Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио. 5 класс.Котляревская-Крафт

Название: Сольфеджио. 5 класс.

Автор: Котляревская-Крафт Мария Алексеевна

Издательство: Трина, г. Новосибирск

Год издания: 1993
Сольфеджио. 5 класс.png
Скачать


Настоящее пособие является продолжением Сольфеджио для подготовительных отделений
и 1-го класса детских музыкальных шкал, изданных ранее. Опо развивает их педагогические и методические принципы. Предназначено для 3-го года обучения в детских музыкальных школах, школах искусств и детских хоровых студиях. Пособие содержит 29 уроков, каждый из которых рассчитан на 1 час 10 минут. Как и в пособиях для подготовительного отделения и 1-го класса, осповополагающий принцип на который опираются здесь авторы, вводить де детей в мир музыки через активные действия. Материалом 1 четверти является, и основном, повторение тем 1-го класса, в IV закрепляется пройденное во II и III четвертях. Во 2-м классе учащиеся продолжают осванвать натуральный мажор и минор, ладовые свл-
зи на основе разрешения неустоя в устой, параллельные тональности, связи мотивов и фраз на основе повторности и секвентного развития. Во 2-м классе вводятся: а) гармонический и мелодический минор: 6) терции на неустойчи-
вых ступенях лада, как опование I. III и IV ступеней с различными вариантами разрешения, также собранные в аккорды доминантовой и субдоминантовой функций; в) сексты, образованные ступенями тонического трозвучия; г) доминаитовое трезвучие в гармоническом и мелодиче- ском виде в примом и ломаном движении; аккорд образуется в результате одновременного зву звучания трех вариантов мелодической каденции; д) нисходящие сначки от III, IV и V ступени на вводный тон, готовящий неустойчивую кварту, тритон и домивантовую сексту; е) септима на V ступени кан интонация, связывающая двя тетрехорле; ж) новые ритмические фигуры

I. Чтение С листа.
При чтении с листа ^обходимо добиваться от учащихся осмысленного восприятия
темповых обозначений, динамики, фразировки и их Исполнения. Для многих ди-
рижирование во время Здания с листа не дает возможности петь выразительно, в
указанном темпе. В трудных местах дирижирование становится более медленным,
и то время, когда чувство метра должно быть главным помощником в преодолении
трудностей. При изменении темпа чередование длительностей, связанных между собой
звуковым смыслом, нарушается. Поэтому ученику надо предоставить свободу выбора
в способе фиксации метроритма. Мелодии петь с листа можно: а) с тактированием;
б) с выстукиванием ритмического^, рисунка; возможно объединение этих заданий,
которые выполняют одновременно две группы; в) с ритмическим остинато (один-
два такта пишут на доске ученики); г) с чередованием пения вслух* и про себя;
д) сразу со словами; е) двумя группами по фразам, предложениям; ж) чередуя
пение фраз по нотам и их повторение наизусть; з) последовательно задерживая
звуки аккордов,у встречающихся в мелодиях; и) с ритмическим, мелодическим
вариантом или одновременно с тем и другим.
Сохраняются задания на “досочинение” мелодий по указанным аккордам, интервалам,
ритмическому рисунку, на сочинение вариантов мелодии по знакам УЛ — вспо-
могательные снизу, сверху; П I) — . опевание сверху, снизу.
II. Диктант.
Диктант записывается с фортепиано, с голоса педагога, исполняющего мелодии
со словами или на нейтральный слог, с магнитофона. Обращается внимание на
динамику и артикуляцию.
Виды работ:
1. Запись прослушанной мелодии:
а) после ее устного анализа (разбора ее формы, наличия звеньев секвенции,
движения по звукам аккордов, ритмических и мелодических вариантов фраз); б)
после пропевания ее нотами, на нейтральный слог, про себя; в) после предварительной
записи ритмического рисунка над нотным станом;
2. Запись знакомой мелодии.
3. Запись незавершенной мелодии, имеющей повторное строение (а+а»), с заданием
дописать несовершенную и совершенную каденции.
4. Графическая запись мелодии с возможной последующей полной или частичной
расшифровкой ее нотами (чтобы не держать в бездействии тех, кто уже выполнил
задание).
ъ Устные диктанты:
1. Во время медленного исполнения мелодии группа называет тоновую величину
интервалов и аккордов, входящих в нее.
2. Работа на основе выписанного на доске звукоряда необходимой ладо-тональности.
Педагог поет мелодию на нейтральный слог или песню, — ученики показывают
по звукоряду строение Мелодии.
3. Мелодическое эхо:
'а) Педагог играет на фортепиано короткие фразы, учащийся (или группа)
повторяет их, называя ноты или играя на инструменте. Остальные проверяют
прозвучавшие фразы на слух или зрительно.
б) Канон — педагог исполняет мелодию, показывая группе начало первой фразы
вступления. Группа ноет, одновременно слушая педагога.


Скачать
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу