Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Положение о логопедической группе при МДОУ. Слова.

Положение
о логопедической группе в детском саду

1. Общие положения

1.1. Положение о логопедической группе в ДОУ разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года, Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 28 апреля 2023 года, а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о логопедической группе ДОУ определяет порядок организации деятельности логопедической группы для детей детского сада, имеющих речевые нарушения, регламентирует комплектование логогруппы, а также определяет порядок формирования группы, обязанности специалистов, работающих в ней, и требования к материально-техническому обеспечению, финансированию и документации.
1.3. Логопедические группы в дошкольных образовательных учреждениях предназначены для осуществления коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с нарушениями в речевом развитии.
1.4. Логопедические группы функционируют в дошкольных учреждениях при наличии соответствующей кадровой и материально-технической базы.
1.5. Формирование и дальнейшее функционирование групп для детей с нарушениями в развитии речи происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
1.6. Логопедическая группа дошкольного образовательного учреждения руководствуется Федеральными законами Российской Федерации, договором между ДОУ и родителями (законными представителями), приказами заведующего дошкольным образовательным учреждением, Конвенцией о правах ребенка, а также настоящим Положением.
1.7. Логопедическая группа обеспечивает родителей (законных представителей), необходимой информацией о целях и особенностях логопедической коррекционной работы по преодолению трудностей в обучении, вызванных речевыми нарушениями.
1.8. Задачами детского сада по оказанию логопедической помощи воспитанникам в лого группе являются:

  • организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
  • организация проведения логопедических занятий с детьми, у которых выявлены нарушения в речи;
  • организация пропедевтической логопедической работы с детьми для предотвращения возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций для воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • предоставление консультаций участникам образовательного процесса по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;
  • стимулирование познавательной активности у воспитанников;
  • постоянное совершенствование методов логопедической работы в соответствии с потребностями, интересами и возможностями каждого ребенка.
1.9. Деятельность логопедической группы может быть прекращена по решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением путем ликвидации.


2. Цель и основные задачи логопедической группы

2.1. Целью организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении является создание системы, которая обеспечивает оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи у детей. Кроме того, такая группа направлена на помощь детям в освоении дошкольных образовательных программ и подготовке их к успешному обучению в общеобразовательной школе.

2.2. Основные задачи логопедической группы включают:
  • Коррекцию нарушений устной речи у детей, включая формирование правильного произношения, развитие лексического и грамматического богатства языка, а также развитие навыков связной речи.
  • Предотвращение возникновения нарушений чтения и письма путем своевременной коррекции.
  • Коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
  • Стимулирование познавательной активности детей.
  • Популяризацию знаний о логопедии среди педагогов, родителей и законных представителей.

3. Организация работы по оказанию помощи воспитанникам в логопедической группе

3.1. Логопедическая помощь предоставляется дошкольными образовательными учреждениями всех типов независимо от их организационно-правовой формы. Также она может осуществляться в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ.

3.2. При оказании помощи воспитанникам логопедической группы детского сада ведется следующая документация, срок хранения которой минимум 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи:
  • Программы и/или планы логопедической работы, в которых содержатся цели, задачи и методы работы с детьми.
  • Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов), описывающий планируемые мероприятия и задачи на год.
  • Расписание занятий учителей-логопедов, определяющее время и место проведения занятий.
  • Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих логопедическую помощь, содержащие данные о речевом развитии каждого ребенка и прогрессе в его коррекции.
  • Журнал учета посещаемости логопедических занятий, фиксирующий посещения детей занятиями и пропуски.
  • Отчетная документация по результатам логопедической работы, включающая анализ прогресса детей, принятые меры и рекомендации.

3.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 2 и 3).

3.4. Логопедическая диагностика воспитанников проводится не реже двух раз за год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, которые длительностью составляют не менее 15 календарных дней каждое.

3.5. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами, такими как невропатолог, детский психиатр, отоларинголог, офтальмолог и др., либо на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПк).

3.6. В логопедической группе каждый воспитанник имеет свою речевую карту, которую заполняет учитель-логопед. В этой карте отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.

3.7. Содержание коррекционной работы с детьми в логопедической группе определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк), психолого-педагогического консилиума (ППк) и результатов логопедической диагностики.

3.8. Логопедические занятия группы должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья, и должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.


4. Порядок приёма воспитанников в логопедическую группу

4.1. Комплектование логопедических групп детьми осуществляется приказом заведующего дошкольного образовательного учреждения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей) детей.

4.2. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. При этом основной формой являются занятия в группе. Предельная наполняемость логопедических групп определяется в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи у ребенка, но не превышает 25 человек

4.3. Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие документы:
  • Направление на психолого-медико-педагогическую комиссию только с согласия родителей (законных представителей).
  • Карта медицинского обследования ребенка для направления на ПМПк, содержащая заключения врачей: психиатра, офтальмолога, отоларинголога, невролога.
  • Выписка из истории развития ребенка, заверенная врачом-педиатром.
  • Психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПк с подписями воспитателя группы, педагога-психолога, заведующего ДОУ и заверенное печатью учреждения (для детей, посещающих детский сад).
  • Логопедическое представление.
  • Договор о взаимодействии ПМПк дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанника.
  • Протокол заседания ПМПк с рекомендациями о посещении логопедической группы и указанием необходимого срока пребывания в ней.
4.4. В первую очередь, в логопедические группы зачисляются воспитанники, у которых наблюдаются наиболее сложные нарушения в развитии речи, такие как задержка речевого развития невыясненного патогенеза, общее недоразвитие речи 2-3 уровня, алалия, на фоне дизартрии, которые мешают успешному освоению образовательных программ дошкольного образования. Предельная наполняемость такой логопедической группы составляет не более 12 человек.

4.5. В логопедические группы зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, которые имеют следующие нарушения в развитии устной и письменной речи:
  • Общее недоразвитие речи (ОНР).
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
  • Фонематическое недоразвитие речи (ФНР).
  • Фонетический дефект, включая недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ).
  • Дефекты речи, вызванные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (например, ринолалия, дизартрия), а также заикание.
  • Нарушения чтения и письма, такие как дислексия и дисграфия, обусловленные общим, фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи.
4.6. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, у которых имеются нарушения в развитии устной и письменной речи, которые мешают им успешно осваивать образовательные программы дошкольного образования. Эти нарушения могут включать в себя общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи.

4.7. Логопедические группы подбираются таким образом, чтобы дети в них имели однородную структуру речевого дефекта. Вот рекомендуемые размеры групп в зависимости от характера дефекта:
  • Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек.
  • Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек.
  • Для детей с недостатками чтения и письма, вызванными общим недоразвитием речи – до 5 человек.
  • Для детей с недостатками чтения и письма, вызванными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек.
  • Для детей с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек.
  • Минимальная наполняемость группы составляет 3 воспитанника.
4.8. Регулярные занятия в логопедической группе осуществляются согласно утвержденному расписанию, которое разрабатывается логопедом и подтверждается заведующим детского сада.

4.9. Приему в логопедическую группу не подлежат дети, имеющие:
  • недоразвитие речи, обусловленное тяжелой формой умственной отсталости;
  • деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
  • грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы (нуждающиеся в специализированной помощи);
  • задержку психического развития (ЗПР – требующие занятий с дефектологом);
  • заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа (официально подтвержденные документом).

4.10. Вывод из логопедической группы происходит по завершении периода коррекционно-логопедического обучения и проведения психолого-медико-педагогической комиссии в дошкольном образовательном учреждении.

4.12. Исключение воспитанника из группы происходит при расторжении договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника.

4.13. Договор с родителями (законными представителями) воспитанника может быть расторгнут в следующих случаях:
  • по достижению воспитанником школьного возраста;
  • по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника.

5. Организация работы педагогического персонала в логопедической группе

5.1. Для работы с воспитанниками логопедической группы, страдающими нарушениями в речевом развитии, привлекаются следующие категории педагогических работников:
  • воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития;
  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • тьютор.
5.2. Деятельность воспитателя логопедической группы направлена на создание оптимальных условий для стимулирования развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной активности, а также развития позитивных качеств личности каждого ребенка и его оздоровления.

5.3. Особенности организации работы воспитателя логопедических групп: планирование (совместно с учителями-дефектологами) и проведение образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими нарушения речевого развития; соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению образовательной программы детей, имеющими нарушения речевого развития; обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов; консультирование родителей (законных представителей) воспитанников логопедической группы по вопросам воспитания ребенка в семье; ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением о логопедической группе в ДОУ.

5.4. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Особенности организации работы учителя-логопеда в логопедической группе:
  • осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания;
  • осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь;
  • способствует логопедизации режимных моментов и проведению непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), а также практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что способствует личностному росту воспитанника, формированию уверенного поведения и адаптации в обществе сверстников и взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации.
5.6. Деятельность педагога-психолога направлена на обеспечение психического здоровья каждого участника логопедической группы.

5.7. Обязанности педагога-психолога включают в себя:
  • Проведение психологического обследования воспитанников логопедических групп.
  • Организацию индивидуальной и групповой коррекционно-психологической работы с детьми.
  • Проведение консультаций с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания детей в семье.
  • Обеспечение согласованности работы между дошкольным образовательным учреждением и семьей.
  • Предоставление консультаций персоналу логопедических групп.
  • Ведение необходимой документации, установленной настоящим Положением о логопедической группе в дошкольном образовательном учреждении.

5.8. Музыкальный руководитель направляет свою деятельность на стимулирование музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой активности воспитанников группы компенсирующей направленности.

5.9. Особенности работы музыкального руководителя в логопедических группах включают:
  • Сотрудничество с другими специалистами группы для организации совместной образовательной деятельности всех детей с нарушениями речевого развития.
  • Проведение образовательных мероприятий с воспитанниками логопедической группы, включая сотрудничество с учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, тьютором и другими специалистами.
  • Организацию совместных праздников, развлечений, театрализованных представлений и других мероприятий.
  • Предоставление консультаций родителям (законным представителям) по использованию музыкальных средств в воспитании детей.
  • Ведение необходимой документации в соответствии с установленным Положением о логопедической группе в детском саду.

5.10. Инструктор по физической культуре осуществляет свою деятельность с целью сохранения и укрепления здоровья детей с нарушениями речевого развития, их физического развития, а также пропаганды здорового образа жизни.

5.11. Организация работы инструктора по физической культуре в логопедической группе включает в себя следующие аспекты:
  • Проведение образовательной работы с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, в том числе совместно с другими специалистами.
  • Подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений и досугов.
  • Предоставление консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления детей в семейной среде.
  • Регулирование физической нагрузки воспитанников совместно с медицинскими работниками дошкольного учреждения.
  • Ведение необходимой документации в соответствии с установленным Положением.

5.12. Тьютор в логопедической группе занимается педагогическим сопровождением воспитанников, страдающих речевыми нарушениями, а также воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью, у которых установлены индивидуальные образовательные маршруты.

5.13. Особенности работы тьютора в логопедических группах включают в себя следующие аспекты:
  • Ведение базы данных воспитанников дошкольного учреждения.
  • Контроль и сопровождение за разработкой индивидуальных образовательных маршрутов для каждого воспитанника.
  • Подбор и адаптация педагогических средств для индивидуализации образовательной деятельности в соответствии с потребностями каждого ребенка.
  • Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников при разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Оказание педагогической поддержки воспитанникам для удовлетворения их образовательных потребностей и интересов.

5.14. Педагогические работники несут ответственность за следующее:
  • Организацию и качество коррекционно-развивающей работы с детьми, у которых имеются нарушения речи.
  • Качественное и своевременное выполнение всех своих функций и задач, предусмотренных для них.
  • Полноту, достоверность и своевременность представляемой информации по работе с воспитанниками.
  • Правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение конкретных задач в работе.
  • Рациональную организацию труда и правильное применение положений и инструктивных документов, предусмотренных для дошкольного образовательного учреждения.

6. Перечень документации специалистов логопедической группы

6.1. Документами, регулирующими деятельность ДОУ, в логопедической группе являются:
  • Положение о логопедической группе.
  • Протоколы или выписки из протоколов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по зачислению детей в группу.
  • Разрешение на обследование речевого развития воспитанников ДОУ учителем-логопедом (см. Приложение 4).
  • Заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в логопедическую группу (подаются на имя заведующего).
  • Список детей, зачисленных в логогруппу.
  • Должностные инструкции педагогических работников логопедической группы.

6.2. Документация учителя-логопеда включает в себя:
  • Речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу.
  • Рабочая программа коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда ДОУ.
  • Перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в соответствии с возрастом и характером речевого нарушения воспитанников.
  • Календарные планы фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Лист занятости воспитанников группы.
  • Индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу ДОУ.
  • Журнал посещаемости детьми коррекционных (индивидуальных и подгрупповых) занятий.
  • Расписание занятий.
  • Отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за учебный год.
  • Паспорт логопедического кабинета.
  • График работы учителя-логопеда.
  • Материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов логопедического обследования) и освоения содержания программы детьми, зачисленными в логопедическую группу ДОУ (в том числе, с адаптированной образовательной программой).
  • Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

6.3. Форма ведения основной документации группы определяется учителем-логопедом самостоятельно.

6.4. Документация воспитателя логопедической группы включает в себя следующие составляющие:
  • Рабочая программа образовательной деятельности.
  • Мониторинг образовательной работы с воспитанниками.
  • Результаты педагогической диагностики.
В конце учебного года воспитатель принимает участие в составлении характеристики для каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-развивающей работы.

  • Документация педагога-психолога включает следующие элементы:
  • Карта психологического обследования воспитанников с речевыми нарушениями.
  • Годовой перспективный план работы педагога-психолога.
  • Заключение на основе проведенного психолого-диагностического обследования.
  • Журнал консультаций педагога-психолога.
  • Карта психолого-медико-социальной помощи воспитанника.
  • Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы.
  • Аналитический отчет о работе педагога-психолога.
6.6. Документы музыкального руководителя логопедической группы включают:
  • План работы музыкального руководителя.
  • Организационный план досуга детей.
  • Результаты педагогической диагностики учащихся.
  • Сводный отчет о проделанной работе за год.
6.7. Документация инструктора по физической культуре в логопедической группе включает:
  • Рабочая программа инструктора.
  • План организации досуга детей.
  • Результаты педагогической диагностики.
  • Сводный отчет о проделанной работе за год.
6.8. Документация тьютора логопедической группы включает:
  • Программа тьюторского сопровождения.
  • Индивидуальные образовательные пути для детей с речевыми нарушениями и ограниченными возможностями здоровья.
  • Материалы мониторинга результатов обучения и успехов в индивидуализации образования.7. Руководство работой логопедической группы

7. Руководство работой логопедической группы

7.1. Основное руководство деятельностью логопедической группы возлагается на руководство дошкольного учреждения.

7.2. Контроль за работой логопедической группы осуществляется руководством дошкольного учреждения и городской (районной) психолого-медико-педагогической комиссией.

7.3. Повышение профессионального уровня и обмен опытом в логопедической работе проводятся на городском (районном) методическом объединении учителей-логопедов дважды в год.


8. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедической группы

8.1. Логопедическая группа размещается в помещении детского сада, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам.

8.2. Оборудование и материалы для логопедической группы подбираются в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса.

8.3. Для проведения индивидуальной и групповой работы выделяется логопедический кабинет и специально оборудованный уголок в общей комнате группы.

8.4. Логопедический кабинет оснащается специализированным оборудованием.

8.5. Администрация дошкольного учреждения несет ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние и проведение ремонтных работ.

8.6. Финансирование логопедического кабинета осуществляется дошкольным учреждением, в рамках которого он функционирует.


9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение определяющее функционирование логопедической группы, утверждается на педагогическом совете и подписывается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9.2. Все изменения и дополнения к настоящему Положению оформляются в письменном виде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9.3. Этот документ действует без ограничения срока. Любые изменения и дополнения к нему принимаются согласно процедуре, указанной в пункте 9.1.

9.4. После принятия новой версии данного Положения или его изменений и дополнений предыдущая версия автоматически утрачивает свою силу.

Скачать положение
 

Вложения

  • Положение о логопедической группе в детском саду.pdf
    180.4 KB · Просмотры: 16
Последнее редактирование модератором:
Похожие темы История
Анна Кирилловна 18
Анна Кирилловна 15
Анастасия Олеговна 85
Анна Кирилловна 27
Анна Кирилловна 24
Анна Кирилловна 27
Анна Кирилловна 38
Анна Кирилловна 90
Анна Кирилловна 32
Анна Кирилловна 62

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу