Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Роль отрицательных персонажей на детских утренниках

Театральные злодеи как инструмент воспитания

Баба яга.jpg


"Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?"


"Зачем нужны отрицательные герои на детских утренниках, всякие Кощеи и Бабы-Ёжки, пираты и Бармалеи? Зачем нужна эта извечная борьба между Добром и Злом? Почему нельзя оставить на праздниках только хороших героев, чтобы дети получали только положительные эмоции. Ведь в нашем мире и так хватает негатива вокруг".
Такие вопросы периодически задают родители педагогам дошкольных учреждений. Этот вопрос далеко не праздный. Он затрагивает фундаментальные основы детского развития и образования. Отрицательные герои в детских спектаклях - это не дань традиции, а важнейший педагогический инструмент.

Присутствие злодеев в сказках и театральных постановках служит множественным воспитательным целям, которые современная психология и педагогика подтверждают научными исследованиями. Рассмотрим подробно, почему борьба добра со злом остается актуальной и необходимой в современном дошкольном образовании.

Психологические основы восприятия отрицательных героев. Естественная потребность в контрасте.
"Дети не боятся темноты - они боятся того, что живет в темноте". Эта фраза психолога Ольги Юткиной точно отражает природу детских страхов и восприятия. Клинический психолог Станислав Самбурский отмечает: "Дети часто ассоциируют себя с героями сказок, а во взрослом возрасте живут по алгоритмам из детской книжки, даже не осознавая этого". Психологи выделяют несколько ключевых причин, по которым отрицательные персонажи привлекают детское внимание:
Проработка негативных эмоций: Игра в отрицательных героев позволяет ребёнку "переработать" неприятные или страшные ситуации, которые происходят с ним в течение дня. Только находясь в образе злодея, он может "легально" проявлять агрессивность, мстительность.
Понимание мотивов: Примеряя на себя роль злодея, детям проще понять мотивы своих недругов. Поставив себя на место обидчика, ребёнок бессознательно стремится разобраться, что заставляет плохих людей совершать те или иные поступки.
Развитие эмпатии: Образы злодеев помогают детям развивать эмпатию - способность понимать и сочувствовать другим людям.

Возрастные особенности восприятия
Детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин подчеркивает: "Страхи часто возникают у детей 3-7 лет. В этом возрасте они еще не умеют рассуждать логически и строить причинно-следственные связи, а вот воображение у них уже отлично работает".
Для разных возрастных групп отрицательные герои выполняют различные функции: Малыши до 3 лет наблюдают за отрицательными персонажами, которые в большинстве детских постановок отрисованы ярче и выразительнее остальных. Они просто нравятся детям тем, как необычно выглядят.
Дети 5-8 лет сочувствуют отрицательным персонажам и порой даже неосознанно находят в их ситуации что-то схожее со своей жизнью. При этом они словно вживаются в образ героя и учатся осознавать свои ошибки.

Педагогические концепции о роли контраста в воспитании
Выдающийся педагог Василий Сухомлинский утверждал: "Красота учит распознавать зло и бороться с ним". В его педагогической системе отрицательные персонажи играли важную роль в формировании нравственных качеств детей. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой", где контраст между добром и злом служил основой для развития нравственных чувств: "Без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдает другому,- невозможна душевная красота".
В то же время, Антон Макаренко, признанный ЮНЕСКО одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в 20 веке, подчеркивал важность предоставления детям разнообразного опыта: "Вы должны предоставить ребенку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни". Макаренко считал, что у детей нужно выработать умение распознавать дурные влияния. Для этого необходимо обсуждать поступки окружающих, добиваясь от самого ребенка нужного вывода, оценки плохого или хорошего поступка.
В системе Монтессори взрослый играет ключевую роль в формировании нравственных представлений: "Благодаря взрослому ребенок понимает, что такое добро и зло. Благодаря взрослому ребенок впитывает ценности и идеалы нашего мира". Монтессори-педагогика подчеркивает важность создания таких отношений, в которых ребенок может быть самостоятельным и независимым, где ему хочется узнавать этот мир во всем его многообразии, включая понимание различий между добром и злом.


Кощей и баба.jpg


Воспитательное значение театральных постановок
Театр как школа эмоций
Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Как отмечают специалисты, "малыш вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела". Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям. При этом "действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации".
Развитие критического мышления
Любой спектакль, даже в кукольном театре, "обогащает дошкольников знаниями об окружающем мире, учит отличать добро и зло, учит эмпатии, сочувствию". В постановках для дошкольников отрицательные персонажи всегда осознают свои ошибки, что дает детям понимание возможности исправления и изменения. Как подчеркивают педагоги: "Негативные персонажи, в большинстве своем, имеют и положительные стороны. Нередко в сказке мы можем встретить Злую Королеву, которая сжалилась над принцессой или в последний момент помиловала невинного".
Формирование жизненных навыков
Детский психологи отмечают, что "вживаясь в роль, где добро побеждает зло, ребенок развивает навыки преодоления трудностей, учится быть смелым и честным человеком".
Театральная деятельность дает возможность детям:
  • Познавать окружающий мир и жить в гармонии с ним
  • Строить взаимодействие и общение друг с другом
  • Развивать способности в различных видах деятельности
  • Учиться смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки
  • Примеры эффективного использования отрицательных героев
Русские народные сказки: исторические корни
Исследователи отмечают, что многие отрицательные герои русских сказок имеют исторические корни. Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч - это переосмысленные образы исторических врагов, что помогало детям понимать необходимость защиты своей земли и культуры[24][25].
При этом важно отметить: "Деление героев сказок на хороших и плохих довольно-таки условно. Нельзя сказать, что Баба Яга совсем-совсем плохая"[26]. Это учит детей видеть сложность человеческой природы.

Современные подходы к работе с отрицательными персонажами
Сказкотерапевт и клинический психолог Дарья Живина подчеркивает: "Испокон веков сказки были первичным инструментом психологической помощи. Именно они помогали расслабляться или познавать мир, через них дети постигали азы жизни, понимали что есть добро и зло".
Современная сказкотерапия использует отрицательных персонажей для:
  • Проработки детских страхов
  • Развития эмоционального интеллекта
  • Формирования навыков решения конфликтов
  • Обучения социально приемлемым способам выражения агрессии

Волк.jpg


Педагоги-практики выработали ряд принципов безопасного представления отрицательных героев в детских постановках:
  1. Отрицательные персонажи не должны быть слишком страшными для конкретной возрастной группы
  2. Зло должно быть преодолимым - показывать детям, что с ним можно и нужно бороться
  3. Злодеи должны нести ответственность за свои поступки
  4. Возможность исправления - даже самый злой персонаж может стать добрым
Как отмечают специалисты: "Они не стремятся навредить или разрушить, их злоба скорее созидательная, чем всеразрушающая. Ведь своими пакостями и преградами, которые они создают, злодеи помогают героям становиться сильнее, мудрее, добрее".
Психологи рекомендуют для педагогов и родителей перед спектаклем рассказать детям о персонажах. Объяснить, что происходящее - это игра, подготовить к тому, что будут и добрые, и злые герои, и также заверить, что добро обязательно победит. А после представления необходимо:
Обсудить с детьми увиденное, выяснить, что им понравилось, а что напугало; Проанализировать поступки героев; И конечно же подчеркнуть победу добра.
Клинический психолог Станислав Самбурский рекомендует: "Родители могут повлиять на то, какие сценарии книги заложат в ребёнка. Прежде всего нужно объяснять малышу, какие поступки можно назвать хорошими, а какие — плохими, а также на примере сказочных героев рассказывать, как стоит себя вести в различных ситуациях".
Важно помнить, что "очень часто дети пытаются подражать отрицательным героям, когда нуждаются в защите и сильном авторитете, что смог бы защитить их интересы". В таких случаях необходимо:
- Выяснить, что именно привлекает ребенка в отрицательном персонаже;
- Понять, каких качеств ему не хватает в реальной жизни;
- Помочь найти социально приемлемые способы проявления этих качеств.



Извечная борьба добра со злом в детских спектаклях и утренниках - это не устаревший пережиток, а современный педагогический инструмент, подтвержденный исследованиями психологов и практикой лучших педагогов мира. Отрицательные герои необходимы детям для полноценного эмоционального и нравственного развития. Они учат различать добро и зло, развивают эмпатию, критическое мышление и навыки преодоления трудностей. Главное - правильно использовать этот инструмент, помня о возрастных особенностях детей и принципах педагогической безопасности.
Как справедливо заметил великий педагог А.С. Макаренко: "Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!" И это касается не только родителей, но и всех нас, кто работает с детьми.
Театральные постановки с участием отрицательных героев, при грамотной организации и последующем обсуждении, становятся мощным инструментом воспитания. Они помогают детям понять сложность мира, в котором им предстоит жить, и подготавливают к встрече с различными жизненными ситуациями.

Пусть наши дети растут, понимая, что в мире есть и добро, и зло, но главное - у них всегда есть выбор, на чьей стороне быть. И пусть этот выбор они научатся делать осознанно, с пониманием ответственности за свои поступки.


Театр.jpg
 

Похожие темы

Сверху Снизу