Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Распевки. Хрестоматия для вокалистов.Сафронова

Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна

Member
20 Июн 2022
654
5
Распевки. Хрестоматия для вокалистов
Автор: О. Сафронова
Год: 2016
Издательство: Лань


Хрестоматия включает упражнения по вокальной технике, снабженные комментариями и рекомендациями. В книге собрано около трехсот распевок, многие из которых опубликованы впервые, и скороговорки. Имеются список литературы и список интернет-ресурсов. К учебному пособию прилагается диск с записями распевок, которые помогут обучающимся в самостоятельных занятиях. Книга адресована учащимся, студентам и преподавателям вокала.


Скачать

О РАСПЕВКАХ
Распевка — это:
1) специальное вокально-техническое упражнение для подготовки голосового аппарата и слуха певцов;
2) проба голоса, разогрев и его тренировка — целенаправленно, с учётом индивидуальных задач; приведение голоса в рабочее состояние.
Ни один уважающий себя вокалист не начнёт своего выступления без распевки.
Классификация и распределение распевочного материала в тот или иной раздел представляет определённую трудность, так как обычно любое упражнение предназначено для выполнения нескольких задач, комплексно. И всё же разделение было проведено — по приоритетной задаче или по виду мелодической последовательности. Часть распевок придумана автором пособия. Приведены также известные упражнения, авторство которых по ряду причин установить невозможно — они передаются в музыкальных учебных заведениях из поколения в поколение... Если автор известен — он указан.
Все упражнения проверены на практике. Вы можете выбирать те упражнения, которые вам больше нравятся или наиболее подходят для вашего голоса: конечно, в зависимости от степени вашей подготовки.
Все приведённые здесь указания и рекомендации носят характер напоминаний того, что вы уже узнали от педагога. Эти напоминания — общие и универсальные по двум причинам:
1) для того чтобы не вмешиваться в индивидуальный стиль методики преподавания педагога, у которого вы учились или учитесь;
2) так как вокал — настолько индивидуальное дело, что невозможно предусмотреть все нюансы заочно, не видя и не слыша ученика.
Методы постановки голоса и лексика объяснений могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиций, атаки звука; овладение разнообразными вокальными приёмами; работа с артикуляционным аппаратом ит. д. и т. п.

Распеваться необходимо ежедневно не менее 30 минут до состояния прогретого, тёплого, подвижного, «лёгкого» горла, с достигнутым нужным диапазоном. Для этого целесообразно брать упражнения, хорошо настраивающие голосовую функцию.
ЛЮБУЮ распевку надо петь живо, выразительно, с чувством, как если бы вы пели: произведение на своём концертном выступлении.
В пособии даны мелодии с общими указаниями. Вы можете приспособить их к себе следующими способами:
- Компоновать упражнения в таком порядке, который вам наиболее подходит (из разных разделов в том числе).
- Менять последовательность упражнений, чтобы не вызывать привыкания, а, значит,
формальности процесса.
- Петь распевки либо по полутонам в восходящем или нисходящем движении, либо в тональности.
- Использовать одну и ту же мелодию для выполнения разных задач.
Внутри упражнений могут использоваться следующие приёмы:
- Замена гласных букв: разные гласные в разные дни занятий (в одном и том же упражнении); чередование гласных внутри упражнения в любом наборе и любой последовательности.
- Замена гласных на слоги (добавление согласных). Слоги подбираются ИНДИВИДУАЛЬНО.
- Смена мелодической линии. Например, при движении наверх петь одну мелодию,
а при нисходящем движении — похожую, вариативную, укладывающуюся в заданную ритмическую структуру.
- Смена ритма.
- Смена темпа.
- Перемена динамики звучания.
- Смена характера звучания, штрихов, акцентов; эмоциональная, актёрская подача, т.е. смена смысловой интонации.
- Удлинение мелодии (повтор) — если позволяет дыхание.
Также вы можете придумать свои варианты, наиболее приемлемые именно для вас.
Важно учитывать конкретную цель, представлять, чего вы хотите достичь. «Просто так» петь не продуктивно и не эффективно, так как это приводит к неосознанному, неосмысленному певческому процессу и индифферентному исполнению произведений.

НЕОБХОДИМЫЕВОКАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Вам должен нравиться процесс звучания. Даже если вы ошибаетесь в чём-то, это не должно останавливать вашего энтузиазма, позитивного настроя, творческого вдохновения. Отрицательный результат — это тоже продвижение вперёд. Вы должны в себя верить!
Для хорошего воспроизведения звука следует обратить внимание на следующие моменты.
ВОКАЛЬНАЯ (ПЕВЧЕСКАЯ) СТОЙКА или ПОЗА — та, при которой брюшные мышцы натянуты, грудная клетка с плечами находится в свободном развёрнутом (расправленном) состоянии, позвоночник — прямой, опора на обе ноги. Голову нельзя ни запрокидывать, ни вытягивать вперёд.
Всё перечисленное создаёт оптимальные возможности для работы тела как своеобразного музыкального инструмента, для хорошего тонуса дыхательной мускулатуры. Если вы нашли устойчивую правильную позу, грудью или ключицей дышать уже не захочется.
Качественное пение — это пение на устойчивой певческой опоре.
Предпочтительный тип ДЫХАНИЯ — нижнерёберно-диафрагмальный, позволяющий сохранить на длительное время силу и чистоту звука, не дающий быстрого утомления и расстройства голосового аппарата. Вдох должен быть бесшумным, в темпе и ритме исполняемого упражнения или произведения (на затакт к ритмической доле). Выдох должен быть ровным, почти не ощущаемым. Необходимо научиться управлять потоком выдыхаемого воздуха. Это означает рассчитывать требуемое количество дыхания на определённую фразу, так как весь взятый воздух надо потратить на пение, или, говоря другими словами, не перебирать количество воздуха, беря воздуха не более, чем требуется.
«Нужно обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха» (Э. Карузо). При этом
излишек дыхания (если есть) в конце фразы следует выдохнуть. По сути, вдох — это ваша готовность к пению...
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Антонина Викторовна 119
Полина Анатольевна 908
Полина Анатольевна 451
Татьяна Юрьевна 742
Татьяна Юрьевна 383
Алина Дмитриевна 523
Алина Дмитриевна 596
Алина Дмитриевна 543
Алина Дмитриевна 457
Тамара Леонидовна 528

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу