Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Рассказы о русских народных инструментах. 1986 год. Васильев Ю.А., Широков А.С.

Инна Кирилловна

Инна Кирилловна

Member
14 Июл 2022
813
6
Название: Рассказы о русских народных инструментах

Авторы: Васильев Юрий Александрович, Широков Александр Семенович

     1986

Скачать

Издательство: Советский композитор, г. Москва

Год издания: 1986

Книга в живой, увлекательной форме знакомит юного читателя со всеми разновидностями русских народных музыкальных инструментов - их устройством, историей и бытованием в наше время
.

Стояло прохладное туманное утро сентября 1654 года. Москва только
проснулась. Ударили в колокола, сначала с «Ивана Великого», потом подал
голос «Василий Блаженный». Звоны его мягче, но слышно было так же
далеко. С золоченых крестов слетела стая ворон и галок, закружившись
черной тучей...

Процессия монахов двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровожда-
ли пять доверху нагруженных подвод. Из-под соломы виднелись то резной
завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузов-
ка. Все это, немилосердно брякая и скрипя, с грохотом двигалось по на-
правлению к деревянному мосту. Крестились встречные прохожие. Обоз,
миновав мост и оказавшись в Замоскворечье, свернул налево. Путь сго
лежал к пустырям и болотам теперешнего Нагатина.

Наконец шествие остановилось. Монахи принялись разгружать подво-
ды. На землю полетели домры и гусли, рожки и свирели, бубны и тре-
щотки... Гора инструментов росла. Потом все это подожгли. Поднялся
столб дыма и пламени. Куча занялась вся сразу. Сухая древесина горела
с гулом. Не прошло и часу, как все то, из чего умелые руки могли извлечь
множество звуков — то печальных, то веселых, — превратилось в золу и
тлеющие угли.

Еще «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом
равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, право-
славное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвле-
кающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение
считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку
надлежало ему слушать и петь.
` Средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных
музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запреща-
лось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.
«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в
домры не играли и в домах у себя не держали... А кто, забыв страх божий и
смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени
по пяти рублев на человека». (Из юридических актов ХУП века.) Еще более
строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыкан-
ты были, как мы сегодня говорим, профессионалами, они своей игрой.
плясками и песнями зарабатывали на жизнь. Скоморохи ходили по дерев-
ням и городам и показывали представления с песнями и музыкой. Очень
часто их остроумные куплеты носили антицерковный характер. Они
высмеивали глупых попов, жадных купцов и спесивых бояр. Запрещение
скоморохам играть и разрешение жителям «высылать из селений начина-
ющих играть насильно» встречаются в восьми царских грамотах от
1470 года по 1555-й.

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот
теперь «бесовские инструменты» отбирали на улицах, в домах, кабаках,
словом, везде, где на них могли играть, и сжигали. Горели совершен-
ствовавшиеся веками, может быть, уникальные музыкальные инструмен-
ты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.

Правда. сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасла и
инструменты, и традиции исполнительства на них от полного забвения.
А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.

Эта книжка расскажет вам о русских народных инструментах, об
их истории, возможностях и способе изготовления. Прочтя ее, вы,
может быть, задумаетесь над тем. что создавалось людьми многих поко-
лений, что не одну тысячу лет занимало воображение одаренных музыкан-
тов и мастеров. В каждом, даже самом простом музыкальном инструмен-
те — изящество и целесообразность, достигнутые ценой труда, напряжен-
ных поисков, а порой и лишений, сквозь которые шел к своей цели древний
мастер.

Посмотрите на сцену сегодня. В одном симфоническом оркестре —
несколько десятков различных типов инструментов. Но все это много-
образие можно разделить по принципу звукоизвлечения на три большие
группы. Ударные — барабаны, тарелки, гонги, колокольчики... Духо-
вые — медные и деревянные: флейты, кларнеты, гобои, трубы, валторны,
тромбоны... Струнные — щипковые и смычковые: арфы, скрипки, виолон-
чели... Эти инструменты хорошо известны во всем мире, их история более
или менее ясна, к их звучанию уже привыкли.

Но на свете есть еще сотни, тысячи музыкальных инструментов, которые
бытуют в народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры на-
родных инструментов. А есть еще и такие, которые ждут своего открыва-
теля. И народные инструменты так же легко делятся на три названные
группы. Принципиально нового человечество еше не изобрело (в этой
книге нет места электронике).

Думается, что читатель вправе задать вопрос: «Для чего же столько
инструментов?» Ведь в сущности мелодию можно сыграть на любом из
них, кроме, конечно, ударных, хотя... вы узнаете из этой книжки, что и
на некоторых ударных она исполнима. Но об этом позже.

Мир, в котором мы живем, насыщен всевозможными звуками. От
шорохов и скрипов до ударов прибоя и раскатов грома. Древнейшие
обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Но между этим
звуковым многообразием и музыкой огромная пропасть, потому что звуки
сами по себе — еще не музыка. И когда человек начал воспроизводить их,
приманивая птиц и животных, это тоже еще не была музыка.

Человек должен был научиться определенным образом организовы-
вать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли...

Скачать
 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить