Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Пояснительная записка. Слова.

Пояснительная записка

В рамках МДОУ реализуется система коррекционно-образовательной работы, включающая индивидуальные и групповые занятия. Организация и содержание занятий определяются исходя из особенностей речевого дефекта, уровня выраженности нарушений, индивидуальных характеристик каждого ребенка, а также в соответствии с принципами традиционных логопедических методик и методических рекомендаций.

В рамках логопедических групп применяются следующие образовательные программы:

- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Лопатиной Л.В.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (старшая – подготовительная);
- Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с ОНР» (старшая, подготовительная группа);


Инновационные технологии:

- Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» (готовимся к школе по интенсивной методики);
- Агранович З.Е. «Предупреждение лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР»;
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду»;
- Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет».
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»;
- Закревская О.В. «Система работы по профилактики отставания и коррекция отклонений в развитии»;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия у детей с ОНР»;
- Ермакова И.И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков»;
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников»;
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР»;
- Селиверстов В.И. «Речевые игры детьми»;


Применение образовательных программ и педагогических технологий для обучения и воспитания дошкольников с Фонетико-фонематическим недоразвитием и Общим недоразвитием речи основано на общих закономерностях развития детей дошкольного возраста, учитывая сензитивные периоды в развитии психических процессов.

Содержание указанных программ направлено на осуществление следующих принципов воспитания и обучения:

  • Принцип концентризма подразумевает организацию учебного материала по определенным замкнутым циклам - концентрам, в пределах которых располагается речевой материал, связанный с одной лексической темой независимо от вида деятельности. Этот подход к обучению способствует эффективному усвоению и использованию детьми речевых средств в коммуникативных целях.
  • Принцип последовательности проявляется в логическом структурировании процесса обучения, начиная с простых концепций и переходя к более сложным, от известного к неизвестному.
  • Принцип коммуникативности предполагает, что обучение организуется в условиях, максимально приближенных к естественному общению, чтобы обеспечить максимальную эффективность коммуникативного взаимодействия.
  • Принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала, ситуаций общения и тем, соответствующих целям, задачам и этапам на каждом этапе коррекционно-развивающего обучения.
  • Принцип доступности определяет важность выбора материала, который соответствует возрасту, текущему уровню развития ребенка, а также программными требованиями обучения и воспитания.
  • Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную (учет желаний, интересов и эмоциональной сферы, а также статуса в коллективе), субъектную (учет свойств ребенка как субъекта деятельности) и индивидуальную.
  • Принцип интенсивности предполагает разнообразное использование различных методов на занятии, включая создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх и применение средств наглядности.
  • Принцип сознательности направлен на формирование чувства языка и языковых обобщений.
  • Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
  • Принципы наглядности, научности и прочности усвоения знаний воспитывающего обучения способствуют правильной организации процесса коррекционно-развивающего обучения.
  • Принцип структурно-системного подхода подразумевает рассмотрение речи как системы взаимосвязанных элементов, объединенных в целостное образование. Этот принцип основан на концепции С.В. Выготского о структуре речевого дефекта и способствует организации коррекционно-педагогической работы с учетом особенностей речевого нарушения.
  • Принцип комплексности включает в себя координированное применение различных методов и технологий, обеспечивающее согласованную деятельность всего коллектива специалистов.
  • Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей, в соответствии с их возможностями и затруднениями. С учетом данного принципа осуществляется группировка детей по их индивидуальным особенностям и обучение в соответствующих подгруппах.
Основное содержание логопедических занятий заключается в улучшении механизмов языковой речевой деятельности. Основной задачей является развитие связной речи, основанное на дальнейшем расширении и уточнении словарного запаса в разговорной и письменной речи, а также на умении использовать разнообразные грамматические формы слова и словообразовательные модели, различные синтаксические конструкции.

Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных аспектов языковой способности. Особое внимание уделяется переработке уже усвоенных знаний, их дальнейшей конкретизации и дифференциации, а также на формировании умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями для определения их последовательности и временной ориентации.
На занятиях логопеда также проводится работа по улучшению анализа и синтеза звуков в словах. Большое внимание уделяется осознанию и накоплению языковых явлений, формированию языковых обобщений и развитию "чувства языка", что способствует успешному вхождению детей в школьную программу.


Скачать текст

 

Вложения

  • Пояснительная записка.docx
    18.3 KB · Просмотры: 1
Последнее редактирование модератором:
Похожие темы История
Алёна Марковна 133

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить