Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Автор: В. Пригода
Год: 2011
Издательство: -
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
Учебное пособие знакомит начинающего музыканта с основами игры на четырехструнной домре. Объясняются устройство инструмента, посадка, положение рук, способы извлечения звука, даются краткие сведения по музыкальной грамоте. Книга содержит большое количество нотных примеров с пояснениями, а также обширный практический материал.
скачать
Знакомство с инструментом
Домра состоит из кузова, деки, грифа и головки. Кузов домры — округлой формы. Дека — плоская — дощечка, прикрывающая — сверху кузов, имеет отверстие — голосник.
В основание кузова под нижним краем деки вставлены 4 кнопки для крепления струн. Ниже голосника имеется подставка, на которую — опираются струны. К кузову наглухо прикреплен гриф. Верхняя часть грифа заканчивается головкой. В ней помещаются колки для закрепления и натягивания струн. Поперек грифа врезаны металлические пластинки, а промежутки между ними называются ладами. В месте соединения грифа с головкой находится деревянный порожек с 4 прорезями для струн. На домре 4 металлические струны. Все струны стальные.
Они надеваются петлями на кнопки, опираются на подставку и порожек, продеваются в отверстия колковых валиков и натягиваются поворотами колков. Самая тонкая струна называется первой струной, 2-я потолще — второй струной, 3-я обвитая тонкой металлической проволокой (канителью) — третьей струной. Самая толстая (тоже обвитая) — четвертой струной.
ПОСАДКА. ПОЛОЖЕНИЕ РУК. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА. ШТРИХИ.
Играющий сидит на стуле, положив ногу на ногу (правую на колено левой). Левая нога опирается на пол всей ступней. Посадка должна быть свободной, естественной. Корпус нужно держать прямо, но не напряженно; не следует наклоняться к инструменту.
Кузов инструмента краем кладется на правое бедро, кузов слегка прижат к груди играющего. Гриф инструмента поддерживается левой рукой и находится в наклонном положении (головка должна быть примерно на уровне левого плеча). Гриф лежит между основанием указательного и мякотью первого сустава большого пальца левой руки. Ладонь немного отдалена от рифа, чтобы не стеснять свободы движений пальцев. Пальцы находятся над грифом в полусогнутом состоянии и опускаются на лады отвесно, крепко прижимая струну к грифу. Пальцы не следует поднимать слишком высоко над грифом, так как в дальнейшем это помешает развитию техники, т.е. быстроте движения пальцев.
Звук извлекается на домре правой рукой с помощью медиатора. Это особая плоская пластинка овальной формы, изготовляющаяся из пластмассы или панциря черепахи. Лучшими считаются черепаховые медиаторы. Медиатор должен быть эластичным, но не слишком мягким. Во избежание шороха при игре, а также и для более легкого скольжения по струнам, у медиатора в нижней части правые края с обеих сторон стачиваются — делаются «фаски».
Медиатор держат между первым суставом согнутого указательного пальца и мякотью первого сустава большого пальца правой руки так, чтобы наружу выступал лишь его нижний край, но не более чем на полсантиметра (иначе он будет застревать между струнами и мешать равномерности движения кисти). Остальные пальцы правой руки слегка подгибаются к ладони, но не прижаты к ней. Кисть руки, не касаясь подставки, свободно движется над струнами.
При ударах медиатор должен касаться струны своими фасками. Для извлечения более громкого звука следует сильнее сжимать медиатор и опускать его в струны глубже. При тихом звуке пальцы ослаблены, медиатор касается струны самым концом.
Начинающему следует научиться ударять по струнам вниз и вверх очень равномерно, не задевая соседних струн.
Каждый отдельный удар медиатора вниз или вверх называется штрихом стаккато. При игре на домре часто пользуются приемом игры, называемым тремоло.
Это равномерное, быстрое чередование ударов медиатора по струне вниз и вверх. При игре на домре применяется также и очередной штрих. Он используется в быстрых темпах и исполняется переменными ударами медиатора.
СВОЙСТВА ЗВУКА.
Звуки бывают музыкальные и немузыкальные. Немузыкальные звуки, или шумы, не имеют определенной высоты (шелест листьев, треск, грохот и т.д.). Звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами и человеческим голосом, имеют определенную высоту и называются музыкальными звуками. В музыке их употребляется около 100.
Высота звука. Звуки различаются по высоте. На домре первая струна издает высокий, «тонких» звук, а четвертая — низкий, «грубый». Между ними очень большое различие.
Чем тоньше струна при одинаковой длине и натяжении, тем выше она звучит.
Год: 2011
Издательство: -
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
Учебное пособие знакомит начинающего музыканта с основами игры на четырехструнной домре. Объясняются устройство инструмента, посадка, положение рук, способы извлечения звука, даются краткие сведения по музыкальной грамоте. Книга содержит большое количество нотных примеров с пояснениями, а также обширный практический материал.
скачать
Знакомство с инструментом
Домра состоит из кузова, деки, грифа и головки. Кузов домры — округлой формы. Дека — плоская — дощечка, прикрывающая — сверху кузов, имеет отверстие — голосник.
В основание кузова под нижним краем деки вставлены 4 кнопки для крепления струн. Ниже голосника имеется подставка, на которую — опираются струны. К кузову наглухо прикреплен гриф. Верхняя часть грифа заканчивается головкой. В ней помещаются колки для закрепления и натягивания струн. Поперек грифа врезаны металлические пластинки, а промежутки между ними называются ладами. В месте соединения грифа с головкой находится деревянный порожек с 4 прорезями для струн. На домре 4 металлические струны. Все струны стальные.
Они надеваются петлями на кнопки, опираются на подставку и порожек, продеваются в отверстия колковых валиков и натягиваются поворотами колков. Самая тонкая струна называется первой струной, 2-я потолще — второй струной, 3-я обвитая тонкой металлической проволокой (канителью) — третьей струной. Самая толстая (тоже обвитая) — четвертой струной.
ПОСАДКА. ПОЛОЖЕНИЕ РУК. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА. ШТРИХИ.
Играющий сидит на стуле, положив ногу на ногу (правую на колено левой). Левая нога опирается на пол всей ступней. Посадка должна быть свободной, естественной. Корпус нужно держать прямо, но не напряженно; не следует наклоняться к инструменту.
Кузов инструмента краем кладется на правое бедро, кузов слегка прижат к груди играющего. Гриф инструмента поддерживается левой рукой и находится в наклонном положении (головка должна быть примерно на уровне левого плеча). Гриф лежит между основанием указательного и мякотью первого сустава большого пальца левой руки. Ладонь немного отдалена от рифа, чтобы не стеснять свободы движений пальцев. Пальцы находятся над грифом в полусогнутом состоянии и опускаются на лады отвесно, крепко прижимая струну к грифу. Пальцы не следует поднимать слишком высоко над грифом, так как в дальнейшем это помешает развитию техники, т.е. быстроте движения пальцев.
Звук извлекается на домре правой рукой с помощью медиатора. Это особая плоская пластинка овальной формы, изготовляющаяся из пластмассы или панциря черепахи. Лучшими считаются черепаховые медиаторы. Медиатор должен быть эластичным, но не слишком мягким. Во избежание шороха при игре, а также и для более легкого скольжения по струнам, у медиатора в нижней части правые края с обеих сторон стачиваются — делаются «фаски».
Медиатор держат между первым суставом согнутого указательного пальца и мякотью первого сустава большого пальца правой руки так, чтобы наружу выступал лишь его нижний край, но не более чем на полсантиметра (иначе он будет застревать между струнами и мешать равномерности движения кисти). Остальные пальцы правой руки слегка подгибаются к ладони, но не прижаты к ней. Кисть руки, не касаясь подставки, свободно движется над струнами.
При ударах медиатор должен касаться струны своими фасками. Для извлечения более громкого звука следует сильнее сжимать медиатор и опускать его в струны глубже. При тихом звуке пальцы ослаблены, медиатор касается струны самым концом.
Начинающему следует научиться ударять по струнам вниз и вверх очень равномерно, не задевая соседних струн.
Каждый отдельный удар медиатора вниз или вверх называется штрихом стаккато. При игре на домре часто пользуются приемом игры, называемым тремоло.
Это равномерное, быстрое чередование ударов медиатора по струне вниз и вверх. При игре на домре применяется также и очередной штрих. Он используется в быстрых темпах и исполняется переменными ударами медиатора.
СВОЙСТВА ЗВУКА.
Звуки бывают музыкальные и немузыкальные. Немузыкальные звуки, или шумы, не имеют определенной высоты (шелест листьев, треск, грохот и т.д.). Звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами и человеческим голосом, имеют определенную высоту и называются музыкальными звуками. В музыке их употребляется около 100.
Высота звука. Звуки различаются по высоте. На домре первая струна издает высокий, «тонких» звук, а четвертая — низкий, «грубый». Между ними очень большое различие.
Чем тоньше струна при одинаковой длине и натяжении, тем выше она звучит.
Последнее редактирование модератором: