Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио (в условиях учебных заведений культуры). 1978 год. Картавцева М.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
781
2

Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио (в условиях учебных заведений культуры). 1978 год​




СКАЧАТЬ

Книга посвящена вопросам методики преподавания соль-

феджио в учебных заведениях культуры. Большое внимание:

уделяется проблеме развития музыкальных способностей; в ках
честве музыкального материала привлекаются образцы русскогё
народного творчества. Предназначается для преподавателей
сольфеджио институтов культуры, кружков самодеятельности,
музыкальных школ.


СКАЧАТЬ
ВВЕДЕНИЕ

В эстетическом воспитании и обучении подрастающего по-
коления в наши дни все ‘болыпую актуальность приобретает
проблема развития творчески активных способностей в резуль-
тате приобщения учащихся к активной, самостоятельной дея-
тельности.

Современная теория «переноса» творческих способностей
утверждает, что эти способности, развитые в одной области,
на одном материале, благотворно сказываются на формирова-
нии общих способностей личности, умении творчески мыслить
и созидать и при благоприятных условиях могут переходить
на другие области деятельности. Эта теория позволяет наде-
яться, что способности ребенка, подростка и юноши, развитые,
например, средствами музыки и приобщения в той или иной
мере к элементарной самостоятельной деятельности и творче-
ству в процессе обучения, при благоприятных условиях могут
перейти в творческую активность и стать творческими способ-
ностями, а может быть, и свойством личности.

В данной работе рассматриваются особенности развития
способностей студентов вузов (и училищ) культуры как буду-
щих руководителей самодеятельных музыкальных коллекти-
вов. В своей практической работе в течение десяти лет в Мо-
сковском государственном институте культуры, а также в
коллективах детской самодеятельности и музыкально-творче-
ских кружках автор проводил эксперименты в классах музы-
кально-теоретических предметов (главным образом на уроках
сольфеджио). Цель этих экспериментов состояла в том, чтобы
выявить реальную пользу от применения элементов самостоя-
тельной творческой деятельности в процессе развития специ-
ально музыкальных и общеэстетических способностей, а также
любви к музыке и музицированию. В качестве дидактического
материала для творческих опытов использовался разнообраз-
ный музыкальный фольклор, как старинный, так и современ-
ный. Широкое использование музыкального фольклора в цикле.
музыкально-теоретических дисциплин в вузах (и училищах)
культуры целесообразно в ряде отношений, а именно:
— фольклор расширяет запас музыкальных представлений
(интонационных, ритмических, полифонических и т. п.);
— использование фольклора способствует формированию
национального характера музыкального мышления, эстетиче-
ского вкуса, чувства патриотизма;
— приобщение к фольклору способствует развитию музы-
кально-творческой активности личности, так как он всегда был
и остается неисчерпаемым источником творчества для компо-
зиторов самых разных стилей и направлений.
Использование фольклорных образцов наряду с примерами
из классической и советской музыки в цикле музыкально-тео-
ретических дисциплин способствует выработке разносторон-
них и активных способностей благодаря применению не толь-
ко разнообразного, но и своеобразного дидактического мате-
риала. Необходимо подчеркнуть, что проблема развития ак-
тивных музыкальных способностей важна не только для воспи-
тания студентов в стенах вузов и училищ культуры, но также
в консерваториях, вузах искусств, музыкальных факультетах
педагогических вузов страны.
Для того чтобы говорить о воспитании руководителя само-
деятельного музыкального коллектива, необходимо рассмот-
реть и изучить своеобразие и структуру музыкальных способ-
ностей, необходимых для его будущей профессиональной дея-
тельности, а также определить и разработать некоторые опти-
мальные методы их развития.
В связи с рассмотрением проблемы музыкального обучения
и воспитания, вопросов — как, какими методами, для чего вос-
питывать музыкальные способности, появилась необходимость
привлечения трудов по общей музыкальной психологии и педа-
гогике, работ по музыкознанию, а также методических мате-
риалов по музыкально-теоретических проблемам.
Помимо психолого-педагогических экспериментов и наблю-
дений, применяемых автором в течение ряда лет практической
работы с учащимися, был проведен также анкетный опрос и
беседы с руководителями художественной самодеятельности
на местах с целью выяснения, каких способностей, умений и
навыков им не хватает в их практической работе в клубах, До-
мах и Дворцах культуры. Трудность нашего исследования за-
ключалась в отсутствии разработанных экспериментальных ме-
тодов для решения выдвинутых задач. Поэтому от автора по-
требовалась разработка экспериментальной методики и внед-
рение ее в течение десяти лет в цикл музыкально-теоретиче-
ских дисциплин, в разные возрастные группы студентов и уча-
щихся.
Экспериментальные и контрольные группы студентов и уча-
стников самодеятельности наблюдались в течение трех-четырех
4
лет и более; сравнивались результаты обучения по разным ме-
тодикам (экспериментальной и традиционной), уточнялась
сама методика. Автор наблюдал в течение десяти лет процесс
развития музыкальных способностей у двухсот пятидесяти
человек—детей, подростков и юношества *.
Повторные эксперименты были проведены с целью даль-
нейшей детализации методики творческих форм работы на
уроках сольфеджио, а также для проверки полученных резуль-
татов.
На опытах, поставленных в детских группах и студенческих
аудиториях, проверялась возможность применения предлагае-
мой экспериментальной методики в группах, разных по возра-
сту и музыкально-слуховой подготовке.
Большое количество работ, выполненных студентами и
детьми (имеются в виду одноголосные и многоголосные дик-
танты, устные импровизации и записанные па магнитную ленту
сочинения), подвергались расшифровке и анализу.
1 Наблюдения и эксперименты по развитию способностей проводились
автором в студенческих группах на занятиях сольфеджио в Московском го-
сударственном институте культуры, а также в детских группах хоровой само-
деятельности клуба Института атомной энергии им. Курчатова и в детской
музыкальной школе № 16 Ворошиловского р-на г. Москвы.
2 Зак. 409
Глава первая
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
Общие и специально музыкальные способности
Рассмотрим то качественно своеобразное сочетание способ-
ностей, от которых зависит успешность выполнения деятель-
ности руководителя самодеятельного музыкального коллектива
и которые, следовательно, должны быть воспитаны у студентов
институтов культуры (на начальной стадии — у учащихся
культурно-просветительных училищ). Наиболее подробно оста-
новимся на значении музыкальной памяти и воображения.
Комплекс способностей, которыми должна обладать разви-
тая личность культпросветработника с музыкальной специа-
лизацией, должен включать в себя как общие, так и специ-
ально музыкальные способности.
Поскольку структура способностей связана с деятельно-
стью человека и ею определяется, то необходимо проанализи-
ровать характер будущей деятельности руководителя музы-
кальной самодеятельности.
Среди общих свойств личности, необходимых культпро-
светработнику, можно выделить следующие: организаторские*
педагогические, пропагандистские способности и волевые ка-
чества личности — собранность, самообладание, внутренняя
дисциплинированность, стремление к самообразованию, ини-
циативность, коммуникабельность.
В. И. Ленин в своих трудах подробно рассмотрел способно-
сти, необходимые для пропагандиста, организатора, куда он
включал «грамотность, знание людей и практический опыт» \
а также «честность, толковость и распорядительность»2, «спо-
собность привлекать к себе людей» 3.
Педагогические способности рассмотрены подробно в рабо-
те Ф. Н. Гоноболина4, который подразделяет их на: дидакти-
ческие (благодаря которым можно успешно разрабатывать
'Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 35, с. 198.
2 Там же, с. 201.
3 Там же, т. 45, с. 351.
4Гоноболин Ф. Н. Педагогические способности и их классификация.
Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971.
6
методы передачи учащимся знаний и навыков), конструктив-
ные (дающие возможность успешного проектирования и фор-
мирования личности воспитанника), перспективные (заключа-
ющиеся в адекватном восприятии и понимании психологии
воспитуемого), а также экспрессивные, авторитарные, комму-
никативные и академические. Кроме общих способностей руко-
водителю музыкальных самодеятельных коллективов необходи-
мы специальные музыкальные способности, так называемая му-
зыкальность.
Специфика музыкальной деятельности будущего руководи-
теля клубной самодеятельности состоит в ее многогранности,
а, именно в том, что практическое применение его способностей,
умений и навыков включает все три аспекта деятельности —
слушательский, исполнительский и творческий. Слушательская
(воспринимающая) способность руководителя самодеятельно-
сти имеет свою особенность: он должен уметь тонко восприни-
мать характерные черты исполнения как отдельными участни-
ками коллектива, так и ансамблями, хорами, оркестрами в це-
лом, давать квалифицированную оценку исполнению, вносить в
него усовершенствования.
Как правило, руководитель коллектива является сам педа-
гогом, а также участвует в жюри различных конкурсов и смот-
ров музыкальной художественной самодеятельности. Это тре-
бует от выпускников культурно-просветительных училищ и ву-
зов страны, помимо общих способностей, эстетически развито-
го вкуса, умения не только слушать, но и слышать (то есть
оценивать художественные явления в музыке) наличия опре-
деленной чуткости к музыке и музыкальным явлениям. О важ-
ности развития у музыкантов хорошего вкуса и чуткости к му-
зыке писал Л. В. Кулаковскнй: «Если развитие музыкального
слуха не встречает никаких препятствий, требует только вни-
мания и усилий ученика, то развитие музыкального вкуса да-
леко не всегда проходит гладко, в особенности тогда, когда
вкус уже испорчен (привычкой к грубой, антихудожественной
макулатуре). В этих случаях вкус приходится не воспитывать,
а перевоспитывать» *.
Особенно трудно, по мнению Л. В. Кулаковского, развива-
ется чуткость к музыке. Бывают случаи в практике, когда
«ежедневный шум, слушанье музыки своей, своих товарищей,
музыки разного содержания, стиля, ведет к притуплению то-
го, что мы называем чуткостью к музыке».6 Причем музыкаль-
ный слух, вкус и чуткость Л. В: Кулаковскнй считает способ-
ностями независимыми, хотя и развивающимися одновременно.
В связи с этим целесообразно названные музыкально-эсте-
тические способности (вкус, чуткость к музыке, умение оцени-
5 Кулаковскнй Л. В. Музыка как искусство. М., 1960, с. 91.
6 Там же, с. 92.
7
2*
вать художественные явления, и также способность восприя-
тия) включить и структуру му 1ык.'1лык>сти руководителя музы-
кального самодеятельного кол лектина.
Помимо утих особенностей музыкального развития, для
слушания музыки и оценок ее исполнении необходима музы-
кальная память (как компонент структуры способностей).
Оценки предполагают сравнения уровня исполнения нескольких
участников пли коллективов между собой, а также сопоставле-
ние с тем, как данное произведение должно звучать. Здесь
предполагается наличие у преподавателя или члена жюри му-
зыкально-слуховых представлений, соответствующих опреде-
ленному художественному эталону исполнения. Наличие же му-
зыкально-слуховых представлений связано с уровнем развития
музыкального слуха и, главным образом, — музыкальной па-
мяти.
Следовательно, уже первый аспект деятельности культ-
просветработника (слушание музыки, ее оценки, чуткость к
музыке) требует наличия развитых общеэстетических и специ-
альных способностей — музыкального слуха и памяти.
Тем более эти способности нужны при исполнительской де-
ятельности. Дирижер самодеятельного хора, оркестра или ан-
самбля, без сомнения, должен иметь такие развитые способно-
сти, как музыкалный слух, чувство ритма, музыкальную па-
мять и репродуцирующее (воспроизводящее) воображение. Эти
способности для дирижерской деятельности следует считать ос-
новными или некомпенсируемыми 7.
Явление компенсации заключается в том, что ввиду отсут-
ствия тех или иных способностей другие свойства личности
временно могут взять на себя их функцию. Однако это не отно-
сится к понятию основных способностей, которые считаются
некомпенсируемыми. Умение оперировать музыкально-слухо-
выми представлениями (например, мысленно читать партиту-
ру) лежит в основе развитого внутреннего слуха. Процесс чте-
ния нот с внутренним воспроизведением их звучания можно
считать аналогичным чтению литературного текста с воспроиз-
ведением его образного содержания, что по мнению ряда пси-
хологов (О. И. Никифорова, Л. И. Беляева и др.) основано на
деятельности воспроизводящего (репродуцирующего) вообра-
жения.
Если же иметь в виду воссоздание звучания целой оркест-
ровой партитуры по памяти, то дополнительно речь должна
идти о необходимости развития не только внутреннего слуха
и музыкальной памяти, но и репродуцирующего воображения.
Следовательно, способность читать партитуру глазами и вос-
производить ее звучание внутренним слухом, а тем более пом-
нить наизусть является сложным навыком, опирающимся на
7 Подробнее в кн.: Платонов К. К- Проблемы способностей. М..,
1972, с. 91.
8
деятельность внутреннего музыкального слуха (звуковысотно-
го, тембрового и динамического), развитое чувство ритма, а
также музыкальную память и воссоздающее воображение.
Дирижер самодеятельных коллективов должен обладать
специфическими творческими способностями и навыками, а
именно — умением аранжировать произведения для хора, ор-
кестра и ансамбля различных составов; руководитель народ-
ного хора или оркестра — умением расшифровать и аранжи-
ровать народные песни. Эти способности следует считать ос-
новными.
В учебном процессе в институтах культуры и культпросвет-
училищах в результате прохождения целого комплекса обще-
теоретических и специальных дисциплин развиваются умения
и навыки, формируются способности. Однако повышение уров-
ня исполнительского мастерства у участников коллективов
самодеятельности требует от выпускников на современном
этапе развитых активных, творческих способностей, а также
композиторских навыков.
Как уже говорилось выше, для руководителя самодеятель-
ного коллектива с музыкальной специализацией, помимо та-
ких способностей, как музыкальный слух и чувство ритма,
необходимы музыкальная память и воображение (воссоздаю-
щее и творческое). Эти способности являются специально му-
зыкальными, основными способностями.
Общие и специальные способности диалектически связаны.
В результате обучения и воспитания общие свойства личности
дифференцируются, возникают и развиваются качества, обес-
печивающие успешность выполнения одного специального
вида деятельности. Тренировка специальных способностей влия-
ет на развитие общих свойств и качеств личности. Специаль-
ные способности к разным видам деятельности нередко глу-
боко взаимодействуют между собой и в процессе формирова-
ния усиливают и обогащают друг друга.
Рассмотрим кратко процесс развития таких специальных
способностей, как музыкальный слух, память и воображение.
Все люди от природы обладают слухом вообще. Для того
чтобы полноценно воспринимать музыку, нужно иметь разви-
тый музыкальный слух. Слух как общее свойство всех здоро-
вых людей, попадая в сферу музыкального обучения и воспи-
тания, становится рабочей, то есть связанной с конкретной
музыкальной деятельностью, способностью. Иначе говоря, по-
степенно, в процессе длительной тренировки, слух приобретает
свойства специальной способности. Развитие слуха у детей на-
чинается, как правило, со способности простейших различений
отдельных звуков, в дальнейшем же музыкальный слух при-
обретает сложный и дифференцированный вид.
Сходным образом происходит специализация памяти и
воображения. Слуховой памятью люди пользуются ежедневно.
9
Однако музыкальная память как специфическое свойство па-
мяти выступает при восприятии именно музыкального матери-
ала п развивается в музыкальной деятельности. То же самое
относится к воображению. Воссоздание партитуры по тексту
требует наличия воссоздающего воображения, а процесс твор-
ческой деятельности — творческого воображения. Все эти спо-
собности развиваются только в специфической деятельности.
Творческое воображение как способность вырастает из про-
стейшего умения комбинировать, импровизировать и сочинять
небольшие попевки, интонации, темы. При наличии определен-
ных творческих задатков можно говорить о возможности вос-
питания молодых композиторов, при отсутствии таковых —
речь должна идти об элементарном творчестве, имеющем ис-
ключительное учебное значение в качестве метода, активизи-
рующего развитие всех психических функций человека.
В анализе любой структуры способностей следует исходить
из того, что способности общие и специальные неотделимы от
остальных свойств личности, от индивидуальных особенностей
человека — темперамента, силы воли, склонностей, интересов.
Постараемся нарисовать примерную модель структуры спо-
собностей руководителя музыкальной самодеятельности, исхо-
дя из всех названных особенностей его деятельности, а также
учитывая, что общие, специальные особенности и другие инди-
видуальные свойства тесно связаны друг с другом в общей
структуре личности и выделяются лишь условно.
Итак, модель структуры способностей личности руководи-
теля музыкальной самодеятельности — дирижера хора или ор-
кестра— должна включать: 1) общие способности, 2) специ-
ально музыкальные способности. Организаторские, педагогиче-
ские, пропагандистские способности, а также волевые свойства
личности могут быть выделены как общие способности. Специ-
ально музыкальные способности (то есть «музыкальность») де-
лятся в свою очередь на более общие (музыкально-эстетиче-
ские) и основные (некомпенсируемые).
На основе единства эмоционального и слухового восприя-
тия мы выделяем четыре вида основных музыкальных способ-
ностей:
1. Музыкальный слух (способность восприятия и эмоцио-
нального переживания ладовысотных, тембровых, динамиче-
ских и других признаков в музыке);
2. Чувство ритма (способность восприятия и переживания
ритма);
3. Музыкальная память (способность сохранять в памяти,
узнавать, представлять и воспроизводить музыку);
4. Музыкальное воображение (воспроизводящее — способ-
ность воспроизводить музыку внутренним слухом при чтении
нот с листа, а также творческое — способность комбинировать,
созидать новое, оригинальное в музыке).
СКАЧАТЬ
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу