Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио. 2 класс. Котляревская-Крафт. Байкина

Название: Сольфеджио. 2 класс.

Авторы: Котляревская-Крафт Мария Алексеевна, Байкина Нина Лазаревна

Издательство: Трина, г. Новосибирск

Год издания: 1998
Сольфеджио. 2 класс..png


Скачать

Настоящее пособие является продолжением Сольфеджио для подготовительных отделений и 1-го класса детских музыкальных школ, изданных ранее. Оно развивает их педагогические и методические принципы. Предназначено для 3-го года обучения в детских музыкальных школах, школах искусств и детских хоровых студиях. Пособие содержит 29 уроков, каждый из которых рассчитан на 1 час 10 минут. Как и в пособиях для подготовительного отделения и 1-го класса, основополагающий принцип на который опираются здесь авторы, - вводить детей в мир музыки через активные действия. Материалом 1 четверти является, в основном, повторение тем 1-го класса, в IV закрепляется пройденное во II и III четвертях.

Во 2-м классе учащиеся продолжают осваивать натуральный мажор и минор, ладовые свя-
зи на основе разрешения неустоя в устой, параллельные тональности, связи мотивов и фраз на
основе повторности и секвентного развития.
Во 2-м классе вводятся: а) гармонический и мелодический минор; б) терции на неустойчи-
вых ступенях лада, как опевание I, III и IV ступеней с различными вариантами разрешения, а
также собранные в аккорды доминантовой и субдоминантовой функций; в) сексты, образован-
ные ступенями тонического трезвучия; г) доминантовое трезвучие в гармоническом и мелодиче-
ском виде в прямом и ломаном движении; аккорд образуется в результате одновременного зву-
чания трех вариантов мелодической каденции; д) нисходящие скачки от III, IV и V ступени на
вводный тон, готовящий неустойчивую кварту, тритон и доминантовую сексту; е) септима на V
ступени как интонация, связывающая два тетрахорда; ж) новые ритмические фигуры:
синкопы типа новые размеры 4.
Авторы настоящего пособия стремятся дать учащимся представления о развитии и строе-
нии музыкальной формы из ее простейших элементов: мотивов (попевок), фраз, предложений;
помочь им осознать основополагающие принципы соотношения элементов развития: повтор,
измененный повтор, введение нового материала.
Вследствие того, что предлагаемые сведения из области музыкальной формы рассчитаны на
детское восприятие, многие понятия, в том числе и “музыкальная форма”, сознательно упро-
щены. Авторы намеренно поступились научной строгостью терминологии, распространяя поня-
тие “музыкальная форма” на все структуры, к которым, с точки зрения науки, определение
“форма” обычно не применяется. Отсюда принятая в пособии терминология: “форма а+а” —
основанная на повторе построений различного масштаба, “форма а+а!” — вариантный повтор,
“форма а+б” — введение нового материала, “форма аа!+бб!” — объединение названных
принципов. Наряду с этим используются термины в общеупотребительном значении: фраза,
предложение, период, дается представление о трехчастной форме (через понятие “с!а саро”), те-
ме с вариациями, рондо.
В музыкальном материале пособия знакомые интонации по возможности гармонично соче-
таются с новыми, подлежащими усвоению. Художественные произведения включенные в посо-
бие, и импровизации направлены на осознание зависимости выразительных свойств ладоинто-
национных и ладогармонических элементов от тембров, регистров, ладовой окраски, метрорит-
ма, темпа, динамики.
-3-
Методические комментарии
Так как на каждом уроке сольфеджио используются однотипные виды работы, то для ак-
тивизации мышления и слуха очень важно разнообразие каждого вида. В комментариях речь
пойдет только о новых приемах работы, не встречавшихся в предшествующих пособиях.
I. Творческие задания
Творческие задания во втором классе включают различные формы работы:
1. Сочинение диалогов при разрешении двух неустоев.
2. Импровизация мелодий на слова с определенной задачей: на предложенный ритмиче-
ский рисунок; с включением звена секвенций и т.д.
3. Сочинение песен и мелодий с аккомпанементом на тонической квинте, доминантовой и
субдоминантовой квинте и сексте.
4. Ритмическая импровизация эпизодов в рондо под аккомпанемент педагога. Осознание
новых ритмических фигур исподв.оль готовится в работе над мелодическим “эхом”; в ритмиче-
ские задания включены паузы. Ритмические задания вносят оживление в ход урока, восстанав-
ливают умственную активность.
5. Сочинение фортепианных “пьес” по заданным условиям: с применением трезвучий всех
ступеней мажора и параллельного минора в различных видах фактуры, с ритмическим варьи-
рованием и т.д.
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу