Луковников А.Е. Смело, товарищи, в ногу! Песни о революции и гражданской войне. Рассказы о песнях, мелодии и тексты. 1987 год
СКАЧАТЬ
Нотное издание
СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ!
Песни о революции и гражданской войне
Рассказы о песнях, мелодни и тексты
Автор рассказов и составитель АНДРЕЙ ЕФИМОВИЧ ЛУКОВНИКОВ
Григоренко. Лит. редактор В. Семернин. Художник
ельный Худож. редактор Е. Шворак. Техн, редактор
вицкая, Корректоры Н. Маковская, Л, Рабченок
СКАЧАТЬ
ПЕСНИ БОЕВОГО ПРОШЛОГО
Песни, собранные в настоящем издании, составляют классиче-
ский фонд музыкально-поэтического наследия, отражающего собы-
тия русского революционного прошлого. Чем большая дистанция
времени отделяет нас от эпохи рождения этьх прекрасных песен,
тем дороже для нас оказывается этот ценнейшей пласт массового
искусства, обращенного к миллионам.
Сборник открывают старые пролетарские песни, ставшие гим-
нами международного революционного движения: «Интернацио-
нал» Пьера Дежейтера на стихи Эжена Потье, «Рабочая Марсель-
еза» с русским текстом П. Лаврова (на музыку Руже де Лиля). В
России эти классические творения обрели новую жизнь, благодаря
обновленным, политически обостренным текстам и некоторым ха-
рактерным музыкальным изменениям.
Рядом с ними представлены песни, также заимствованные из
зарубежных источников и по-новому зазвучавшие в России в годы
революции 1905—1907 гг.: польские — «Варшавянка», «Красное
знамя», западно-украинская «Беснуйтесь, тираны». В них запечат-
лены лучшие черты международного песенного искусства конца
ХХ — начала ХХ века: боевой накал, политическая страстность,
острота ритмики, рожденная массовым маршевым движением. На-
ряду с этими всемирно известными мелодиями, пришедшими к нам
с Запада, особую значимость приобрели революционные гимны,
родившиеся в России и основанные на русской музыкальной тради-
ции. Здесь и маршевая песня «Смело, товарищи, в ногу», и ставшая
всенародно любимой — особенно благодаря ее вдохновенному ис-
полнению Ф. И. Шаляпиным — бурлацкая «Дубинушка», и траур-
ные гимны русской революции «Вы жертвою пали», «Замучен тя-
желой неволей». С этими волнующими мелодиями неразрывно свя-
зана вся практика русского рабочего движения начала ХХ века —
массовые манифестации, митинги, стачки, траурные шествия. В
«Рабочей Марсельезе», по свидетельству А. М. Горького, «звучало
железное мужество, и, призывая людей в далекую дорогу к буду-
щему, она честно говорила о тяжести пути»...
СКАЧАТЬ