Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сборник методических работ и образовательных программ преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного окр.

Любовь Васильевна

Любовь Васильевна

Member
16 Июл 2022
421
2

Сборник методических работ и образовательных программ преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа. Выпуск 1. Составитель: Кретова О.А.​


Скачать



Введение
Я занимаюсь профессией педагога - музыканта более 30 лет. В течение этого вре-
мени произошли значительные изменения практически во всех сферах жизни нашей
страны, и, конечно, педагогика, в том числе музыкальная, активно реагирует на них.
Изменился социум, изменилось отношение и к музыкальному обучению, и к нашей
профессии. Всё это у любого вдумчивого педагога вызывает потребность постоянной
гибкой корректировки своей собственной системы музыкального обучения.
Я хорошо помню время, когда профессия педагога - музыканта была достаточно
престижной, многие выпускники музыкальных школ стремились продолжить обуче-
ние, стать профессионалами. Сегодня иная ситуация, она требует творческого отно-
шения к делу, поиска новых путей в воспитании юного музыканта и, как и в прежние
времена, огромной самоотдачи от учителя.
«Воспитание интеллектуально развитой личности» - привычные слова в любой педа-
гогической литературе. И в то же время, очень сложная задача для её практического во-
площения: сначала толью для родителей, чуть позже - для воспитателей и учителей. По
мнению японских учёных, на развитие новорожденного колоссальное влияние оказывает
окружающая среда и образование. После многочисленных исследований и экспериментов
они пришли к выводу, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка - это его
личный опыт познания в первые годы жизни. Занятиям музыкой бьио отведено решающее
значение, как одному из самых мощных средств развития интеллекта.
Музыкальная деятельность считается одной из самых сложных и самых древних.
В самом начале своего долгого эволюционного пути, когда до появления слова было
ещё далеко, человек уже музицировал. Это был способ взаимодействия человека со
всем, что его окружало; способ выражения того, что ему хотелось понять или о чём
хотелось сказать. Музыка старше слова, а искусство старше науки. Для вновь рож-
дённого маленького человека эта формула и сегодня безотказно работает, тому под-
тверждение исследования многих психологов и учёных. Сначала музицирую - потом
говорю, сначала постигаю азы музыкального искусства - потом занимаюсь наукой.
Оказалось, что тысячелетия эту формулу не изменили. Отсюда следует вывод: чем
раньше родители со своими малышами придут к музыкальному образованию, тем
существеннее и шире будет база для интеллектуального развития ребёнка.
Сегодня наиболее дальновидные представители мирового педагогического сообщества
в интеллектуальном развитии юного поколения делают ставку на искусство и в первую оче-
редь на искусство музыкальное. Совсем недавно, всего лишь полтора века назад, человека,
3
не ападеющего хотя бы элементарными навыками музицирования, не могли назвать образо-
ванным. И это была не мода, а духовная потребность людей. Поэтому так тревожно видеть
сегодня родителей, равнодушных к эстетическому образованию своего ребёнка; а иногда и
учителя, «отбывающего» 45 минут урока без особой цели и напряжения.
Предлагаемая работа - звено одной тематической цепочки в моей методической
деятельности, в ней представлены некоторые положения собственной системы музы-
кального воспитания детей, моё сегодняшнее видение проблем интеллектуального и
культурного развития детей. Последнее пятилетие я целенаправленно прорабатыва-
ла материал, связанный с развитием музыкального мышления и глубоко убеждена в
том, что занятия музыкой - это действенный метод развития не только музыкального
мышления, но интеллекта в целом. Именно поэтому, я пытаюсь максимально рацио-
нально и индивидуально в каждом конкретном случае использовать занятия музыкой
не только для освоения музыкальных знаний, но для развития общего интеллекта своих
учеников. Это важнейшая задача для меня, и она является определяющей в воспитании
духовной, гармоничной личности. Только для некоторых моих учеников, отмеченных
природными задатками, наша совместная работа становится глубоким, профессио-
нальным постижением музыкального искусства. Но и в том, и в другом случае, я счи-
таю свою работу необходимой и значимой для своих воспитанников.
Основная часть
1. Что такое мышление (по словарю) - процесс отражения объективной действи-
тельности в представлениях, суждениях, понятиях. Что такое интеллект - мысли-
тельная способность, умственное начало у человека. Что такое ум - способность
человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. Понятия близкие друг к
другу по смыслу и понятия, которых я в работе так или иначе буду касаться.
Вопросы развития и измерения уровня развития мышления начали волновать
общественность давно. Ещё в начале 20 века психолог Чарльз Спирмен приступил
к измерению некоего общего, «§епегаI» §-фактора, объясняющего все успехи чело-
века, чего бы они не касались. Его исследования и выводы послужили основой для
возникновения так называемого «коэффициента интеллекта» - 10. разработанно-
го английским исследователем Айзенком, который стал не просто научным поняти-
ем, но влиятельным фактором общественной жизни. Поскольку люди, обладающие
^-фактором в большой степени, или другими словами, имеющие высокий /(?, быстро
и эффективно усваивают алгоритмы (закономерности), которым подчиняются те или
иные явления, и умеют этими алгоритмами пользоваться.
Всё это замечательно, можем сказать мы, а музыка тут при чём?
Американский психолог Хауэрд Гарднер выделил 9 видов интеллекта. В процессе
обучения музыкальному ремеслу используется, как минимум, три из них. Логико-
математический: способность видеть различные подобия, симметрию, аналогии,
пропорции. Умение частное обратить в общее, конкретное - в абстрактное, случай-
ное - в закономерное. Телесно — двигательный - ловкость и оптимальность движе-
ний, это телесный «ум», который не позволяет тратить силы попусту разумно чередуя
напряжение и расслабление; это умение организовать несколько движений сразу. Му-
зыкальный интеллект - это понимание звуковой организации, понимание принци-
пов связи звуков, закономерностей их слияния в более крупные структуры: все виды
иерархического соподчинения звуков, будь то тональность, лад, аккорды, темы и ме-
лодии, гармонические комплексы и созвучия.
4
Почему всё это важно для меня, для моей системы музыкального обучения. Пото-
му что мои задачи как педагога изменились по объективным причинам: качественные
характеристики контингента сегодня существенно отличаются от того, какими они
были 10-15 лет назад. Сегодня из 10-12 своих учеников музыке с чисто профессио-
нальных позиций я могу учить только 1 - 2 человек. Это не значит, что с остальными
детьми я просто занимаюсь натаскиванием, чтоб сыграть 4 произведения в год на ака-
демконцертах. Я пытаюсь с помощью музыки максимально (у каждого своя планка)
развить их мыслительные способности, стараюсь создавать на уроке ситуацию, когда
они вынуждены напряжённо думать, а значит развиваться.
Мышление и мыслительные операции - сравнение, установление отношений,
анализ и синтез, разложение на части и объединение в целое - органично присут-
ствуют в музыке. Именно поэтому человечество никогда не отделяло музыку от
мышления, считая её частью мышления и в некоторой степени его источником. Ис-
следования по поводу влияния музыкального обучения на развитие мыслительных
процессов утверждают, что музыка помогает формированию аналитических мыс-
лительных навыков, которые так необходимы в школьной науке. Школьнику нуж-
но разложить преподносимый материал на составные части, работать над каждой
частью отдельно, и, в конце концов, сформировать целостную картину изучаемого
процесса. Аналитические навыки необходимы и при изучении языка, когда нужно
усваивать структуру слов и предложений. И при изучении математики, когда нужно
знать, из чего состоят и как строятся те или иные формулы. Музыка помогает фор-
мированию аналитических мыслительных навыков, поскольку она иерархична, и
даже небольшие мотивы и фразы можно представить как совокупность ещё более
мелких субмотивов и интервалов. Занимаясь музыкой, человек привыкает мыслить
иерархично: в его сознании складываются правила образования иерархических
структур; он знает, как более мелкие единицы объединяются в более крупные. Все
исследования учёных и психологов сходятся в главном: музыка стимулирует работу
мозга. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирова-
на. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся
для занятий любой умственной работой. Музыка способствует развитию самодис-
циплины ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут
иметь больше поводов гордиться своим ребёнком, чем родители, считающие заня-
тия музыкой праздными и бесперспективными.
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить