Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Поем с листа. Учебно-методическое пособие для уроков сольфеджио

Инна Леонидовна

Инна Леонидовна

Member
16 Июл 2022
192
0
Автор: Ю. Желнова, И. Шабунова
Год: 2009
Издательство: Феникс
Страниц: 67
Формат: PDF
Размер: 2,0 МВ
Язык: русский



скачать

Учебно-методическое пособие "Поем с листа" содержит одноголосные мелодии для исполнения на уроках сольфеджио. Мелодии выбраны из вокальных и инструментальных произведений, созданных зарубежными и русскими композиторами барочного и классико-романтического периодов. Музыкальный материал трех разделов пособия по предмету "сольфеджио" предназначен для начальных, средних и старших классов.
Пособие адресовано педагогам и учащимся детских музыкальных школ, детских школ искусств и музыкальных студий, а также учащимся сектора педагогической практики музыкальных училищ и музыкальных вузов.

От авторов-составителей
Данное пособие предназначено для занятий на уроках сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств. Музыкальный материал основан на богатейшем мелодическом наследии композиторов ХУШ-Х1Х веков. Обращение к авторским стилям продиктовано стремлением к совершенствованию музыкального восприятия учащихся. Ведь задача любого педагога состоит не только в том, чтобы научить детей чисто интонировать, бегло читая с листа, но и в том, чтобы занятия музыкой развивали музыкально-эстетический вкус и доставляли удовольствие как ученику, так и преподавателю. Наличие в сборнике различных стилевых образцов, принадлежащих русским и западноевропейским композиторам, поможет обогатить музыкальную память и расширить кругозор учащихся.
Обращение преимущественно к вокальным жанрам композиторского творчества не случайно, поскольку они в интонационном плане наиболее удобны для пения. Привлекаемые образцы из инструментальной музыки тоже близки кантиленной манере пения.
Вокальный голос ученика на уроках сольфеджио становится особым инструментом. В нем проявляется творческая индивидуальность поющего и его личностная характерность.
Типичную для занятий шлифовку мелодических и ритмических рисунков должно уравновешивать стремление к выразительному пению. На пути преодоления мелодико-ритмических трудностей в практике сольфеджирования формируются аналитические навыки учеников: умение настроиться и выделить устойчивые звуки, помогающие ощущению тональности, способность сопровождать интонирование дирижированием, необходимым для воспитания метрического чувства. Важно также учитывать музыкальный темп, агогические и динамические нюансы. Но главная цель проработки отдельных сторон мелодии - добиваться естественного музыкально-речевого высказывания, отвечающего образно-эмоциональному содержанию музыки.
Пение с листа является творческим и одновременно тестовым заданием. Чем сумели овладеть ученики, насколько прочны их певческие навыки - все это обнаруживается при попытке самостоятельно исполнить предложенную мелодию. В этой ситуации максимально обостряется отзывчивость внутреннего слуха. Прежде чем озвучивать мелодию, ученик должен почувствовать ее характер, оценить и постепенно преодолеть заложенные в ней сложности. В силу специфичности данного задания желательно подбирать для пения с лис-
та такие мелодии, которые не превышают уровня подготовки учеников.
Формы работы с материалом пособия могут быть разнообразными. Более сложные по интонационному рисунку мелодии можно разучивать непосредственно в классе и исполнять под аккомпанемент фортепиано (список нотных сборников прилагается), их можно петь наизусть, транспонировать, сольфеджировать в ансамбле и т. п. Некоторые мелодии, по усмотрению преподавателя, могут быть использованы для написания музыкальных диктантов. В виде творческого задания возможен подбор к мелодиям аккомпанемента на любом инструменте. Желательно педагогу вместе с учениками определять строение мелодии: ее деление
на мотивы, фразы и предложения. Важно расставляемые музыкально-синтаксические цезуры (при этом можно использовать цветные карандаши) соотносить с певческим дыханием, тогда фразировка будет естественной и более выразительной. Мелодии систематизированы в соответствии с действующей учебной программой
по сольфеджио, что позволяет активно их использовать на уроках. На этом основана внутренняя рубрикация пособия: I часть посвящена начальному периоду обучения (1-3 классы), II часть - среднему (4-5 классы), III часть адресована учащимся старших (6-7) классов. Внутри каждой части мелодии распределены в согласии с дидактическим принципом постепенного усложнения материала. Педагог при подборе мелодий для занятий в классе и для домашних заданий должен учитывать индивидуальные особенности учеников.
В учебном пособии приняты следующие условные обозначения: в квадратных скобках уточняется темп исполнения в тех случаях, когда авторские ремарки не выписаны.
Ю. Н. Желнова, преподаватель ДМШ № 10 им. С. С. Прокофьева, г. Ростов-на-Дону
И. М. Шабупова, профессор кафедры теории музыки и композиции
Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу