Тамара Леонидовна
Member
- 14 Июл 2022
- 116
- 0
Сакович С.Я. Учебное пособие по курсу западноевропейской музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ. 1998 год
Скачать
Автор: Сакович С. Я.
Год издательства: 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Музыкальный мир, в который пришёл Бах
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Указатель имён к биографии И.С.Баха
Перечень жанров и наиболее известных
произведений И.С.Баха
Музыкальная жизнь Вены.
Классицизм (краткий очерк)
ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН
Указатель имён к биографии Й. Гайдна
Перечень жанров и наиболее известных
произведений И. Гайдна
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ
(Иоанн Хризостом Теофиль) МОЦАРТ
Указатель имён к биографии В.А.Моцарта.
Перечень жанров и наиболее известных
произведений В.А.Моцарта
Список опер Моцарта
ЛЮДВИГВАН БЕТХОВЕН
Указатель имён к биографии Л. ван Бетховена
Перечень жанров и наиболее известных °
произведений Л. ван Бетховена
Романтизм (краткий очерк)
ФРАНЦ ПЕТЕР ШУБЕРТ
Указатель имен к биографии Ф. Шуберта
Перечень жанров и наиболее известных
произведений Ф. Шуберта
ФРЕДЕРИК ФРАНЦИШЕК ШОНЁЕН
Указатель имен к биографии Ф. Шопена
Перечень жанров и наиболее известных
произведений Ф. Шопена
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
От автора
Данное учебное пособие рассчитано на использование как педагога-
ми, так и учащимися (по усмотрению и с помощью педагога). Практи-
ческое использование его автором вызвало заинтересованность подав-
ляющего большинства учащихся и принесло видимую пользу.
Достоинства, к которым стремился автор:
1. Дать достаточно полный и скорректированный соответственно
школьному курсу (и возрасту учащихся) подбор биографических дан-
ных. При этом избежать свойственных многим школьным книгам уп-
рощений и значительных умолчаний-пропусков, которые, в лучшем
случае, не раскрывают, а в худшем — искажают картину жизни и
творчества композиторов, что в равной степени досадно.
2. Предложить указатели имён, которые: а) призваны обеспечить
больший объём информации об изучаемых композиторах, 6) призваны
сделать информацию более жизненной (встречи, общения, взаимо-
влияния...) и в то же время расширить круг личностей, попадающих в
поле внимания и память учащихся.
3. Дать достаточно полный {хотя и скорректированный) перечень
жанров и наиболее известных произведений каждого композитора.
4. Словарь терминов автор стремился составить с учётом всех форм
работы над всеми видами материала курса, дабы обеспечить ясность и
грамотность усвоения его учащимися.
5. По мнению автора, организация материала в пособии может по-
мочь учащимся узнать и усвоить научные методы работы с биогра-
фическим и нотографическим материалом.
(бпография-схема - указатель имён + нотография = общепринятая
научная организация материала.)
6. Кроме того, автор предлагает педагогу небольнтие обобщаюшие
статьи (в популярности, доступности изложения материала автор ори-
ентировался и на учащихся).
Материал «до» Баха предложен в самом кратком ичформативном
варианте, Он может сопровождаться по желанию педагога различными
музыкальными иллюстрациями. Он не исключает многие другие
(практически сложившиеся у педагогов) варианты начала курса,
Пожелание. Учебное пособие желательно сочетать с чтением обще-
принятых учебных, справочных и беллетристических книг,
Сакович Светлана Ярославна
педагог ДМШ №2
г.Новосибирск
Музыкальный мир, в который пришёл Бах
Бах входил в мир искусства на рубеже ХУП-ХУТ веков. К этому
времени в Европе закрепились характерные для большинства стран
формы музыкальной жизни, музыкального быта.
Одним из постоянных, самых значительных и часто самых состоя-
тельных мест обитания музыки была церковь. Уже давно стало традици-
ей иметь при церквях музыкантов — профессионалов разных специаль-
ностей: исполнителей {певцов, инструменталистов), руководителей хо-
ров и ансамблей (регенты, капельмейстеры...), педагогов (канторы...},
композиторов и даже учёных.
Постоянная потребность в хорошем исполнении хорошей музыки
сделала церковь одним из главных центров развития музыкального
искусства. -
Другим местом обитания музыки были большие и малые, королев-
ские, императорские, графские, княжеские и т.д. и т.п. дворы. При-
дворный быт требовал много разнообразной музыки; для церемоний и
балов, для отдыха во дворцах и под открытым небом, для дружеского
(часто лирического) музицирования и для обучения исполнительству.
При дворах в ряду слуг разных специальностей (портные, повара...)
постоянно нужны были музыканты профессионалы разных специаль-
ностей. Как правило, при дворах были капеллы, состоящие из певцов и
инструменталистов. Их возглавляли капельмейстеры, в чьи обязанно-
сти входило и композиторское творчество. Постоянно необходимыми
при дворах были и педагоги музыки.
Церковь и дворы были окружены морем народной музыки, город-
ской и сельской. При всем разнообразии форм народной музыкальной
жизни, богатстве её содержания и здесь были свои устойчивые тради-
ции. И здесь были свои профессиональные музыканты, точнее актёры,
владеющие многими умениями, в том числе музыкальным исполни-
тельством.
В каждой из названных сфер музыкального быта сложились свои ком-
позиторские и исполнительские традиции (инструментальные составы,
формы, места и время музицирования, жанры и формы произведений...).
Вразных странах они имели свои особенности, но процесс взаимовлия-
ния=взаимообмена был постоянным и столь активным, что основные жаь-
ры и формы ко времени Баха «жили» во всех странах Европы.
Теперь уместно перечислить эти жанры, правда, оставляя за преде-
лами внимания народное искусство.
Церковь стала местом рождения многих вокально-инструменталь-
ных, кантатно-ораториальных жанров. Композиторы много и охотно
писали: хоралы, хоральные прелюдии, мессы, кантаты, оратории.
(Краткая характеристика этих жанров дана в «Словаре терминов».)
Родившиеся в лоне церкви, некоторые жанры постепенно осваивали
и светскую тематику и, соответственно, светскую аудиторию. Прежде
всего это коснулось кантат, ораторий, а позднее и некоторых месс.
Особенностью светского музыкального быта было обилие и разнообра-
зие музыки «отдыха»: концертов, балов, светского общения... Поэтому
даже светского содержания кантаты и тем более оратории тонули в море
инструментальных произведений: сюит, дивертисментов, серенад, фан-
тазий, прелюдий, фуг, инвенций и т.д. (см. «Словарь терминов» }).
И, конечно, целым особым миром была опера. Рожденная в начале
ХУП в. в Италии, она покоряла слушателей всей Европы и оказывала
влияние на композиторов всех стран и даже на тех, кто не писал собст-
венно опер. (Например, Бах не рискнул сочинить оперу, но многие его
произведения демонстрируют влияние, т.е. усвоенный опыт, перене-
сённый в другие жанры.) °
Продолжая обзор музыкальной жизни рубежа ХУП-Х\УШ веков,
следует упомянуть формы музицирования, которые в нашем ХХ в.
почти не сохранились. Имеется в виду обязательное в то время для му-
зыкантов исполнителей (и композиторов тем более} умение импрови-
зировать, способность, готовность к состязаниям импровизаторов.
В конечном итоге, и это определяло жанры, формы и своеобразие ком-
позиторских стилей.
В определённой мере, музыкальная жизнь определялась и тем, что
шёл активный процесс технического усовершенствования инстру-
ментов (пример — путь к фортепиано через клавесин и его многочис-
ленные разновидности). Это способствовало бесконечному варьирова-
нию составов исполнителей.
Появлялись не только новые инструменты. Баху суждено было стать
живым свидетелем и пропагандистом нового музыкального строя —
темперированного.
Наконец, особо следует отметить, что Баху выпало творить на грани
2-х многовековых эпох.
Заканчивалась эпоха господства полифонии, накопившая богатый
набор жанров, форм, приёмов развития музыкального материала. Со
всей очевидностью начиналась эпоха господства гомофонно-гармони-
ческого музыкального склада. Бах сумел соединить достоинства обеих
эпох. Он усвоил, довёл до совершенства полифоническое письмо и
угадав, провидев гармоническое, фактурное богатство гомофонии, в
полной мере воспользовался им. Он сопоставлял, противопоставлял,
соединял их выразительные возможности и дарил миру шедевры.
Получив богатое музыкальное наследство из прошлого, Бах смело
(часто дерзко) устремился в будущее. Время подготовило Баха. Бах от-
ветил ожиданиям времени.
Человечество богато Бахом, хотя он лишь один из этапов на пу-
ти музыкальной жизны.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Эйзенах 21.11.1685 г. — 28.УП.1750 г. Вена
Даты События жизни События творчества
Скачать
Скачать
Автор: Сакович С. Я.
Год издательства: 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Музыкальный мир, в который пришёл Бах
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Указатель имён к биографии И.С.Баха
Перечень жанров и наиболее известных
произведений И.С.Баха
Музыкальная жизнь Вены.
Классицизм (краткий очерк)
ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН
Указатель имён к биографии Й. Гайдна
Перечень жанров и наиболее известных
произведений И. Гайдна
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ
(Иоанн Хризостом Теофиль) МОЦАРТ
Указатель имён к биографии В.А.Моцарта.
Перечень жанров и наиболее известных
произведений В.А.Моцарта
Список опер Моцарта
ЛЮДВИГВАН БЕТХОВЕН
Указатель имён к биографии Л. ван Бетховена
Перечень жанров и наиболее известных °
произведений Л. ван Бетховена
Романтизм (краткий очерк)
ФРАНЦ ПЕТЕР ШУБЕРТ
Указатель имен к биографии Ф. Шуберта
Перечень жанров и наиболее известных
произведений Ф. Шуберта
ФРЕДЕРИК ФРАНЦИШЕК ШОНЁЕН
Указатель имен к биографии Ф. Шопена
Перечень жанров и наиболее известных
произведений Ф. Шопена
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
От автора
Данное учебное пособие рассчитано на использование как педагога-
ми, так и учащимися (по усмотрению и с помощью педагога). Практи-
ческое использование его автором вызвало заинтересованность подав-
ляющего большинства учащихся и принесло видимую пользу.
Достоинства, к которым стремился автор:
1. Дать достаточно полный и скорректированный соответственно
школьному курсу (и возрасту учащихся) подбор биографических дан-
ных. При этом избежать свойственных многим школьным книгам уп-
рощений и значительных умолчаний-пропусков, которые, в лучшем
случае, не раскрывают, а в худшем — искажают картину жизни и
творчества композиторов, что в равной степени досадно.
2. Предложить указатели имён, которые: а) призваны обеспечить
больший объём информации об изучаемых композиторах, 6) призваны
сделать информацию более жизненной (встречи, общения, взаимо-
влияния...) и в то же время расширить круг личностей, попадающих в
поле внимания и память учащихся.
3. Дать достаточно полный {хотя и скорректированный) перечень
жанров и наиболее известных произведений каждого композитора.
4. Словарь терминов автор стремился составить с учётом всех форм
работы над всеми видами материала курса, дабы обеспечить ясность и
грамотность усвоения его учащимися.
5. По мнению автора, организация материала в пособии может по-
мочь учащимся узнать и усвоить научные методы работы с биогра-
фическим и нотографическим материалом.
(бпография-схема - указатель имён + нотография = общепринятая
научная организация материала.)
6. Кроме того, автор предлагает педагогу небольнтие обобщаюшие
статьи (в популярности, доступности изложения материала автор ори-
ентировался и на учащихся).
Материал «до» Баха предложен в самом кратком ичформативном
варианте, Он может сопровождаться по желанию педагога различными
музыкальными иллюстрациями. Он не исключает многие другие
(практически сложившиеся у педагогов) варианты начала курса,
Пожелание. Учебное пособие желательно сочетать с чтением обще-
принятых учебных, справочных и беллетристических книг,
Сакович Светлана Ярославна
педагог ДМШ №2
г.Новосибирск
Музыкальный мир, в который пришёл Бах
Бах входил в мир искусства на рубеже ХУП-ХУТ веков. К этому
времени в Европе закрепились характерные для большинства стран
формы музыкальной жизни, музыкального быта.
Одним из постоянных, самых значительных и часто самых состоя-
тельных мест обитания музыки была церковь. Уже давно стало традици-
ей иметь при церквях музыкантов — профессионалов разных специаль-
ностей: исполнителей {певцов, инструменталистов), руководителей хо-
ров и ансамблей (регенты, капельмейстеры...), педагогов (канторы...},
композиторов и даже учёных.
Постоянная потребность в хорошем исполнении хорошей музыки
сделала церковь одним из главных центров развития музыкального
искусства. -
Другим местом обитания музыки были большие и малые, королев-
ские, императорские, графские, княжеские и т.д. и т.п. дворы. При-
дворный быт требовал много разнообразной музыки; для церемоний и
балов, для отдыха во дворцах и под открытым небом, для дружеского
(часто лирического) музицирования и для обучения исполнительству.
При дворах в ряду слуг разных специальностей (портные, повара...)
постоянно нужны были музыканты профессионалы разных специаль-
ностей. Как правило, при дворах были капеллы, состоящие из певцов и
инструменталистов. Их возглавляли капельмейстеры, в чьи обязанно-
сти входило и композиторское творчество. Постоянно необходимыми
при дворах были и педагоги музыки.
Церковь и дворы были окружены морем народной музыки, город-
ской и сельской. При всем разнообразии форм народной музыкальной
жизни, богатстве её содержания и здесь были свои устойчивые тради-
ции. И здесь были свои профессиональные музыканты, точнее актёры,
владеющие многими умениями, в том числе музыкальным исполни-
тельством.
В каждой из названных сфер музыкального быта сложились свои ком-
позиторские и исполнительские традиции (инструментальные составы,
формы, места и время музицирования, жанры и формы произведений...).
Вразных странах они имели свои особенности, но процесс взаимовлия-
ния=взаимообмена был постоянным и столь активным, что основные жаь-
ры и формы ко времени Баха «жили» во всех странах Европы.
Теперь уместно перечислить эти жанры, правда, оставляя за преде-
лами внимания народное искусство.
Церковь стала местом рождения многих вокально-инструменталь-
ных, кантатно-ораториальных жанров. Композиторы много и охотно
писали: хоралы, хоральные прелюдии, мессы, кантаты, оратории.
(Краткая характеристика этих жанров дана в «Словаре терминов».)
Родившиеся в лоне церкви, некоторые жанры постепенно осваивали
и светскую тематику и, соответственно, светскую аудиторию. Прежде
всего это коснулось кантат, ораторий, а позднее и некоторых месс.
Особенностью светского музыкального быта было обилие и разнообра-
зие музыки «отдыха»: концертов, балов, светского общения... Поэтому
даже светского содержания кантаты и тем более оратории тонули в море
инструментальных произведений: сюит, дивертисментов, серенад, фан-
тазий, прелюдий, фуг, инвенций и т.д. (см. «Словарь терминов» }).
И, конечно, целым особым миром была опера. Рожденная в начале
ХУП в. в Италии, она покоряла слушателей всей Европы и оказывала
влияние на композиторов всех стран и даже на тех, кто не писал собст-
венно опер. (Например, Бах не рискнул сочинить оперу, но многие его
произведения демонстрируют влияние, т.е. усвоенный опыт, перене-
сённый в другие жанры.) °
Продолжая обзор музыкальной жизни рубежа ХУП-Х\УШ веков,
следует упомянуть формы музицирования, которые в нашем ХХ в.
почти не сохранились. Имеется в виду обязательное в то время для му-
зыкантов исполнителей (и композиторов тем более} умение импрови-
зировать, способность, готовность к состязаниям импровизаторов.
В конечном итоге, и это определяло жанры, формы и своеобразие ком-
позиторских стилей.
В определённой мере, музыкальная жизнь определялась и тем, что
шёл активный процесс технического усовершенствования инстру-
ментов (пример — путь к фортепиано через клавесин и его многочис-
ленные разновидности). Это способствовало бесконечному варьирова-
нию составов исполнителей.
Появлялись не только новые инструменты. Баху суждено было стать
живым свидетелем и пропагандистом нового музыкального строя —
темперированного.
Наконец, особо следует отметить, что Баху выпало творить на грани
2-х многовековых эпох.
Заканчивалась эпоха господства полифонии, накопившая богатый
набор жанров, форм, приёмов развития музыкального материала. Со
всей очевидностью начиналась эпоха господства гомофонно-гармони-
ческого музыкального склада. Бах сумел соединить достоинства обеих
эпох. Он усвоил, довёл до совершенства полифоническое письмо и
угадав, провидев гармоническое, фактурное богатство гомофонии, в
полной мере воспользовался им. Он сопоставлял, противопоставлял,
соединял их выразительные возможности и дарил миру шедевры.
Получив богатое музыкальное наследство из прошлого, Бах смело
(часто дерзко) устремился в будущее. Время подготовило Баха. Бах от-
ветил ожиданиям времени.
Человечество богато Бахом, хотя он лишь один из этапов на пу-
ти музыкальной жизны.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Эйзенах 21.11.1685 г. — 28.УП.1750 г. Вена
Даты События жизни События творчества
Скачать
Последнее редактирование модератором: