Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Самостоятельная работа по специальности. Принципы и методы
Автор: В. Григорьев
Год: 1988
Издательство: ВНИЭСХ
Самостоятельная работа по специальности — одна из важных, во многом определяющих форм овладения профессиональными инструментальными навыками. При всей интенсивности и содержательности урока в классе по специальности, конкретное воплощение указаний педагога, глубокое постижение содержания исполняемого произведения, профессиональное овладение инструментом решаются именно в процессе
самостоятельных занятий. Соотношение времени, затраченное дома и на уроке, оказывается равным приблизительно десять к одному. Следовательно, работа на уроке по специальности должна быть спланирована и проверена педагогом, так как основная его задача — «научить ученика учиться, а потом поручить это дело ему самому» (В. А. Сухомлинский). А это невозможно без воспитания навыков качественной, продуктивной самостоятельной работы и без целенаправленного формирования его сознания. Поэтому самостоятельная работа дома — это не только овладение профессиональными навыками, но и сложный процесс самовоспитания личности, формирования ее художественных позиций, развитие творческого подхода к решению проблем, инициативы, самооценки, умения ставить цель, планировать свои занятия, анализировать достижения и ошибки.
Однако не всегда эти требования выполняются. Часты случаи, когда самостоятельные занятия ведутся хаотично, бессистемно, методом «проб и ошибок», приносят небольшой эффект, а педагоги, со своей стороны, недостаточно внимания уделяют формированию у ученика навыков и рациональных методов ведения самостоятельной работы, не контролируют этот важнейший процесс.
Система самостоятельной работы должна быть достаточно гибкой, основанной на знании психофизиологических сторон обучения, соотноситься с важнейшим принципом советской музыкальной педагогики — индивидуальным подходом к учащемуся, развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Принципы и методы самостоятельной работы над воплощением идейно-художественного содержания музыкального сочинения
Самостоятельная работа по специальности — одна из важных, во многом определяющих форм овладения профессиональными инструментальными навыками. При всей интенсивности и содержательности урока в классе по специальности, конкретное воплощение указаний педагога, глубокое постижение содержания исполняемого произведения, профессиональное овладение инструментом решаются именно в процессе самостоятельных занятий.
Соотношение времени, затраченное дома и на уроке, оказывается равным приблизительно десять к одному (при общих трехчасовых занятиях). Следовательно, работа на уроке по специальности должна быть спланирована и проверена педагогом, так как основная его задача — «научить ученика учиться, а потом поручить это дело ему самому» (В. А. Сухомлинский). А это невозможно без воспитания навыков качественной, продуктивной самостоятельной работы и без целенаправленного формирования его сознания. Поэтому самостоятельная работа дома — это не только овладение профессиональными навыками, но и сложный процесс самовоспитания личности, формирования ее художественных позиций, развитие творческого подхода к решению проблем, инициативы, самооценки, умения ставить цель, планировать свои занятия, анализировать достижения и ошибки.
Однако не всегда эти требования выполняются. Часты случаи, когда самостоятельные занятия ведутся хаотично, бессистемно, методом «проб и ошибок», приносят небольшой эффект, а педагоги, со своей стороны, недостаточно внимания уделяют формированию у ученика навыков и рациональных методов ведения самостоятельной работы, не контролируют этот важнейший процесс.
Система самостоятельной работы должна быть достаточно гибкой, основанной на знании психофизиологических сторон обучения, соотноситься с важнейшим принципом советской музыкальной педагогики — индивидуальным подходом к учащемуся, развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.
Важнейшими принципами такой системы могут быть следующие моменты:
— развитие самостоятельных навыков постановки творческой задачи, точное осознание искомой цели ин умение находить наиболее рациональные пути её достижения;
— учет психофизиологических особенностей учащегося его способностей, индивидуальных особенностей характера;
— всемерная активизация механизмов «предслышания» и «предчувствования», уход от механической «зубрежки»;
— направленность внимания на осознанные и неосознанные моменты в работе (учитывая интуицию);
— установление наиболее благоприятного режима занятий, выработка умения всесторонне оценивать свои действия, определять эффективность применяемых методов и приемов.
Важно с самого начала обучения представить себе сложную структуру овладения профессиональными инструментальными навыками, как интерпретационными, так и технологическими:
— всестороннее ознакомление с сочинением, его историческим контекстом, стилем автора и так далее;
— уяснение музыкальных и инструментальных задач, выработка интерпретационного плана, постановка основных целей;
— создание яркой внутренней «модели» процесса исполнения в сознании, предслышание и предвосхищение того, что и как должно быть сыграно на эстраде;
— воплощение модели в развернутое действие, нахождение точных выразительных средств;
— автоматизация процесса исполнения;
— переход от развернутого процесса исполнения к его сжатой, «кодовой» форме в сознании, которая способна к «развертыванию» на эстраде, создавая устойчивость и уверенность игры, помогая проявиться интуиции и вдохновению.
Предлагаемая структура в значительной мере условна, однако она отражает процесс познания и художественного воплощения сочинения — конечную цель исполнителя.
При организации самостоятельных занятий можно выделить два основных момента. Первый представляет собой принципы и методы самостоятельной работы над воплощением художественно-образного содержания изучаемого произведения, выявление его драматургии, идейно-концепционного смысла, стиля, формы, необходимых выразительных решений.
Второй момент связан с необходимостью решить технологические, двигательные, звуковые и прочие инструментальные задачи, встающие перед учеником при воплощении своего сложившегося исполнительского замысла. Это связано в большей мере с определенными, выработанными опытом, методическими приемами, отдельными, наиболее рациональными...
Автор: В. Григорьев
Год: 1988
Издательство: ВНИЭСХ
Самостоятельная работа по специальности — одна из важных, во многом определяющих форм овладения профессиональными инструментальными навыками. При всей интенсивности и содержательности урока в классе по специальности, конкретное воплощение указаний педагога, глубокое постижение содержания исполняемого произведения, профессиональное овладение инструментом решаются именно в процессе
самостоятельных занятий. Соотношение времени, затраченное дома и на уроке, оказывается равным приблизительно десять к одному. Следовательно, работа на уроке по специальности должна быть спланирована и проверена педагогом, так как основная его задача — «научить ученика учиться, а потом поручить это дело ему самому» (В. А. Сухомлинский). А это невозможно без воспитания навыков качественной, продуктивной самостоятельной работы и без целенаправленного формирования его сознания. Поэтому самостоятельная работа дома — это не только овладение профессиональными навыками, но и сложный процесс самовоспитания личности, формирования ее художественных позиций, развитие творческого подхода к решению проблем, инициативы, самооценки, умения ставить цель, планировать свои занятия, анализировать достижения и ошибки.
Однако не всегда эти требования выполняются. Часты случаи, когда самостоятельные занятия ведутся хаотично, бессистемно, методом «проб и ошибок», приносят небольшой эффект, а педагоги, со своей стороны, недостаточно внимания уделяют формированию у ученика навыков и рациональных методов ведения самостоятельной работы, не контролируют этот важнейший процесс.
Система самостоятельной работы должна быть достаточно гибкой, основанной на знании психофизиологических сторон обучения, соотноситься с важнейшим принципом советской музыкальной педагогики — индивидуальным подходом к учащемуся, развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Принципы и методы самостоятельной работы над воплощением идейно-художественного содержания музыкального сочинения
- Ознакомление с сочинением
- Создание исполнительской концепции
- Этап воплощения исполнительского замысла
- Этап проверки и корректировки исполнительского замысла
- Формы самостоятельной работы
- Неверные приемы самостоятельных занятий
- Темп в занятиях
- Развитие творческого внимания во время самостоятельных занятий
- Работа над развитием технических навыков
- О роли эмоций при самостоятельных занятиях
- Понятие о кодовой форме исполнительского процесса и его роли в самостоятельных занятиях
- Рациональное распределение времени занятий
Самостоятельная работа по специальности — одна из важных, во многом определяющих форм овладения профессиональными инструментальными навыками. При всей интенсивности и содержательности урока в классе по специальности, конкретное воплощение указаний педагога, глубокое постижение содержания исполняемого произведения, профессиональное овладение инструментом решаются именно в процессе самостоятельных занятий.
Соотношение времени, затраченное дома и на уроке, оказывается равным приблизительно десять к одному (при общих трехчасовых занятиях). Следовательно, работа на уроке по специальности должна быть спланирована и проверена педагогом, так как основная его задача — «научить ученика учиться, а потом поручить это дело ему самому» (В. А. Сухомлинский). А это невозможно без воспитания навыков качественной, продуктивной самостоятельной работы и без целенаправленного формирования его сознания. Поэтому самостоятельная работа дома — это не только овладение профессиональными навыками, но и сложный процесс самовоспитания личности, формирования ее художественных позиций, развитие творческого подхода к решению проблем, инициативы, самооценки, умения ставить цель, планировать свои занятия, анализировать достижения и ошибки.
Однако не всегда эти требования выполняются. Часты случаи, когда самостоятельные занятия ведутся хаотично, бессистемно, методом «проб и ошибок», приносят небольшой эффект, а педагоги, со своей стороны, недостаточно внимания уделяют формированию у ученика навыков и рациональных методов ведения самостоятельной работы, не контролируют этот важнейший процесс.
Система самостоятельной работы должна быть достаточно гибкой, основанной на знании психофизиологических сторон обучения, соотноситься с важнейшим принципом советской музыкальной педагогики — индивидуальным подходом к учащемуся, развитию его таланта, только ему присущих творческих качеств.
Важнейшими принципами такой системы могут быть следующие моменты:
— развитие самостоятельных навыков постановки творческой задачи, точное осознание искомой цели ин умение находить наиболее рациональные пути её достижения;
— учет психофизиологических особенностей учащегося его способностей, индивидуальных особенностей характера;
— всемерная активизация механизмов «предслышания» и «предчувствования», уход от механической «зубрежки»;
— направленность внимания на осознанные и неосознанные моменты в работе (учитывая интуицию);
— установление наиболее благоприятного режима занятий, выработка умения всесторонне оценивать свои действия, определять эффективность применяемых методов и приемов.
Важно с самого начала обучения представить себе сложную структуру овладения профессиональными инструментальными навыками, как интерпретационными, так и технологическими:
— всестороннее ознакомление с сочинением, его историческим контекстом, стилем автора и так далее;
— уяснение музыкальных и инструментальных задач, выработка интерпретационного плана, постановка основных целей;
— создание яркой внутренней «модели» процесса исполнения в сознании, предслышание и предвосхищение того, что и как должно быть сыграно на эстраде;
— воплощение модели в развернутое действие, нахождение точных выразительных средств;
— автоматизация процесса исполнения;
— переход от развернутого процесса исполнения к его сжатой, «кодовой» форме в сознании, которая способна к «развертыванию» на эстраде, создавая устойчивость и уверенность игры, помогая проявиться интуиции и вдохновению.
Предлагаемая структура в значительной мере условна, однако она отражает процесс познания и художественного воплощения сочинения — конечную цель исполнителя.
При организации самостоятельных занятий можно выделить два основных момента. Первый представляет собой принципы и методы самостоятельной работы над воплощением художественно-образного содержания изучаемого произведения, выявление его драматургии, идейно-концепционного смысла, стиля, формы, необходимых выразительных решений.
Второй момент связан с необходимостью решить технологические, двигательные, звуковые и прочие инструментальные задачи, встающие перед учеником при воплощении своего сложившегося исполнительского замысла. Это связано в большей мере с определенными, выработанными опытом, методическими приемами, отдельными, наиболее рациональными...
Последнее редактирование модератором: