите!
Звучит «Игра в лошадки» П.И. Чайковского.
Проводится подвижная игра «Наездники».
Дети бегают в одном направлении, изображая наездников.
Ведущий:
А сейчас прозвучит музыкальная загадка. Если вы сможете по началу произведения определить название, то картинка оживет.
Звучит отрывок «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Ведущий:
Правильно, молодцы.
Раз, два, три — картинка оживи.
Видео. Показ мультфильма «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий:
Какой характер произведения?
Ответы детей.
Ведущий:
Кто хочет стать барабанщиками — возьмите палочки. Кто хочет на минутку превратиться в деревянных солдатиков, выходите на середину зала.
Раз-два! Повернись!
Шаг вперед! Улыбнись!
Спинку прямо, грудь вперед!
Строй солдатиков идет!
Звучит «Марш деревянных солдатиков». Дети имитируют игру на барабанах и маршируют.
Ведущий:
Ребята, под знаком вопроса скрылась волшебная музыка, которая изображает сказочного героя. Поможет узнать этого героя один из предметов: копье, лошадка, метла, кукла, цветы, маракас, барабан.
Звучит пьеса «Баба Яга». Дети изображают действия с предметами под музыку.
Ведущий:
Какой предмет подходит для нашего сказочного героя?
Что может делать герой с таким предметом?
Ответы детей.
Ведущий:
А сейчас посмотрим на экран и увидим, кто был прав в своем выборе.
Видео. Показ мультфильма по пьесе «Баба Яга».
Ведущий:
Что можно делать под такую музыку?
Ответы детей.
Ведущий:
П.И. Чайковский изобразил веселый карнавал в итальянском городе Неаполе. Сейчас вы можете выбрать любой инструмент и поучаствовать в карнавале.
Сейчас вы можете выбрать любой инструмент и поучаствовать в карнавале. Мы создадим с вами оркестр. У нас есть много инструментов.
Можно выбрать для себя любой.
Звучит «Неаполитанская песенка». Дети играют на музыкальных инструментах.
Ведущий:
Ребята, как вы думаете, где можно услышать и увидеть в наше время музыку Чайковского?
Ответы детей.
Ведущий:
А сейчас для вас я нажимаю последнюю кнопку под названием «сюрприз». Мы отправляемся с вами в театр оперы и балета на музыкальный спектакль — балет.
Видео. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Ведущий:
Ребята, вы наверное догадались, как называется этот танец?
Танец из какой сказки мы слушали?
Ответы детей.
Ведущий:
Среди вас тоже есть начинающие балерины. Мы приглашаем девочек показать свой «Танец цветов».
Звучит «Танец цветов».
Ведущий:
Вот и закончилось наше путешествие по музыкальным страницам «Детского альбома».
Ребята, а какая пьеса вам больше всего понравилась?
Ответы детей.
Ведущий:
Мы еще с вами будем слушать много разной и красивой музыки, в том числе музыку других композиторов. А сейчас наше путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского закончилось.
До свидания! До новых встреч!
Подготовительная группа
Автор: В. Старченко
Цель: Закрепление знаний детей о русском композиторе П.И. Чайковском и знакомство с новыми произведениями композитора.
Задачи:
- Учить различать характер музыки и понимать содержание пьес.
- Побуждать детей к активному восприятию музыки.
- Вызвать эмоциональную реакцию на музыку П.И. Чайковского.
- Развивать творческие способности детей в импровизациях.
Ход мероприятия
Звучит музыка П.И. Чайковского. Дети входят в зал.Ведущий:
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
Дети садятся на ковер.
Ведущий:
Ребята, сегодня я пригласила вас на встречу с чудесной музыкой П.И. Чайковского. И говорить мы будем сегодня о «Детском альбоме». Как вы думаете, почему его назвали детским альбомом?
Ответы детей.
Ведущий:
Вы правы, в нем собраны музыкальные пьесы для детей. Это музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей в те времена, когда жил сам П.И. Чайковский. Эта музыка знакома и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня она будет звучать для вас.
Ведущий:
Бом-бом! Бом-бом!
Открывается альбом!
Не простой, а музыкальный —
То веселый, то печальный.
Сколько разных здесь мелодий
Проживает дружно в нем.
Написал их Петр Чайковский
Много лет тому назад
Для племянника Володи
И для всех, для всех ребят.
Много сказочных историй
И про радость, и про горе,
Игр забавных и затей
Мы найдем здесь для детей.
Ведущий:
А сейчас настало время совершить путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского. В нем есть красочные картинки из жизни детей. Под каждой из них спрятана музыка. Чтобы она зазвучала, нам нужно выбрать любую картинку и нажать на кнопку. Какую же картинку вы хотите открыть первой?
Дети выбирают.
Ведущий:
А сейчас прозвучит музыкальная загадка. Если вы сможете по началу произведения определить название, то картинка оживет.
Звучит отрывок «Вальс» П.И. Чайковского.
Ведущий:
Правильно, молодцы.
Раз, два, три — картинка оживи.
Видео. Показ мультфильма «Вальс» П.И. Чайковского.
Ведущий:
Мне убеждать не надо вас:
Король всех танцев — это вальс!
Как сладко музыка звучит,
Сам танец — как полет!
Душа за музыкой летит
Вперед, вперед, вперед!
Ведущий:
Желающие танцевать вальс приглашаются в центр зала. Можно взять реквизит: легкий шарфик, цветы, султанчики или танцевать без предмета.
Звучит «Вальс». Девочки исполняют импровизированный танец с легкими шарфами, цветами, султанчиками.
Ведущий:
Ребята, какие движения были у девочек?
Ответы детей.
Ведущий:
А соответствовал ли танец наших исполнителей характеру музыки?
Ответы детей.
Ведущий:
Настало время выбирать следующую музыкальную картинку.
Видео. Показ мультфильма «Игра в лошадки».
Ведущий:
Как вы думаете, как называется это произведение?
Какой характер произведения?
Ответы детей.
Ведущий:
Эй, наездники лихие, выходите,
Своих резвых коней сюда выводите!
Звучит «Игра в лошадки» П.И. Чайковского.
Проводится подвижная игра «Наездники».
Дети бегают в одном направлении, изображая наездников.
Ведущий:
А сейчас прозвучит музыкальная загадка. Если вы сможете по началу произведения определить название, то картинка оживет.
Звучит отрывок «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Ведущий:
Правильно, молодцы.
Раз, два, три — картинка оживи.
Видео. Показ мультфильма «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий:
Какой характер произведения?
Ответы детей.
Ведущий:
Кто хочет стать барабанщиками — возьмите палочки. Кто хочет на минутку превратиться в деревянных солдатиков, выходите на середину зала.
Раз-два! Повернись!
Шаг вперед! Улыбнись!
Спинку прямо, грудь вперед!
Строй солдатиков идет!
Звучит «Марш деревянных солдатиков». Дети имитируют игру на барабанах и маршируют.
Ведущий:
Ребята, под знаком вопроса скрылась волшебная музыка, которая изображает сказочного героя. Поможет узнать этого героя один из предметов: копье, лошадка, метла, кукла, цветы, маракас, барабан.
Звучит пьеса «Баба Яга». Дети изображают действия с предметами под музыку.
Ведущий:
Какой предмет подходит для нашего сказочного героя?
Что может делать герой с таким предметом?
Ответы детей.
Ведущий:
А сейчас посмотрим на экран и увидим, кто был прав в своем выборе.
Видео. Показ мультфильма по пьесе «Баба Яга».
Ведущий:
Что можно делать под такую музыку?
Ответы детей.
Ведущий:
П.И. Чайковский изобразил веселый карнавал в итальянском городе Неаполе. Сейчас вы можете выбрать любой инструмент и поучаствовать в карнавале.
Сейчас вы можете выбрать любой инструмент и поучаствовать в карнавале. Мы создадим с вами оркестр. У нас есть много инструментов.
Можно выбрать для себя любой.
Звучит «Неаполитанская песенка». Дети играют на музыкальных инструментах.
Ведущий:
Ребята, как вы думаете, где можно услышать и увидеть в наше время музыку Чайковского?
Ответы детей.
Ведущий:
А сейчас для вас я нажимаю последнюю кнопку под названием «сюрприз». Мы отправляемся с вами в театр оперы и балета на музыкальный спектакль — балет.
Видео. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Ведущий:
Ребята, вы наверное догадались, как называется этот танец?
Танец из какой сказки мы слушали?
Ответы детей.
Ведущий:
Среди вас тоже есть начинающие балерины. Мы приглашаем девочек показать свой «Танец цветов».
Звучит «Танец цветов».
Ведущий:
Вот и закончилось наше путешествие по музыкальным страницам «Детского альбома».
Ребята, а какая пьеса вам больше всего понравилась?
Ответы детей.
Ведущий:
Мы еще с вами будем слушать много разной и красивой музыки, в том числе музыку других композиторов. А сейчас наше путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского закончилось.
До свидания! До новых встреч!