Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Путь к интонации. Психология вокально-сценического перевоплощения

Название: Путь к интонации. Психология вокально-сценического перевоплощения
Автор: И. Силантьева
Год: 2009
Издательство: М.: Товарищество научных изданий КМК

Путь к интонации. Психология вокально-сценического перевоплощения.jpg

В книге «Путь к интонации» предпринята попытка преодолеть антагонизм художественного инстинкта и современного научного знания в обращении с материалом искусства, столь зыбким и требующим высокой ответственности, как психика исполнителя. Каждая страница, шаг за шагом, помогает певцу обрести умение создавать произведение искусства – оперный персонаж – в соответствии со своей уникальной природой на фоне систематизированных знаний о психологических механизмах перевоплощения, а также освоить практические приемы формирования персонажного сознания, возведения архитектоники личности сценического героя и обретения способности взглянуть на мир его глазами.
Книга утверждает преимущественное влияние внутренней, психической природы на процесс перевоплощения в условиях сознательного стимулирования и последовательной организации ее возможностей посредством специальных приемов с учетом действия музыкального фактора. Результатом пути становится отражение содержания модулирующего персонажного сознания в разнообразии образно-смыслового вокального интонирования певца-актера.
Монография предназначена в качестве теоретического и практического пособия для студентов и педагогов по специальностям «оперная подготовка», «академическое пение», «актерское мастерство»; материалы предназначены стать основой лекционных курсов по истории и теории вокального исполнительского искусства, психологии творчества. Содержание книги ориентировано как на студента-вокалиста, так и на стажера оперного театра, певца-мастера, педагога по вокалу, композитора, дирижера и режиссера оперного театра, а также предназначается тем любителям пения, кто занят неустанным самосовершенствованием своего природного дара.


скачать

«Нам навсегда принадлежит то, что мы сумеем отдать».
Моим учителям посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ


Каждому событию предстоит его история. Давняя история создания этой книги началась в Бахрушинском музее с того мгновения, когда в моих руках оказалось письмо Фёдора Ивановича Шаляпина о деле, которое он самостоятельно задумал в России как основное дело своей жизни: «Я согрел мечту, которая была мне дороже всего, — тоскующе читались строки. — Я желал собрать в одну группу молодых певцов, музыкантов, художников и в серьезной тишине вместе с ними работать над созданием идеального театра. Мою мечту я оставил в России разбитой... Иногда
люди говорят мне: еще найдется какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам в а ш театр. Моя мечта неразрывно связана с Россией, с русской талантливой и чуткой молодежью. Я не создал своего театра. Придут другие — создадут. Искусство может переживать упадок, но оно вечно, как сама жизнь»!
Работая над реконструкцией метода образотворчества Шаляпина, я получила представление о том театре перевоплощения, идею которого вынашивал великий певец; в течение десяти лет шла проверка актуальности метода в среде драматических актеров, в которой он возник более века назад; убедившись в его действенности, я вернула его в оперное дело для исследования специфики перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве.

Если научное, эстетическое осмысление общих для актеров драмы и оперы законов и закономерностей перевоплощения проведено на фоне исторической ретроспективы исполнительского искусства, то материал для исследования этого феномена с со временных позиций получен непосредственно в общении с выдающимися певцами, педагогами консерваторий и, что важно — в практике творческого общения со студентами вокального факультета Московской консерватории и других вузов России. Своевременным мой труд делают не только такие непреходящие качества многих молодых исполнителей как пресловутые лень и нелюбопытство, но и противоречащие профессионализму поверхностное и пассивное отношение к тексту произведения; отсутствие навыков драматургического и психологического анализа; узкий кругозор в области сюжетов и характеров мировой литературы и драмы, из элементов которых создается жизненное пространство и содержание личности персонажа; невнимание к музыкальным образам, диктующим характерность и действенность; невладение процессуальностью мышления и переживания в согласии с музыкальным контекстом; неумение принять мировоззрение персонажа как свое и, как следствие, избыточное личностное присутствие в авторском сочинении. Порой и благополучный студент в ответ на замечание профессионального свойства в его адрес, отвечает: «А мне нравится!», в корне подавляя потенциал самодвижения. Конечно, первенство в вокальном искусстве принадлежит голосу, но внутреннее преображение — это вторая специальность вокалиста. Только благодаря ему голос становится умным, упраздняя саму возможность формального пения.
Опыт свидетельствует, что в искусстве неизменно существуют два оппозиционных типа деятелей: одни — апологеты внешнего проявления образности в искусстве; другие хотят познать тайное, стоящее за феноменом и овладеть знаниями, способствующими его сотворению. Мудрость мистерий, в лоне которых зародилось искусство театра, гласит: тот, кто учится внешнему, получает и знание внешнее. Все чаще под перевоплощением подразумевается переодевание в соответствующий сценический костюм, пользование гримировальными атрибутами, замысловатые формы пластического самовыражения. Наблюдается не только отход от столетней шаляпинской традиции, благодаря которой отечественное оперное искусство прославлено в мире, но и искажение понятия «перевоплощение», а с ним — постепенное упразднение типа певца-актера.
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу