Пояснительная записка
В рамках МДОУ реализуется система коррекционно-образовательной работы, включающая индивидуальные и групповые занятия. Организация и содержание занятий определяются исходя из особенностей речевого дефекта, уровня выраженности нарушений, индивидуальных характеристик каждого ребенка, а также в соответствии с принципами традиционных логопедических методик и методических рекомендаций.В рамках логопедических групп применяются следующие образовательные программы:
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Лопатиной Л.В.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (старшая – подготовительная);
- Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с ОНР» (старшая, подготовительная группа);
Инновационные технологии:
- Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» (готовимся к школе по интенсивной методики);
- Агранович З.Е. «Предупреждение лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР»;
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду»;
- Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет».
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»;
- Закревская О.В. «Система работы по профилактики отставания и коррекция отклонений в развитии»;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия у детей с ОНР»;
- Ермакова И.И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков»;
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников»;
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР»;
- Селиверстов В.И. «Речевые игры детьми»;
Применение образовательных программ и педагогических технологий для обучения и воспитания дошкольников с Фонетико-фонематическим недоразвитием и Общим недоразвитием речи основано на общих закономерностях развития детей дошкольного возраста, учитывая сензитивные периоды в развитии психических процессов.
Содержание указанных программ направлено на осуществление следующих принципов воспитания и обучения:
- Принцип концентризма подразумевает организацию учебного материала по определенным замкнутым циклам - концентрам, в пределах которых располагается речевой материал, связанный с одной лексической темой независимо от вида деятельности. Этот подход к обучению способствует эффективному усвоению и использованию детьми речевых средств в коммуникативных целях.
- Принцип последовательности проявляется в логическом структурировании процесса обучения, начиная с простых концепций и переходя к более сложным, от известного к неизвестному.
- Принцип коммуникативности предполагает, что обучение организуется в условиях, максимально приближенных к естественному общению, чтобы обеспечить максимальную эффективность коммуникативного взаимодействия.
- Принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала, ситуаций общения и тем, соответствующих целям, задачам и этапам на каждом этапе коррекционно-развивающего обучения.
- Принцип доступности определяет важность выбора материала, который соответствует возрасту, текущему уровню развития ребенка, а также программными требованиями обучения и воспитания.
- Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную (учет желаний, интересов и эмоциональной сферы, а также статуса в коллективе), субъектную (учет свойств ребенка как субъекта деятельности) и индивидуальную.
- Принцип интенсивности предполагает разнообразное использование различных методов на занятии, включая создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх и применение средств наглядности.
- Принцип сознательности направлен на формирование чувства языка и языковых обобщений.
- Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
- Принципы наглядности, научности и прочности усвоения знаний воспитывающего обучения способствуют правильной организации процесса коррекционно-развивающего обучения.
- Принцип структурно-системного подхода подразумевает рассмотрение речи как системы взаимосвязанных элементов, объединенных в целостное образование. Этот принцип основан на концепции С.В. Выготского о структуре речевого дефекта и способствует организации коррекционно-педагогической работы с учетом особенностей речевого нарушения.
- Принцип комплексности включает в себя координированное применение различных методов и технологий, обеспечивающее согласованную деятельность всего коллектива специалистов.
- Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей, в соответствии с их возможностями и затруднениями. С учетом данного принципа осуществляется группировка детей по их индивидуальным особенностям и обучение в соответствующих подгруппах.
Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных аспектов языковой способности. Особое внимание уделяется переработке уже усвоенных знаний, их дальнейшей конкретизации и дифференциации, а также на формировании умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями для определения их последовательности и временной ориентации.
На занятиях логопеда также проводится работа по улучшению анализа и синтеза звуков в словах. Большое внимание уделяется осознанию и накоплению языковых явлений, формированию языковых обобщений и развитию "чувства языка", что способствует успешному вхождению детей в школьную программу.
Скачать текст
Вложения
Последнее редактирование модератором: