Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Штрихи струнной группы симфонического оркестра Шиндер

Инна Леонидовна

Инна Леонидовна

Member
16 Июл 2022
192
0
Название: Штрихи струнной группы симфонического оркестра
Автор: Л. Шиндер
Год: 2000
Издательство: Композитор


скачать

Читая эту книгу, адресованную молодым дирижерам и композиторам, я, человек, проживший уже немалое время в музыке и далеко ушедший за черту указанной возрастной категории, постоянно возвращался мыслью к афористической фразе художника Юона: «Как мало нот, как много музыки». Ив лад этим словам, непроизвольно выстраивались сходные им: как мало слов, как много сущности. Небольшая по объему, начисто лишенная "воды", книга эта по форме учебно-методическое пособие, но, по сути - глубокий творческий научный труд. Выверенные громадным музыкантским опытом, "просеянные", "отжатые" фразы мысли лаконичны и скупы как математические формулы. И необыкновенно многозначны! За каждой строкой - тысячи проб, сравнительных анализов. Каждое предложение многократно испытано живой практикой и сотни ра "продискутировано" в оркестровых репетициях. Штрихи - это не только "вверх и вниз", не только "деташе и спиккато". Для понимающего музыканта это - грамотная артикуляция, правильная музыкальная речь, естественно способствующая выразительной фразировке. Конечно же, индивидуальность исполнителя заметно влияет на подбор штрихов. Тем не менее, есть и некие объективные закономерности в их использовании. Вот их-то и подметил Лев Наумович Шиндер и, со свойственной ему ясностью мышления, свел в единую систему; расположил по порядку и разъяснил принципы (способы) их применения так доступно, что не понять это кажется невозможным даже для тех, кто никогда не держал в руках смычка.
Впечатляет общая тональность книги. В ней нет скучной назидательности, нет заумничанья. Слова точные, простые, глубоко осмысленные. Подобная манера выражения вообще характерна для Л. Н. Шиндера. Читается легко, но думать приходится над каждой фразой. Предлагаемые в конце книги варианты штрихов в симфониях Бетховена и Брамса могут быть приняты в виде классических образцов штрихового творчества. Но упаси Боже их канонизировать. Об этом предупреждает сам автор. Разные оркестры: любительские, учебные, филармонические. Везде своя специфика, свой уровень знаний и практического умения. И нормальный профессиональный дирижер обязан владеть — где системой воспитательного «ликбеза», а где — быть экспертом в «штриховом диспуте» с концертмейстером филармонического оркестра, что, кстати, в жизни происходит весьма часто. Вот здесь книга Л. Н. Шиндера поистине бесценна.

В свое время мне посчастливилось пройти курс штрихов для струнных инструментов у Льва Наумовича. Но и спустя много лет, присутствуя на его репетициях, я поражаюсь удивительному умению, расставляя штрихи, резко улучшать общее звучание оркестра. Где тут «собака зарыта», еще надо определить. Но не в одних штрихах дело. Видимо, не плохо быть еще и настоящим Музыкантом!
Редко мастера-практики одаривают нас сокровищами из своих потайных закромов. Не счесть, сколько ушло вместе с носителями мудростей. Сегодня же мы приобрели богатство: выходит книга, которая — уверен — для начинающих и опытных, юных и зрелых, для всего дирижерского сословия, как молитвенник, станет настольной.
Владислав Чернушенко

Лев Шиндер — выдающийся музыкант, замечательный знаток штрихов оркестровых и сольных. Превосходный скрипач, Лев Наумович много лет был концертмейстером Академического Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, успешно сотрудничал с такими дирижерами, как Арвид Янсонс, Карл Элиасберг, Курт Зандерлинг, Николай Рабинович, Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский, Василий Синайский.
Лев Шиндер постоянно оказывал большую творческую помощь композиторам, консультируя штрихи в их партитурах. В числе многих и я научился грамотно писать штрихи именно у Льва Наумовича и при каждой возможности советовался с ним и по творческим вопросам, и по техническим деталям партитур и сочинений для скрипки.
Публикуемая работа представит серьезный практический интерес для широкого круга музыкантов — дирижеров, композиторов, концертмейстеров симфонических и камерных оркестров. Опыт первоклассного мастера оркестрового музицирования должен быть использован. Желаю книге Шиндера счастливого пути к читателю.
Сергей Слонимский
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу