Ширинская Н.В. Гаммы и арпеджио для фортепиано. 1984 год
Скачать
Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития
профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в
издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся-
пианист сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произ-
ведений.
Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обуче-
ния с мажорных гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в
октаву и в противоположном движении от одного звука). Представлен-
ные подготовительные упражнения позволяют совершенствовать испол-
нение 1еда1о, добиваться «выравнивания» кончиков пальцев (№ 1—3),
работать над подкладыванием первого пальца (№ 4, 5). Одновременно
или месяцем позже можно приступить к освоению коротких арпеджио
трезвучий (№ 6 — 9), а через полгода — хроматической гаммы от зву-
ка до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противопо-
ложном).
После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких арпед-
жио мажорных трезвучий желательно приступить (на третьем году обу-
чения) к игре минорных гамм и коротких арпеджио минорных трезву-
чий. При этом весьма полезными окажутся подготовительные упражне-
ния (№ 1—9) в соответствующих тональностях. На четвертом году обу-
чения можно приступать к работе над длинными арпеджио трезвучий,
элементы которых даны в подготовительных упражнениях (№ 10—15).
Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в
объеме двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав.
Очередной задачей станет исполнение гамм в прямом и противополож-
ном (смешанном) движении, а также длинных арпеджио мажорных и
минорных трезвучий.
Желательно на четвертом или пятом году обучения приступить к
работе над гаммами в терцию, дециму и сексту; длинными арпеджио
трезвучий с обращениями; короткими н длинными арпеджио уменьшен-
ных септаккордов и доминантсептаккордов; затем начать освоение ло-
маных арпеджио трезвучий и септаккордов.
При таком последовательном изучении гамм и арпеджио (примерно
на восьмом году обучения) ученик сможет перейти к более сложным
техническим задачам — одиннадцати видам арпеджио (аккордам) от
одного звука и гаммам двойными терциями. Подготовительные упражне-
ния к гаммам двойными терциями (№ 16—18) рекомендуется играть вос-
ходящими диатоническими или транспонирующими секвенциями для со-
вершенствования 1е^а1о и синхронности звучания каждой пары терций.
Скачать
Последнее редактирование модератором: