Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. Методическое пособие. Барабошкина

Название: Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. Методическое пособие.

Автор: Барабошкина Антонина Васильевна

Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. Методическое пособие. Барабошкина.png


Скачать

Издательство: Москва, "Музыка"

Год издания: 1977


Сольфеджио для второго класса ДМШ, так же как и соль-
феджио для первого класса, состоит из 1} учебника для
детей н 2) пособия для педагогов. В пособнн для педаго-
гов помещен музыкальный материал, подготавливающий
слух к усвоению очередного задания, к выработке определен-
ных слуховых навыков. Затем эти навыки закрепляются по
учебнику. В зависимости от степени одаренности детей музы:
кальный материал может быть использован полностью либо
частично. Ряд песен исполняется в течение года, обогащая
музыкальный опыт ученика, воспитывая у него исполнитель-
ские навыки. Остальные песни являются слуховыми упражне-
ниями и поются на одном-двух уроках.

Чтобы помочь педагогу согласовать музыкальный матери-
ал обеих книг, составлены примерные поурочные планы с
учетом распределения материала на тридцать уроков — по
одному уроку в неделю продолжительностью полтора акаде-
мических часа (один астрономический час и десять минут).
Но если есть возможность, то во втором классе, так же как
и в первом, полезней разделить положенное по учебному пла-
ну время на два урока ио тридцать пять — сорок минут,

Не рекомендуется неравномерное распределение уроков —
по два сорокапятиминутных урока в неделю в первом полу-
годни и одному уроку в неделю во втором полугодии. При
таком расписании нарушается стереотип времени и учебной
нагрузки, что отрицательно влияет на успеваемость учеников.

Поурочный план ‘не является днрективой. Педагог может
заменить один материал другим, сократить количество пе-
сен, если навык укреплен. Наличне поурочного плана не осво-
бождает педагога от специальной подготовки к уроку в дан-
ной конкретной группе учеников.

Учитывая, что во втором классе будут учиться в основ-
ном дети восьми-девяти лет, у которых внимание не может
быть длительное время сосредоточено ва каком-либо одном
виде работы, рекомендуется при проверке домашчнего зада-

2—7 3
ния, пении с листа различных упражнений спрашивать не
более тоех-четырех учеников на каждом уроке. При индиви-
дуальных ответах педагог должен следить за тем, чтобы вся
группа активно слушала ответ товарища и была готова то
же задание выполнить коллективно. Каждый пример для пе-
ния с листа, каждая песня, данная в качестве домашнего за-
дания, должны исполняться как одним учеником, так и хо-
ром. При такой проверке у детей не будет ощущения, что у
них не проверили домашнее задание.

Если в качестве домашнего задания дана песня с сопро-
вождением или подбор аккомпанемента к песне, то вызыва-
ются преимущественно ученики, обучающиеся на фортепнано
и аккордеоне. Скрипачи и виолончелисты могут только петь
мелодию. К концу года можно спрашивать аккомпанемент и
у. оркестрантов, учитывая, что по учебному плану вводится
общий курс фортепиано. Полезно держать связь с педагогом
общего курса фортепнано, с тем чтобы аккомпанемент выучи-
вался на уроке фортепиано.

В учебнике даны две песни, к которым ученики должны
самостоятельно подобрать аккомпанемент. В песне 12 — «Пе-
сенка окворцов» Е. Тиличеевой — педагог в классе играет ме-
лодию вместе с басовым голосом (отдельными звуками ма-
лой октавы, взятыми на сильных долях такта). Домашнее
задание будет выполнено, еслн ученик правой рукой играет
мелодию, а левой — аккомпанемент и одновременно поет пес-
ню со словами. К песне 43 — «Кукушка» — аккорды аккомпа-
немента играются двумя руками, одновременно песня поет-
ся со словами.

Почти в каждом домашнем задании есть новая песня с
текстом или ‘несколько мелодий для сольфеджирования. Пе-
дагог может давать такие задания только в тех случаях, ко-
гда он уверен в том, что ученики справятся с ними самостоя-
тельно. Если же такой уверенности нет, рекомендуется все
заданное на дом предварительно спеть в классе.

При проверке домашнего задания необходимо настойчиво
требовать пения песен наизусть. Это заставит учеников за-
ниматься сольфеджио каждый день понемногу, так как в
один день трудно выучить песни наизусть. Только ежеднев-
ные занятия помогут развить музыкальный слух и память,
приобрести необходимые навыки сольфеджирования. Следует
также требовать от учеников свободного выразительного пе-
ния красивым звуком.

Степень усвоения каждого нового мелодического оборота
или ритмического рисунка проверяется пеннем с листа.

Подготовка слуха к осоэнанию каждого нового задания
проводится через слуховой анализ разучиваемых с пе-
дагогом песен или исполненных педагогом инструментальных

4
пьес, а также через пение и анализ песен, помещенных в
учебнике. При анализе педагогу рекомендуется назвать ком-
познтора и произведение или народную песню, проанализи-
ровать стихотворный текст, объяснить непонятные слова, об-
ратить внимание на старинные обороты речи в народных
песнях.

Если ученики правильно выполнили домашнее задание, в
котором им нужно приобрести новый навык, можно перехо-
дить к пению с листа. Прежде чем ученик начнет петь с лн-
ста, полезно проанализировать нотный текст. Ученик опреде-
ляет тональность и лад, размер, начало каждой фразы, сход-
ство и различие фраз, направление двнжения мелодни, осо-
бенности ритмического рисунка, и т. д. Предварительный ана-
лиз не только помогает правильно интонировать мелодию, но
и попутно заставляет повторять различные сведения из му-
зыкальной грамоты. Подробный анализ нотного текста спо-
собствует также получению правильных слуховых представ-
лений...


Скачать
 
Последнее редактирование:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу