Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Рабочая программа «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. Владимирова

Название: Рабочая программа «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ.

Автор: Владимирова Ольга Александровна


Рабочая программа «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. Владимирова.png


СКАЧАТЬ

Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург

Год издания: 2006


Предлагаемая программа является авторской разработкой преподавателя Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина, кандидата искусствоведения О. А. Владимировой.

Причины, побудившие автора к созданию данной программы, следующие:

1) Как правило, у большинства современных детей навык слушания классической музыки практически отсутствует, а начало изучения курса музыкальной литературы в ДМШ начинается очень поздно (в группах пианистов и струнников -— в 4-м классе в возрасте 9-10 лет, у народников и духовиков — в 12-13 лет).

2) Временной объем урока музыкальной литературы не позволяет уделять достаточно времени развитию навыка эстетического восприятия и слушания музыки.


3) Обучение игре на инструменте в классе специальности начинается намного раньше уроков музыкальной литературы в школе, дети начинают исполнять музыкальные произведения, не имея достаточного слухового опыта и объема музыкальных впечатлений.

СКАЧАТЬ

Предлагаемая программа является авторской разработкой препо-
давателя Череповецкого училища искусств и художественных реме-
сел им. В. В. Верещагина, кандидата искусствоведения О, А. Влади-
мировой.

Причины, побудившие автора к созданию данной программы,
следующие:

1) Как правило, у большинства современных детей навык слуша-
ния классической музыки практически отсутствует, а начало изучения
курса музыкальной литературы в ДМЕ начинается очень поздно
(в группах пианистов и струнников — в 4-м классе в возрасте
9-10 лет, у народников и духовиков — в 12-13 лет).

2) Временной объем урока музыкальной литературы не позволяет
уделять достаточно времени развитию навыка эстетического воспри-
ятия и слушания музыки.

3) Обучение игре на инструменте в классе специальности начина-
ется намного раньше уроков музыкальной литературы в школе, дети
начинают исполнять музыкальные произведения, не имея достаточно-
го слухового опыта и объема музыкальных впечатлений.

Положительные моменты введения предмета «Слушание музыки»:

1. Предмет «Слушание музыки», введенный в 1-м классе для всех
специальностей музыкальной школы, позволит обогатить круг худо-
жественных впечатлений ребенка, что скажется и на его отношений
к музыкальному звуку на уроках в классе по специальности.

2. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзыв-
чизость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатле-
ния от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному
совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

О важности развития этих качеств у ребенка говорил исследова-
тель С. Морозов: «Способность чувственной, эмоциональной отзыв-
чивости, если ее развивать в себе, научит куда больше "слышать
в звуках", чем слышит иной человек, наделенный тонким слухом,
но с холодным сердцем и равнодушным умом относящийся к музы-
кальному искусству» 1.

В процессе работы над методической разработкой и програм-
мой автор знакомился с работами Е. Г. Кругликовой (преполаватель

' Морозов С. Навстречу музыке. М., 1965. С. 9.
МССМШ им. Гнесиных) «Методические рекомендации по предмету
"Слушание музыки" для средних специальных музыкальных школ»
(М., 1988) и Н.А. Царевой «"Слушание музыки". Методическое посо-
бие» (М., 2002), доктора психологических наук В. Г. Ражникова (опыт
развития эмоциональности детей на примере исследований, посвящен-
ных созданию ковцепции эстетических эмоций). Многие идеи автора
методической разработки созвучны исследованиям В. Г. Ражникова,
хотя появились они задолго до знакомства с его концепцией. На созда-
ние программы повлияло знакомство с дипломной работой Е. В. Сер-
геевой (Теплухиной) «Занятия по сочинению музыки в младших клас-
сах ДМШ» (Горький, 1983). Интересные концепции, во многом
перекликающиеся с мыслями автора, были обнаружены в дипломной
работе О. В. Корнеевой «Музыкальное эсперанто для 1-3 классов
ДМШ» (Петрозаводск, 2001).

Курс «Слушание музыки» можно вести в городских, сельских
школах, а также в школах искусств. Продолжительность — два учеб-
ных года, если начинать изучение в подготовительной группе ДМШ
для специальностей «Народные и духовые инструменты» при пятилет-
нем сроке обучения, или три года, если вводить его с 1-го класса для
специальностей «Фортепиано и струнные инструменты». Количество
часов - один час в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа в год, что соответствует образо-
вательным стандартам по педпрактике для училищ. Форма контро-
ля — проведение итоговых открытых уроков. Ход такого урока фик-
сируется на видеозаписи и предоставляется на государственный
экзамен «Педагогическая подготовка».

В случае использования программы в ДМШ, ДШИ и средних
общеобразовательных школах преподаватель может самостоятельно
изменять объем предложенных в программе часов, исходя из конкрет-
ных условий своей работы. Автор надеется, что предложенная про-
грамма особенно поможет начинающим преподавателям в создании
учебного плана по предмету «Слушание музыки» и выборе форм обу-
чения детей в ДМШ, школе искусств, музыкально-эстетической сту-
дии и общеобразовательной школе.

СКАЧАТЬ
 

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу