Название: Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ. Третий год обучения предмету.
Автор: Козлова Наталия Павловна
Издательство: Музыка, г. Москва
Год издания: 2007
Новый учебник в цикле учебников по музыкальной литературе для ДМШ. Автор освещает жизнь и творчество русских композиторов XIX века - Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и других, рассматривает проблемы отечественного искусства доглинкинской эпохи, первой и второй половины XIX века.
Для учащихся детских музыкальных школ (6-й класс) и школ искусств.
Скачать
Скачать
Русская музыка — это своеобразная летопись многове-
ковой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глу-
бокой древности и тесно связаны с художественным твор-
чеством восточных славян — песнями, сказками, легенда-
ми. Народное искусство всегда было неотделимо как от ве-
рований и обрядов (сначала языческих, а позже христиан-
ских), так и от земледельческого труда, который составлял
основу жизни. Русский народ всегда славился своей музы-
кальностью, и песня сопровождала человека от рождения до
смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жан-
ров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые,
плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.
Уже в древние времена была широко распространена и
инструментальная музыка. Она исполнялась на различных
струнных, духовых и ударных инструментах, среди которых
одним из самых любимых были гусли. Постепенно в народ-
ных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелоди-
ки, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формиро-
вались особенности национального музыкального стиля, ко-
торый позже и определил неповторимое своеобразие рус-
ской профессиональной музыки.
Зарождение профессиональной музыки в России проис-
ходило в эпоху создания первого древнерусского государ-
ства — Киевской Руси (IX—XIII века). Введение христиан-
ства в качестве государственной религии (988 год) и укреп-
ление связей с Византией имели огромное значение для его
последующего политического и культурного развития.
Первыми формами профессиональной музыки стало уст-
ное светское искусство сказителей и скоморохов и пись-
менное музыкальное творчество, связанное с церковным
пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской
Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов,
пиров, на охоте, а также в повседневной жизни.
Скоморохи — любимцы князей и простого народа —
были талантливыми артистами — певцами и танцорами,
«лицедеями» и фокусниками, акробатами и дрессировщи-
ками. Свои выступления они сопровождали игрой на раз-
личных народных инструментах — дудках, волынках, гус-
лях, гудках, трубах, бубнах, свирелях. Певцы-сказители вос-
певали боевые подвиги князей и дружин; образ такого пес-
нетворца воссоздан в «Слове о полку Игореве», автор кото-
рого вспоминает прославленного Бояна, жившего в XI веке.
С принятием христианства начинает развиваться духов-
ная музыка, которая сначала испытывала сильное визан-
тийское влияние. Церковное пение было одноголосным, без
инструментального сопровождения и записывалось при по-
мощи особых условных знаков, происходивших от системы
невменного письма1. Эти знаки могли обозначать как один
звук, так и группу звуков, целую характерную попевку, но
не указывали их точную высоту. Такой способ записи'му-
зыки получил название знаменного письма (от сла-
вянского слова «знамя» — «знак»). Его называли также
крюковым письмом (по наименованию одного из
главных знаков — «крюк»).
Автор: Козлова Наталия Павловна
Издательство: Музыка, г. Москва
Год издания: 2007
Новый учебник в цикле учебников по музыкальной литературе для ДМШ. Автор освещает жизнь и творчество русских композиторов XIX века - Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и других, рассматривает проблемы отечественного искусства доглинкинской эпохи, первой и второй половины XIX века.
Для учащихся детских музыкальных школ (6-й класс) и школ искусств.
Скачать
Скачать
Русская музыка — это своеобразная летопись многове-
ковой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глу-
бокой древности и тесно связаны с художественным твор-
чеством восточных славян — песнями, сказками, легенда-
ми. Народное искусство всегда было неотделимо как от ве-
рований и обрядов (сначала языческих, а позже христиан-
ских), так и от земледельческого труда, который составлял
основу жизни. Русский народ всегда славился своей музы-
кальностью, и песня сопровождала человека от рождения до
смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жан-
ров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые,
плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.
Уже в древние времена была широко распространена и
инструментальная музыка. Она исполнялась на различных
струнных, духовых и ударных инструментах, среди которых
одним из самых любимых были гусли. Постепенно в народ-
ных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелоди-
ки, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формиро-
вались особенности национального музыкального стиля, ко-
торый позже и определил неповторимое своеобразие рус-
ской профессиональной музыки.
Зарождение профессиональной музыки в России проис-
ходило в эпоху создания первого древнерусского государ-
ства — Киевской Руси (IX—XIII века). Введение христиан-
ства в качестве государственной религии (988 год) и укреп-
ление связей с Византией имели огромное значение для его
последующего политического и культурного развития.
Первыми формами профессиональной музыки стало уст-
ное светское искусство сказителей и скоморохов и пись-
менное музыкальное творчество, связанное с церковным
пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской
Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов,
пиров, на охоте, а также в повседневной жизни.
Скоморохи — любимцы князей и простого народа —
были талантливыми артистами — певцами и танцорами,
«лицедеями» и фокусниками, акробатами и дрессировщи-
ками. Свои выступления они сопровождали игрой на раз-
личных народных инструментах — дудках, волынках, гус-
лях, гудках, трубах, бубнах, свирелях. Певцы-сказители вос-
певали боевые подвиги князей и дружин; образ такого пес-
нетворца воссоздан в «Слове о полку Игореве», автор кото-
рого вспоминает прославленного Бояна, жившего в XI веке.
С принятием христианства начинает развиваться духов-
ная музыка, которая сначала испытывала сильное визан-
тийское влияние. Церковное пение было одноголосным, без
инструментального сопровождения и записывалось при по-
мощи особых условных знаков, происходивших от системы
невменного письма1. Эти знаки могли обозначать как один
звук, так и группу звуков, целую характерную попевку, но
не указывали их точную высоту. Такой способ записи'му-
зыки получил название знаменного письма (от сла-
вянского слова «знамя» — «знак»). Его называли также
крюковым письмом (по наименованию одного из
главных знаков — «крюк»).
Последнее редактирование модератором: