Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Проблемы звукоизвлечения на скрипке. Принципы и методы.Григорьев

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
5
Проблемы звукоизвлечения на скрипке. Принципы и методы
Автор: В. Григорьев
Год: 1991
Издательство: Республиканский координационный хозрасчетный редакционно-издательский центр


Данное пособие предназначено для педагогов и студентов музыкального училища. Автором сделана попытка обобщить имеющийся материал в области звукоизвлечения - опыт выдающихся педагогов, последние достижения в понимании как самих механизмов образования звука на скрипке, так и психологических структур, связанных с областью звукотворчества, формирования художественного звукового идеала, теснейшим образом связанного с воплощением музыкальных образов сочинения.


Скачать

Содержание:

Введение
1. Объективные закономерности восприятия скрипичного звучания

  • Музыкальный слух и ощущение качественных характеристик скрипичного звука
  • Внутренние слуховые представления о звучании
2. Объективные закономерности процесса звукоизвлечения
  • Механизм звукоизвлечения
  • Основные факторы звукоизвлечения
3. Методика работы над овладением основными элементами звукоизвлечения
  • Протяженность и певучесть тона
  • Проблемы атаки звука, смены смычка и филировки звучания
  • Динамика звука
4. Общие принципы и приемы дальнейшего совершенствования звукового мастерства скрипача
  • Способы развития вокальности тона и индивидуальной тембровой палитры
  • Работа над звуковой стороной воплощения музыкального сочинения
  • Специфика звукоизвлечения в зале. Учитывание психофизических механизмов эстрадного состояния, влияющих на исполнение
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых привлекательных качеств скрипки, сделавшей её «царицей инструментов», является ее способность соперничать с человеческим голосом в красоте, певучести и выразительности звучания. Она раскрывает перед исполнителем возможность извлекать льющийся, переливчатый, богатый тембровыми и динамическими оттенками индивидуальный художественный звук.
Именно к формированию этих звуковых качеств, всемерному усилению их стремились в свонх поисках великие скрипичные мастера Амати, Гварнери, Страдивари, великие скрипачи мира, всегда отличавшиеся узнаваемым звучанием своего инструмента.
Эти ценнейшие выразительные качества скрипки позволяют артисту войти в тесный контакт со слушателем, затронуть его сердце содержательностью, глубиной, эмоциональностью исполнения, ибо звук является основой процесса интонирования музыки, превращает ее в особую, полную мыслями, чувствами, красками художественную речь.

Б. Асафьев писал: «когда говорят про скрипача: у него скрипка поет, вот высшая ему похвала. Тогда его не только слушают, но стремятся слышать, о чем скрипка поет» 1, 216). Звук способен в гораздо большей степени, чем зрение, нести человеку информацию о сложных, многомерных процессах, каким является музыка, художественное мышление. Огромную роль в этом процессе играет тембровое изменение течения звука, само его «качество».
Среди выразительных средств скрипача звуковое мастерство, действительно, является его главным «оружием». От качества скрипичного звука во многом зависят не только интонирование, но и стиль, манера высказывания, даже способ построения музыкальной образности и художественная концепция произведения. И композитор, создавая скрипичную музыку, принципиально рассчитывает на выразительную красоту и богатство палитры звучания инструмента.
Но само понятие этой красоты звучания достаточно: неопределенно, расплывчато. Что понимается под певучим, выразительным скрипичным звуком, как образуется подобный звук на инструменте, как работать над формированием такого звучания, достигать индивидуальной манеры звукоизвлечения — эти и многие другие вопросы пока еще не получили достаточного освещения в методической литературе. А без их
разрешения работа над совершенствованием звука у студента училища будет продолжать оставаться интуитивной, носить эмпирический, нередко хаотический характер: педагоги, не обладающие необходимыми теоретическими знаниями, не смогут надежно направлять и контролировать эту важнейшую сторону выразительности исполнения.

Следует учитывать и то, что проблема звукоизвлечения — не только технологическая, но, в первую очередь, художественная. В процессе овладения профессиональными навыками в этой области формируются вкусы, художественные позиции, шире — художественное мышление исполнителя, развивается его творческий подход к инструменту: ведь далеко не безразлично, в каком звуковом качестве протекает процесс занятий, начиная с упражнений и гамм и заканчивая художественным сочинением крупной формы, ибо это неизбежно сказывается на формировании внутренних звуковых представлений, идеала скрипичного звучания.
Не случайно именно звуковая сторона является до сих пор наиболее уязвимой стороной в игре не только учащихся, но и многих концертирующих артистов, немногие из которых могут похвастать индивидуально окрашенным, качественным
звучанием своего инструмента.
Достаточно часто приходится наблюдать у скрипачей разной подвинутости и подготовки однообразное, плоское, невыразительное звучание, неумение извлечь из скрипки полный, округлый звук, игру на невысоком динамическом уровне не концертного плана («для себя», в крайнем случае — «для педагога», отсутствие воспитанного навыка слышать себя со стороны. Страдает и соответствие звукового колорита стилистике сочинения.
Может встать вопрос: необходим ли всесторонний, подробный методический анализ проблемы звукоизвлечения? Ведь индивидуальное звуковое мастерство больших скрипачей во многом формируется под влиянием природной одаренности, интуитивных процессов, особенностей внутреннего...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу