Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Практическое руководство по игре на семиструнной гитаре

Название: Практическое руководство по игре на семиструнной гитаре
Автор: Д. Петрачков
Год: 2014
Издательство: Белый ветер

Практическое руководство по игре на семиструнной гитаре.jpg

Первая за последние десятилетия школа игры на русской семиструнной гитаре. Автор, практикующий музыкант, обобщил традиции "старой школы" (XIX - сер. XX вв.) и современные наработки. Руководство предназначено для гитаристов-любителей, но без сомнения вызовет живой интерес и среди профессионалов и знатоков инструмента. Настоящая работа - серьезный аргумент в разговоре о том, "устарели" ли семиструнная гитара.

скачать

М.В. Ломоносов
1. Общие положения
1.1 Введение

Всего столетие назад семиструнная гитара была одним из самых популярных в России музыкальных инструментов. Появившись в конце ХУШ века в дворянской среде, она быстро завоевала любовь всех слоёв населения и стала инструментом подлинно народным. Однако в силу ряда причин уже в 1970 - 1980-х гг. «русская гитара» начала исчезать из употребления. После 1991 г. издание нотной литературы для неё практически прекратилось. Последняя школа для семиструнной гитары была издана в 2001г.
Поэтому особенно приятно, что в последние годы в нашем обществе снова начал проявляться интерес к русской гитаре. Появилась потребность в хороших инструментах, качественных струнах, возник вопрос о создании современного адекватного учебного репертуара. Хочется верить, что издание данной книги отчасти сможет восполнить пробел в дефиците учебной литературы для этого инструмента.
Настоящее издание не претендует на всеобъемлющий охват методов, способов игры на семиструнной гитаре и в этом смысле не является классической «школой игры». Собственно, само название - «практическое руководство» - говорит об общей направленности издания. Автор умышленно не ставил перед собой задачу создания пособия «с нуля», включающего обширную теоретическую часть. Поэтому к изучению руководств желательно приступать, предварительно освоив основы музыкальной грамоты и техники игры на струнных щипковых музыкальных инструментах. В конце книги приведен список рекомендованной литературы, который в полной мере способен восполнить пробел как в области начального освоения гитары, так и изучения общетеоретической
части. Возможно, в последующих изданиях книга будет дополнена неохваченными разделами.
Проанализировав многие произведения прошлой эпохи (ХИХ - ХХ вв.), автор попытался воссоздать тот стиль игры, который был присущ лучшим русским гитаристам. В процессе работы выяснилось, что большинство наработок музыкантов - семиструнников того времени были забыты или утеряны. Многие игровые принципы передавались
напрямую от ученика к учителю, оставаясь, таким образом, в замкнутом кругу музыкантов. В нашей стране так и не сложилась общая, в смысле единой методики преподавания, фундаментальная школа. Большинство «современных» пособий для семиструнной гитары написаны не позднее 1960 - 1970-х гг. в связи с чем в них почти не отражены новые направления в музыке.
Размещенный в данной книге музыкальный материал отражает как исторические традиции игры на семиструнной гитаре, так и современные тенденции. Традиции «старой школы» (ХХ - середина ХХ вв.) представлены произведениями М. Высотского, А.
Сихры, Н. Александрова, В. Сазонова и др. Разработки второй половины ХХ века и по сегодняшний день представлены материалами из практики С. Орехова и творчеством современных музыкантов.

1.2 Русская семиструнная гитара.
История и современность.
Принято считать, что в России семиструнная гитара появилась в конце ХУШ века.
Своим становлением и развитием она обязана русской культуре и традициям.
Испанская шестиструнная и русская семиструнная гитара - родственные инструменты, технические приемы игры на них практически одинаковы. Отличия же, главным образом, заключаются в музыкальном строе и, соответственно, в репертуаре. Строй шестиструнной гитары: ми, си, соль, ре, ля, ми. Строй семиструнной гитары: ре, си, соль, ре си, соль,
ре. Открытые струны «семиструнки» образуют соль-мажорный аккорд, что придаёт звучанию характерную объёмность (благодаря большему числу обертонов), а с точки зрения техники предоставляет множество вариантов интересных расположений аккордов.
При всей самобытности русской семиструнной гитары стоит отметить, что в мире существуют и другие инструменты со схожим строем. В «открытый» мажорный строй настраивают банджо, добро, кубинский трес, некоторые другие разновидности гитар. В
России так часто настраивают балалайку, при этом строй называют «гитарным».
Интересно, что на семиструнной гитаре играют не только в России, но и в других странах, например в Бразилии. Однако там строй остаётся стандартным - шестиструнным, седьмая же струна служит для увеличения диапазона. Таким образом, русскую и бразильскую семиструнки роднит только количество струн.

Одним из основоположников семиструнной гитары в России был Андрей Осипович Сихра (1773 - 1850), чех по происхождению. Он сыграл важнейшую роль в развитии инструмента, в его становлении и распространении. Сихра воспитал целую плеяду учеников, сделал массу переложений и обработок, сочинил немало оригинальных произведений, а также написал школу игры на семиструнной гитаре, к которой обращались многие поколения отечественных гитаристов.
Огромный вклад в развитие семиструнной гитары внес Михаил Тимофеевич Высотский (1795 — 1837) - гениальный самородок, мастер импровизации, педагог, Основа его музыки - это вариации на русские народные песни.
1800 — 1830-е годы стали золотым периодом русской семиструнной гитары. Именно в это время были созданы лучшие произведения Высотского и Сихры. Появляется целое поколение блестящих исполнителей: С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов, П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов и др.
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу