Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио для I-II классов ДМШ. Баева Н.Д., Зебряк Т.А.

Название: Сольфеджио для I-II классов ДМШ

Авторы: Баева Наталья Давидовна, Зебряк Татьяна Александровна
Сольфеджио для I-II классов ДМШ. Баева Н.Д., Зебряк Т.А..JPG


Скачать

Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург

Год издания: 1994


Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе программы, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в 1968 году.

Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата и последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.

При составлении данного пособия авторы использовали не только ранее изданные курсы сольфеджио и музграмоты, но также и различные сборники песен для детей.

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для
первого и второго классов дстских музыкальных
школ составлено на основе программы, утвержден-
ной Управлением кадров и учебных заведений
Министерства культуры СССР в 1968 году.

Материал подобран сучетом особенностей детско-
го голосового аппарата и последовательности в
развитии музыкального слуха, ритма, диапазона
детского голоса, дыхания и расположен в объеме
первого — второго классов согласно требованиям
методики обучения.

При составлении данного пособия авторы исполь-
зовали не только ранее изданные курсы сольфед-
жио и музграмоты, но также и различные сборники
песен для детей.

В начале пособия помещен вводный раздел,
рассчитанный на предварительное воспитание во-
кально-интонационных навыков. Развитие диапа-
зона детского гол начинается с примарных
звуков (фа, соль’, ля’) и расширяется в пределах
кварты вверх и вниз.

Интонирование тонов должно восприниматься
как расширенная интонация, а интонирование
полутонов — как сжатая интонация.

Уделяя внимание главным образом вокально-
интонационным навыкам, настоящий раздел следу-
ет проходить с учащимися на слух. С этой целью
все номера, включенные в него, даны с текстом.

Вводный раздел построен на коротких попевках
в диапазоне кварты. Интонационная структура
попевок близка народному складу, что подготавли-
вает учащихся к восприятию в дальнейшем ладо-
вых особенностей народной музыки.

Ощущение постуленного движения в тонально-
сти ДО мажор закрепляется при изучении разных
ритмов в разделах "Паузы", "Затакт” и "Восьмые".

Проработку скачков в мелодическом движении
следует начать с развития у учащихся ощущения
устойчивых звуков лада — прежде всего Ги У
ступеней, как наиболее легко интонируемых, а
затем более трудной Ш ступени в сочетании с [и
У ступенями. Одновременно с работой над интони-
рованием отдельных устойчивых ступеней необхо-
димо петь трезвучие целиком как настройку в
тональности ДО мажор.

После усвоения устойчивых звуков даются
разделы, связанные с интонированием неустойчи-
вых звуков: опеванис ступенсй мажорного трезву-
чия, вводные звуки.

Полутон и целый тон изучаются на основе
мажорной диатоники. Полутон воспринимается как
тяготение УИ ступени в [ ступеяь и 1У ступени в
ИТ ступень.

Следующий раздел знакомит учащихся с новой
тональностью — РЕ мажор, наиболее удобной. для
пения в тесситурном отношении.

Сройденные тональности закрепляются на ином
метрическом материале ‘разыер /).

Тональности СОЛЬ мажор и ФА мажор прораба-
тываютсч в таком же порядке, как и ДО мажор.

Перед изучением новой тональности выписыва-
ются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные
звуки. Кроме того, помещен рчд упражнений, в
которых усваиваются все трудности, встосчаю:щи-
ссяв мелодиях данеого раздела.

Тема ладовой связи неустойчивых звуков с устой-
чивыми получаст продолжение в курсе второго
класса. Здесь дается представление о скачках с
неустойчизых звуков на устойчивые, с устойчивых
на неустойчивые и об их связи с одним или двумя
звуками тоянческогс трезвучия (разрешением).

Далее, после краткого повторения размера у в
более усложненном виде, чем в первом классе,
начинается проработка размера 4’ который в пер-

вом классе приводился только для ознакомления.

В раздел "ЛЯ минор” включено последователь-
ное прохождение двух видов минора — натураль-
ного и гармонического.

Учитывая тесситурные возможности детских го-
лосов в возрасте 8-9 лет, авторы почти не исполь-
зуют в разделе "ЛЯ минор" звука ми второй окта-
вы, так как он труден для интонирования.

Первый звук гаммы ЛЯ минор — ля малой ок-
тавы — тоже труден для детей указанного возра-
ста. Поэтому авторы рекомендуют начинать петь
первый тетрахорд гаммы ЛЯ минор с ля первой
октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой
октавы:

Сначала даны примеры с шестнадцатыми, по-.
мещенными на слабую долю, потом — на сильную.
Как показывает опыт работы, подобная последова-
тельность способствует успешному освоению рит-
ма.

Следующий раздел посвящен интервалам. Они
расположены в таком порядке: прима, секунда,
терция, кварта, квинта, октава.

Их изучение связывается с ранее пройденными
темами: поступенным движением и скачками от
звуков тонического трезвучия.

В частности:

секунда мыслится как поступенное движение;

терция — как движение по звукам трезвучия;

кварта — как скачок с У ступени на УШ (^)
ступень;

квинта — как скачок с [ступени на У ступень;

октава — как скачок с Гступени на Г ступень
или с У ступени на У ступень,

После разделов "Интервалы" и "Шестнадцатые”
вводятся новые тональности, изучение которых
предусмотрено лрограммой курса сольфеджио для
второго класса.

В конце второго класса помещен раздел “Кано-
ны", как подготовка к развитию миогоголосия.

Сольфеджно для начальных классов детских
музыкальных школ следует использовать как во
время зонятий в классе, так и гри самостоятель-
ной работе дома. Выученные детьми мелодии (по
выбору педагога) рекомендуется записывать по па-
мяти. Такая форма музыкального диктанта осо-
бемно целесообразна на первых этапах музыкаль-
нога обучения...

Скачать
 

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу