Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Руководство к организации великорусских оркестров (домры, балалайки) в рабочих красноармейских клубах и школах

Название: Руководство к организации великорусских оркестров (домры, балалайки) в рабочих красноармейских клубах и школах
Автор: А. Чагадаев
Год: 1925
Издательство: Музыкальный сектор
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 3,0 МВ
Язык: русский

скачать

Великорусским оркестром называется такой струнный оркестр, в состав которого входят старинные русские народные инструменты имевшие главным образом распространение в северной и центральной России (что раньше называлось Великороссией), откуда и получилось название оркестра «великорусский».
Великорусский оркестр состоит из инструментов, распадающихся на две основные группы, из коих каждая имеет свой особый вид, строй, характер звучности и прием игры.
К первой группе надо отнести старинные народные инструменты—домры, ко второй -происшедшие позднее от домр— балалайки.
Инструменты обоих групп—трехструнные и между собой они различаются строем. В отличие от различных других инструментов как-то: мандолин, гитар, лют, и пр. домры и балалайки настраиваются в квартовом строе, который наиболее отвечает как звучности инструментов, так и их конструкции. Настраивать домры и балалайки под мандолинный или гитарный строй (что между прочим очень часто делают) не рекомендуется, т. к. от этого инструменты много теряют в смысле звучности и, как это будет видно ниже, от подобных опытов работа с оркестром во много раз затрудняется.
Каждая группа своего вида подразделяется на несколько однородных инструментов, которые различаются между собой как величиной инструмента, так и высотой извлекаемого из него звука.

Здесь необходимо отметить ту громадную роль, в деле восстановления и усовершенствования старичных русских на-
родных инструментов, которую сыграл Вас. Вас. Андреев (умер в 1919 г.). До середины 80-х годов прошлого столетия ника-
ких оркестров из народных русских инструментов в России не существовало.
Домра и балалайка в своем первобытном виде, как они были занесены в Россию еще во времена татарского нашествия, были лишь в употреблении в немногих местностях России.
В. В. Андреев первый обратил внимание на музыкальные возможности и богатство звука этих простых инструментов. Путем долгой и упорной работы ему удалось примитивные домры и балалайки привести в тот вид, в котором мы их
сейчас видим, Усовершенствовав домру и балалайку он пришел к мысли составить из этих инструментов оркестр, для коей цели им и были построены инструменты различных величин и тембров, подобно тому как в симфоническом оркестре скрипки подразделяются на первые скрипки, альты, виолончели и проч. Созданный им первый великорусский оркестр
показал, насколько наши народные инструменты богаче по звучности и красоте тембров, чем оркестры из мандолин, гитар.
Успех выступлений великорусского оркестра в России и за границей ясно доказал, что русские старинные инструменты
в усовершенствованном виде могут занять почетное место в семье инструментов других стран, а легкость изучения игры
на них делает возможным их широкое распространение среди трудящихся масс нашей страны.
Великорусские оркестры есть первая ступень для овладения музыкальным искусством и теперь, когда трудящимся массам широко открыты двери искусства, эти оркестры безусловно сыграют свою громадную и высокополезную роль.

Группа домр.
Главную роль в великорусском оркестре играют домры, т. в. на них лежит мелодическая часть, т. е. иными словами на них исполняется мелодия того или иного музыкального произведения.
Домра, инструмент восточного происхождения, была впервые занесена в Россию еще во времена татарского нашествия,
и вплоть до 80-х годов прошлого столетия она мало подверглась, какому либо изменению. Основной ее вид—овальный или грушевидный кузов с длинной шейкой (грифом) на котором, натянуты три, иногда две струны (жильные). Усовершенствованная В. В. Андреевым домра не потеряла своей основной формы, она была лишь построена более симметрично, и кузов
ее более отвечал законам акустики. При создании великорусского оркестра домра была разделена на четыре вила, из коих
каждый отличался своей величиной и различной звучностью.
В настоящее время группа домр включает в себе следующие виды: 1) домра пиколо, 2) домра прима (или малая) 8) домра альтовая и 4) домра басовая.
Позднее были введены еще домра теноровая и домра контрабасовая, но эти последние виды домр не обязательны для каждого оркестра и вводятся лишь в очень большие оркестры.


скачать
 

Вложения

  •  к организации великорусских оркестров (домры, балалайки) в рабочих красноармейских клубах и ш...jpg
    к организации великорусских оркестров (домры, балалайки) в рабочих красноармейских клубах и ш...jpg
    8.2 KB · Просмотры: 2
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу