Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Работа с семьями воспитанников

Работа с семьями воспитанников

- Цикл проектов на тему: «Работа с семьями воспитанников»


Автор: Малышева Екатерина Валерьевна — МАДОУ Детский сад №12, г. Владимир

Пояснительная записка
Проект «Мы вместе» Работа начинается с проведения родительского собрания и анкетирования родителей. Цель опроса: выявление мотивированных на совместную с педагогом образовательную деятельность родителей.Далее был составлен план на период 1-2 года. За это время формируется положительное отношение к профессиональной деятельности родителей, развивается социализация, открытость к взаимодействию при проведении НОД. Проект содержит следующие организационные формы: проведение тематических занятий с родителями, просмотр презентаций, подготовленных с использованием материалов, предоставленных семьями воспитанников. Наличие постоянного канала обратной связи (мессенджеры, социальные сети, консультации, беседы и т.д.) позволяют эффективно взаимодействовать с родителями.Тематические занятия, предметно-развивающая среда и дополнительные виды деятельности детей формируются и готовятся на основе опорных тем, связанных с профессиональной и иной деятельностью вовлеченных в проект родителей. Это позволяет в полной мере использовать преимущества совместной работы с семьями воспитанников.Описательная часть проекта включает в себя:1. Перспективное планирование.2. Элементы календарно-тематического планирования3. Итоговая презентация3Ход проектаДекабрь 2022. Родительское собрание.Анкетирование. При анкетировании главный вопрос: возможность принимать участие в совместной с педагогом деятельности. Примерный перечень вопросов приведен в Приложении 1.По результатам анкетирования были выявлены несколько семей, которые имеют возможность принять участие, как равноправные партнеры, в решении поставленных педагогом образовательных и воспитательных задач: семья К., семья Ш., семья Щ. и др.Были определены направления взаимодействия с ними в рамках тематической НОД. Семья К. занимается разведение пчел и реализацией продуктов пчеловодства. Семья Ш. является семьей потомственных госслужащих. В семье Щ. представлена династия кадровых военнослужащих. Было принято решение о подготовке нескольких тематических занятий совместно с родителями, а также совместная реализация проекта тематической детской площадки «В гостях у пасечника». В качестве поддержки выбранных направлений были зарезервированы (в рамках календарно-тематического планирования) виды деятельности, включающие в себя элементы, фокусирующие детский интерес к данным областям. Май 2022 Мини-проект «В гостях у пасечника» (Приложение 2) НОД с родителями, посвященная празднику Международный день пчел – 20 мая. Февраль 2023 Мини-проект «Уроки мужества» (Приложение 3)НОД с родителями, приуроченная к Дню защитника отечества «Уроки мужества» Март 2023 Мини-проект «Семейное древо» (Приложение 4)НОД с родителями, посвященная празднику День генеалогии – 10 марта «Семейное древо» 4Май 2023 (предусмотрено в плане)Мини-проект «Героические предки»НОД с родителями «Героические предки» посвященная празднику День Победы – 9 мая. (материалы представлены в Приложении 5).В пояснительной записке к проекту представлены не все разработанные занятия. В их основу положены как авторские материалы, так и общедоступные сведения, полученные с тематических педагогических ресурсов.5 Приложение 1Анкета«Взаимодействие детского сада и семьи»Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом.Ваши ФИО__________________________________________________Фамилия, имя ребенка_______________________________________1. Считаете ли Вы необходимой совместную работу ДОУ и семьи?Да Нет Частично2. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?- Здоровье и физическое развитие;- развитие нравственных качеств;- развитие умственных способностей;- развитие художественных способностей;- раннее обучение ребенка чтению, письму;- другое (что именно) укажите_______________________________________3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистовдетского сада?- Информационную помощь;- диагностическую;- консультативную;- другую помощь (какую именно) укажите_____________________________4. По каким вопросам воспитания и обучения хотели бы получить консультацию?- о питании детей- о развитии умственных способностей- о воспитании сына (дочери)- об успехах ребенка- об общении с ним- другое (что именно) укажите_______________________________________5. Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?- Родительские собрания-конференции-групповые дискуссии-тематические консультации-семинары-практикумы-индивидуальные беседы и консультации-информационные листки, буклеты, книги-тематические выставки, папки- другое (что именно) укажите_______________________________________6. В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?-родительские собрания-конференции-групповые дискуссии6 -тематические консультации-тематические выставки-совместные праздники-другое (что именно) укажите_________________________________7. По каким вопросам можете поделиться опытом семейного воспитания?_____________________________________________________________8. Недостаток каких знаний, вы ощущаете в вопросах воспитания детей?_________________________________________________________9. Какие темы Вы предложите для рассмотрения?____________________________________________________________10. Какие у Вас пожелания для детского сада и команды воспитателей?_____________________________________________________________Благодарим Вас за сотрудничество!7 Приложение 2Описание мини-проекта «В гостях у пасечника» В ходе подготовки к мини-проекту «В гостях у пасечника» воспитатели 4-й группы детского сада №12 вместе с родителями и детьми решили по-новому взглянуть на тему «Пчеловодство». А кто не любит мёд? Или всем известного сладкоежку Винни-Пуха? Ну, а рой пчел и вовсе напоминают детвору. Узнав, как строго организованна жизнь этих маленьких тружеников, ребята и сами стали куда дружнее, чем раньше. И даже помогли воспитателям оформить к конкурсу свой «пчелиный» участок. Теперь он для них как медом намазан – бегут сюда, гуляют, и уходить не хотят. А все началось с темы насекомых, которых великое множество в нашей природе: бабочки, кузнечики, осы, жуки. У каждого своя роль и предназначение. Дабы поддержать интерес к теме, беседу неожиданно поддержала бабушка одного из ребят – Галина Владимировна. Она предложила рассказать детям о пчёлах. Как выяснилось, она самый настоящий пчеловод. На одном из занятий бабушка Галя принесла интересные вещи: защитную маску, которая больше походит на шляпу, дымарь, стамеску. Увидев живой инструментарий, ребята притихли. За время встречи они узнали, что пчелки – это коллективный «народ», который отличается семейственностью и любовью к порядку. По сути, улей – это город с миллионным количеством жителей, в котором действует строгая иерархия. Эти крохотные существа очень дисциплинированы и трудолюбивы. Одни занимаются уборкой, другие выполняют роль охранников и следят, чтобы на улей никто не напал. А еще есть пчелы-няньки, которые присматривают за молодняком, пчелы-строители, отвечающие за расширение жилища и наращивание сотов. Ну, и, конечно, куда без пчелдобытчиков, которые собирают нектар и заготавливают его на зиму. Ребята посмеялись, услышав, что в пчелином обществе есть свои трутни – пчелы, которые совсем не любят работать. Так, незаметно, детсадовцы примеряют роль и на себя. К удивлению взрослых, данная тема у детей вызвала большой интерес. Посыпались вопросы: откуда берутся пчелы, сколько у них крыльев, зачем делают мед? С удовольствием отгадывали загадки: «Желтая тельняшка летает над ромашкой». 8 Вскоре появилась идея взяться за «пчелиную» тему более масштабно и познавать природу через мир этих крохотных мудрых насекомых. В результате этой работы участок 4-й группы преобразился. По задумке воспитателей площадка оказалась разбита на разные интерактивные зоны. В центре небольшой домик. С одной его стороны – вход в кафе «Пчела-ла-ла», а с другой – в медовый магазин. Ребята здесь с удовольствием вовлекаются в сюжетно-ролевую игру. Кто-то в песочных формочках готовит десерты из нектара, кто-то печет «Медовик», а кто-то торгует продуктами пчеловодства. Дети знают, как полезны прополис, пчелиный воск и маточное молочко. Одни ребята продают – другие покупают. Некоторые даже оформляют заказ через воображаемые онлайн-магазины: звонят, ждут курьера, получают товар. Очевидно, по опыту своих родителей, повторяя действия взрослых. Здесь же, на участке, стоят пчелиные ульи, которые практически невозможно отличить от настоящих. Чуть в стороне – легкая металлическая конструкция, к кольцам которой привязаны бумажные пчелки, покрытые скотчем. Под воздействием ветра или дыхания ребенка невесомые фигурки начинают быстро кружиться. Ребятам понравилась эта затея и теперь они вовсю дуют на пчел, по сути занимаясь дыхательной гимнастикой. Есть на участке и зона «дикого леса». За невысоким забором на дереве в окружении пластмассовых пчел, выполненных из киндер-сюрпризов, сидит лохматый медведь. Рядом с ним соты дикого меда. Детвора сделала их из втулок из-под туалетной бумаги. На участке не только поделки. Есть и грядки. Руками воспитателей, мам и детей здесь высажены цветы, ягоды и даже мандариновое дерево. Дошкольники охотно наблюдают за ростом растений и регулярно их поливают. В нескольких метрах от этого «живого уголка» - соседний участок, где во всем разнообразии представлен русский лес. Разумеется, по задумке художника на стене веранды, что стыкуется с «пчелиным» участком, появился рисунок цветущей липы. Дети понимают, что пчелы летают сюда за медом, после чего возвращаются обратно домой. 9 Кроме всего прочего на участке 4-й группы есть интересный инструментарий пчеловода. К примеру, дымарь. Дети не только знают, что это такое, но и понимают, как и для чего его применять. В случае, когда ребята устают сидеть на одном месте, воспитатели предлагают им поиграть в подвижные игры. И нередко сюжетом становится снова «пчелиная» тема. К примеру, все дети — пчелки, они бегают по площадке, размахивая крыльями, жужжат и вдруг появляется медведь. Все разбегаются. И здесь кого он поймает – становится водящим. Также охотно дети играют в пальчиковые игры, изображая пчелок, букашек и паучков. За два часа прогулки ребята успевают поиграть, подвигаться и узнать что-то новое. К примеру, то, что пчелы приносят огромную пользу одним лишь опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами.Развлекая детей таким образом, воспитатели понимают, их нынешний возраст детей – наиболее благоприятный период для установки эмоционального контакта ребенка с природой. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат этой работы. Играя и веселясь, они незаметно для себя получают информацию о том, как устроен мир природы, где и как живут пчелы, чем они питаются и чем полезны. Важно, что малыши знают и об угрозе, которую могут нанести эти насекомые. К примеру, при нападении пчелиный рой, может быть смертельно опасен для человека. Но если ты вооружен знаниями – значит предупрежден.В завершение проекта в детском саду была организована интересная квест-игра. Дети со своими группами прошли по всему маршруту, заглянув на разные тематические участки. Где-то ребята ходили собирать грибы, где-то любовались красотой водоемов или изучали лес. Но, нет сомнений, что больше других дети оценили самый сладкий участок детского сада №12, где им рассказали про мёд. 10Приложение 3Описание мини-проекта «Уроки мужества»В ходе подготовки к мини-проекту «Уроки мужества» воспитатели 4-й группы детского сада №12 вместе с родителями и детьми решили реализовать мини-проект, приуроченный к 23 февраля. В семье Ильи К. глава семьи Иван Григорьевич К. состоит на службе в Военной автоинспекции в звании старшего сержанта на должности водителя. Срочную службу он проходил в ВКС. Во время службы И.Г. освоил в совершенстве навыки управления различными видами автомобильной военной техники. И поэтому он многое может рассказать об устройстве технических характеристика- и особенностях управления военным транспортом. Воспитатели пригласили его для проведения совместного занятия, приуроченного ко Дню защитника отечества в рамках проекта «Гость в группе». И.Г. принес фотографии современной военной техники, показал снятый им видеофильм про полигон, расположенный в Ковровском районе, на котором тренируются военные в использовании этой техники в реальных боевых условиях. В частности, он рассказал.Автомобили военного назначения - один из важнейших компонентов, обеспечивающих ведение современных боевых действий всех видов и родов войск.В июле 2021 года в Воздушно-десантные войска России начались серийные поставки бронеавтомобилей «ТайфунВДВ». Новейший быстроходный броневик обеспечит десантно-штурмовым соединениям выполнение всего спектра решаемых ими задач.11Спецавтомобиль группы разминирования создан на базе пикапа УАЗ-2363. Он предназначен для выполнения задач оперативного разминирования местности и объектов инфраструктуры, перевозки сапёров и позволяет транспортировать взрывоопасные предметы (ВОП) 1-й степени опасности без взрывателей до места уничтожения. В состав специального оборудования САГР входят кузов-капсула, контейнер ЭТЦ-l, стеллаж для укладки и транспортировки ВОП, металлические ящики для перевозки средств взрывания и взрывчатых веществ, средств.Нарастание напряжённости в Арктике -последней нерастраченной «кладовой» природных ресурсов человечества - потребовало от России усиления активности её Вооружённых сил в приполярной зоне. На острый запрос необходимости создания транспортных средств, подготовленных к безотказной работе в арктических условиях, российские учёные и конструкторы оперативно ответили разработкой целого ряда многофункциональных вездеходов различных классов, способных преодолевать не только сложные участки арктической местности, но и форсировать водные преграды.После проведенного занятия дети захотели стать водителями военной техники. Они задавали много вопросов во время занятия и очень хотели попасть на военный полигон, чтобы посмотреть не тренировки. И потом очень долго играли в военных и рисовали военную технику.12Приложение 4Описание мини-проекта «Семейное древо»Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье («Вся семья вместе, и душа на месте», « Семья -это семь Я», « Всякой матери свое дитя мило», « Дети - цветы жизни»).У каждой семьи есть своя история. Семейная история это - родословная. Родословная - слово о роде. Род - все родственники, которые имеют общего предка. Семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители наших дедушек и бабушек (наши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева - это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это наши папы и мамы и самые тонкие веточки – это мы, детки.Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них в, свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако мы все являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Откуда мы появились? Кто те люди, которые составляли нашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи -большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли мы на них? Говорили ли они на том же языке, что и мы?С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».1314Приложение 5 Описание мини-проекта «Героические предки» В 4-й группе детского сада №12 сразу несколько ребят захотели поделиться своими историями. В одной семье из поколения в поколение мужчины отдают предпочтение военному делу, в другой – сложилась настоящая династия пчеловодов, а в третьей – все прадеды положили свои силы на защиту Родины во время Великой Отечественной войны. О них – о прадедах воспитанника Андрея Шаронова – в преддверии Дня Победы мы и хотим рассказать в этом обзоре.Военное прошлое семьи Андрея интересно тем, что судьба каждого прадеда – уникальна. На линии фронта оказался только один – Фёдор Ефимович Шаронов, уроженец Саратовской губернии. Он был призван в самом начале войны, участвовал в Смоленском сражении, где был тяжело ранен, а позже вернулся в строй – сражался за Будапешт, за взятие Вены. Награждён орденами Красной Звезды, Красного знамени, имел медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта» и другие. Но остальные прадеды, те, что остались дома, не меньше потрудились на благо Родины. Один - Михаил Васильевич Шашков, уроженец Нижегородской области – практически жил на своём предприятии (Горьковском машиностроительном заводе им. Воробьёва), которое в годы войны в кооперации с Горьковским авиационным заводом им. С. Орджоникидзе (№21) производило запчасти для самолётов. Другой – Яков Тихонович Масальский, уроженец Липецкой области, водил под бомбами поезда. А четвёртый прадед – Сергей Иванович Фадеев, уроженец Саратовской области, прошёл не только огонь войны, но оказался в самом её пекле, в прямом смысле слова. О двух своих прадедах – по отцовской и материнской линии Андрей хотел бы рассказать немногое подробнее. Их жизнь в годы войны с полной достоверностью показывает, какой ужас переживали люди в разных уголках страны в те страшные годы.Сергей Иванович Фадеев – дед отца, был военным пожарником и тушил горящие нефтехранилища. И если во время бомбежки все бежали в укрытие, то наш мужественный прадед бежал как раз под самые бомбы, в эпицентр огня.15В 16 лет он ушел из голодной деревни в поисках работы в Саратов.В городе он устроился рабочим на земляные работы -строить будущий нефтеперерабатывающий завод «Крекинг». Так его судьба тесно переплелась с заводом, который ему потом пришлось защищать в годы войны.Отслужив в армии 3 года в кавалерии, Сергей Иванович вернулся в город, где ему предложили поступить на службу в военизированную пожарную охрану.Фото: Военизированная пожарная охранаС первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана перешла на казарменное положение.Завод «Крегинг» также, как и Саратовский авиационный завод, давший каждый третий самолёт фронту, были наиболее важными объектами пожарной охраны. В годы войны «Крекинг» был крупнейший в Европе заводом по производству топлива. Он дал фронту четвёртую часть горючего, потраченного за всю войну - 3 миллиона тонн! Это саратовское топливо обеспечивало советские войска во время Сталинградской и Курской битв.Именно по этой причине нефтеперерабатывающий завод подвергался частым бомбардировкам вражеской авиации. За годы войны на предприятие летчиками Люфтваффе было сброшено 911 фугасных авиационных бомб весом до 500 кг и более 8500 зажигательных бомб.16От их попадания возникло 190 пожаров. Тушить их приходилось моему прадеду, и часто под обстрелом авиационных пулеметов. О своих подвигах и наградах дед никогда не говорил. Он был исключительно скромным человеком. И то, что я знаю о нем, стало известно от других людей, знавших моего прадеда и служивших с ним.Однажды от немецких зажигательных бомб загорелось крупное нефтехранилище. От ревущего огня плавились стальные конструкции, высота огня достигала десятков метров. Мой прадед отправился на тушение пожара в составе пожарного расчета.Нужно было сбить пламя специальной пеной из огромного пожарного рукава. Потушить горящую нефть водой невозможно. Кроме того, нужно было ликвидировать низовой пожар на дне нефтяной ямы. Для этого вызывались храбрецы или командир взвода выбирал пожарника сам. Человека обматывали жаропрочным материалом, лицо закрывалось самодельной тряпичной маской, пропитанной водой. Затем человека опускали на адское дно горящего нефтехранилища, где он пытался погасить огонь. Нередко человек сгорал заживо во время такой опасной операции.Однажды один молодой пожарник отказался выполнять приказ. Он заглянул на дно горящей ямы с нефтью и заплакал. За отказ выполнить приказ командир хотел застрелить его из нагана на глазах у товарищей, но мой прадед упросил его этого не делать… Он сам спустился на дно горящей бездны и ликвидировал пожар. Когда его подняли, у него были сильные ожоги, обгорели ноги.17Фото: Бомбардировка нефтеперерабатывающего завода в СаратовеМассированным бомбардировкам подвергались и Саратовский авиационный завод (был разрушен в результате авианалётов на 70 %), и Саратовский государственный подшипниковый завод.14 сентября 1942 года немецкий бомбардировщик сбросил бомбу на баржу, на которой эвакуировались работники подшипникового завода. Баржа, на которой было около 2000 человек, раскололась пополам. Спасая раненых, женщин и детей с горевшей в 20-ти метрах от берега баржи Сергей Иванович догадался бросить в воду пожарный рукав, крикнув тонущим людям: «Хватайтесь за него, мы вас вытащим»! Так ему удалось спасти более 200 человек!За личное мужество и отвагу Сергей Иванович награждался Орденом Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, медалью за отвагу и другими наградами. Он был верен своему заводу до самого выхода на пенсию, неся примерную службы и в мирное время.Я всегда буду помнить Сергея Ивановича и гордиться им.18Другой мой прадед – машинист паровоза Яков Тихонович Масальский, дед мамы. В годы, когда многие имели всего два-три класса образования, он сумел получить профессию слесаря паровозного депо и окончить школу паровозных машинистов в Ораниенбауме. Трудился помощником машиниста паровозного депо Ленинград. Накануне войны он вернулся в Липецкую область и был принят машинистом паровозного депо родного города Елец.Войну Яков Масальский встретил в трудовом строю. В прифронтовой обстановке разрушенное бомбёжками депо Елец вынуждено было работать с перебоями (в декабре 1941 года город на несколько дней оказался под оккупацией фашистов). Однако и в этих условиях железнодорожники обеспечивали подачу локомотивов для воинских перевозок на участках Елец – Ефремов, Елец – Верховье, Елец – Долгоруково. Кроме того, старалось наладить перевозки для войск Брянского и Воронежского фронтов (позднее – войск Центрального фронта, которые перебазировались из-под Сталинграда в район Курского выступа).Немало опасных для жизни дней и ночей провёл в кабине своего паровоза мой прадед, доставляя поезда с важными грузами к местам назначения. В один из дней 1942 года он попал под бомбёжку. Получил тяжёлую контузию, был ранен. По заключению врачей его признали инвалидом II степени. Пришлось оставить 19любимое дело. Понадобилось 7 лет, прежде чем смог восстановить здоровье и вернуться к работе. В 1949 году, в заявлении на имя начальника депо он написал: «Прошу принять меня на ранее занимаемую должность машиниста. Был уволен вследствие болезни по ранению во время бомбёжки. В настоящее время чувствую себя здоровым». Последовала резолюция: «Не возражаю».После проверочных поездок ему разрешили самостоятельно водить поезда.В 1950-м мой прадед был удостоен звания техника-лейтенанта тяги, а спустя 6 лет награждён знаком «Отличный паровозник». Являлся мастером вождения тяжеловесных составов. Был передовиком производства. Мои родные не только чтят память прадеда, но и продолжают его дело. Сегодня мой дядя Сергей Масальский, брат мамы, работает машинистом 1 класса депо Горький-Сортировочный, одного из крупнейших на сети ОАО «РЖД»

Скачать материал
 

Вложения

  • Работа с семьями воспитанников.zip
    40.3 MB · Просмотры: 4
Последнее редактирование:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу