Татьяна Юрьевна
Member
- 20 Июн 2022
- 654
- 5
Рациональное использование аппликатуры при игре на саксофоне
Автор: В. Чуриков
Год: 1996
Издательство: Харьков: ХГИИ
В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы рационального использования аппликатуры при игре на саксофоне. В пособии представлены 10 аппликатурных таблиц.
Аппликатуры трелей, тремоло, звуков четвертитоновой системы, созвучий и аккордов могут быть справочным материалом исполнителей и композиторов.
Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям, учащимся, студентам начальных, средних и высших музыкальных учебных заведений, а также любителям музыки.
Скачать
В исполнительской практике саксофониста выбор аппликатуры имеет большое значение в решении технических и художественных задач. Существует три вида аппликатуры — основная, вспомогательная и дополнительная или комбинированная.
Основная — это аппликатура, обеспечивающая качественное звучание по тембру и интонации с естественным, экономичным использованием клапанного механизма инструмента.
Вспомогательная — это аппликатура, при которой качество звука по тембру и интонации не отличается от такого же звука основной аппликатуры, или почти не отличается по тембру. Определение вспомогательной аппликатуры весьма относительно, так как она иногда может считаться основной. Наиболее часто используемые аппликатуры при игре на саксофоне претендуют на название основных.
Дополнительная или комбинированная — это аппликатура, при которой качество звука по тембру и незначительно по интонации отличается от такого же звука основной аппликатуры в диапазоне до ноты “фа-диез” третьей октавы. Все последующие ноты, выше “фа-диез” третьей октавы, будут извлекаться комбинированной аппликатурой, выбор которой будет
зависеть от конструкции и состояния инструмента.
При выборе аппликатуры нужно стремиться к экономному использованию и движению пальцев. Сила нажатия на клапан должна быть небольшой, ровно такой, чтобы преодолеть силу пружины, удерживающей клапан открытым или закрытым. В противном случае, более активное нажатие клапана вызовет толчок, сообщаемый корпусу инструмента. Толчок не позволит плавно соединить звуки, и будет нарушено звуковедение. Во время игры саксофон не должен прикасаться к бедру или животу играющего. Такое положение будет способствовать более совершенному звуковедению, а также явится предпосылкой свободного, незакрепощенного движения пальцев в развитии пальцевой техники.
Разделение на основную и вспомогательную аппликатуры на саксофоне происходит всего на девяти нотах:
1.”фа-диез” (“соль-бемоль”) первой, второй и третьей октавы;
2.”ля-диез” (“си-бемоль”) первой и второй октавы;
3.”до” второй и третьей октавы;
4.”ми" и “фа” третьей октавы.
При синхронном чередовании указательного пальца со средним, или наоборот, — правой или левой руки, нужно стремиться использовать аппликатуру, исключающую такое движение, если последующий звук не будет вызывать аппликатурные неудобства. Например, соединяя ноты “фа“ — “фа-диез” или “фа-диез” — “фа” первой или второй октавы, включая появление ноты “ми” после или перед нотой “фа-диез”, то эту ноту “фа-диез” нужно сыграть аппликатурой — “Тf”, за исключением случаев, когда после ноты “фа-диез” последует нота, аппликатура которой включает безымянный палец правой руки — тогда ноту “фа-диез” нужно сыграть основной аппликатурой — “5” (см. нотный пример №1).
Автор: В. Чуриков
Год: 1996
Издательство: Харьков: ХГИИ
В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы рационального использования аппликатуры при игре на саксофоне. В пособии представлены 10 аппликатурных таблиц.
Аппликатуры трелей, тремоло, звуков четвертитоновой системы, созвучий и аккордов могут быть справочным материалом исполнителей и композиторов.
Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям, учащимся, студентам начальных, средних и высших музыкальных учебных заведений, а также любителям музыки.
Скачать
В исполнительской практике саксофониста выбор аппликатуры имеет большое значение в решении технических и художественных задач. Существует три вида аппликатуры — основная, вспомогательная и дополнительная или комбинированная.
Основная — это аппликатура, обеспечивающая качественное звучание по тембру и интонации с естественным, экономичным использованием клапанного механизма инструмента.
Вспомогательная — это аппликатура, при которой качество звука по тембру и интонации не отличается от такого же звука основной аппликатуры, или почти не отличается по тембру. Определение вспомогательной аппликатуры весьма относительно, так как она иногда может считаться основной. Наиболее часто используемые аппликатуры при игре на саксофоне претендуют на название основных.
Дополнительная или комбинированная — это аппликатура, при которой качество звука по тембру и незначительно по интонации отличается от такого же звука основной аппликатуры в диапазоне до ноты “фа-диез” третьей октавы. Все последующие ноты, выше “фа-диез” третьей октавы, будут извлекаться комбинированной аппликатурой, выбор которой будет
зависеть от конструкции и состояния инструмента.
При выборе аппликатуры нужно стремиться к экономному использованию и движению пальцев. Сила нажатия на клапан должна быть небольшой, ровно такой, чтобы преодолеть силу пружины, удерживающей клапан открытым или закрытым. В противном случае, более активное нажатие клапана вызовет толчок, сообщаемый корпусу инструмента. Толчок не позволит плавно соединить звуки, и будет нарушено звуковедение. Во время игры саксофон не должен прикасаться к бедру или животу играющего. Такое положение будет способствовать более совершенному звуковедению, а также явится предпосылкой свободного, незакрепощенного движения пальцев в развитии пальцевой техники.
Разделение на основную и вспомогательную аппликатуры на саксофоне происходит всего на девяти нотах:
1.”фа-диез” (“соль-бемоль”) первой, второй и третьей октавы;
2.”ля-диез” (“си-бемоль”) первой и второй октавы;
3.”до” второй и третьей октавы;
4.”ми" и “фа” третьей октавы.
При синхронном чередовании указательного пальца со средним, или наоборот, — правой или левой руки, нужно стремиться использовать аппликатуру, исключающую такое движение, если последующий звук не будет вызывать аппликатурные неудобства. Например, соединяя ноты “фа“ — “фа-диез” или “фа-диез” — “фа” первой или второй октавы, включая появление ноты “ми” после или перед нотой “фа-диез”, то эту ноту “фа-диез” нужно сыграть аппликатурой — “Тf”, за исключением случаев, когда после ноты “фа-диез” последует нота, аппликатура которой включает безымянный палец правой руки — тогда ноту “фа-диез” нужно сыграть основной аппликатурой — “5” (см. нотный пример №1).
Последнее редактирование модератором: