Название: Сольфеджио для I-II классов ДМШ
Авторы: Баева Наталья Давидовна, Зебряк Татьяна Александровна
Скачать
Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург
Год издания: 1994
Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе программы, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в 1968 году.
Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата и последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.
При составлении данного пособия авторы использовали не только ранее изданные курсы сольфеджио и музграмоты, но также и различные сборники песен для детей.
Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для
первого и второго классов дстских музыкальных
школ составлено на основе программы, утвержден-
ной Управлением кадров и учебных заведений
Министерства культуры СССР в 1968 году.
Материал подобран сучетом особенностей детско-
го голосового аппарата и последовательности в
развитии музыкального слуха, ритма, диапазона
детского голоса, дыхания и расположен в объеме
первого — второго классов согласно требованиям
методики обучения.
При составлении данного пособия авторы исполь-
зовали не только ранее изданные курсы сольфед-
жио и музграмоты, но также и различные сборники
песен для детей.
В начале пособия помещен вводный раздел,
рассчитанный на предварительное воспитание во-
кально-интонационных навыков. Развитие диапа-
зона детского гол начинается с примарных
звуков (фа, соль’, ля’) и расширяется в пределах
кварты вверх и вниз.
Интонирование тонов должно восприниматься
как расширенная интонация, а интонирование
полутонов — как сжатая интонация.
Уделяя внимание главным образом вокально-
интонационным навыкам, настоящий раздел следу-
ет проходить с учащимися на слух. С этой целью
все номера, включенные в него, даны с текстом.
Вводный раздел построен на коротких попевках
в диапазоне кварты. Интонационная структура
попевок близка народному складу, что подготавли-
вает учащихся к восприятию в дальнейшем ладо-
вых особенностей народной музыки.
Ощущение постуленного движения в тонально-
сти ДО мажор закрепляется при изучении разных
ритмов в разделах "Паузы", "Затакт” и "Восьмые".
Проработку скачков в мелодическом движении
следует начать с развития у учащихся ощущения
устойчивых звуков лада — прежде всего Ги У
ступеней, как наиболее легко интонируемых, а
затем более трудной Ш ступени в сочетании с [и
У ступенями. Одновременно с работой над интони-
рованием отдельных устойчивых ступеней необхо-
димо петь трезвучие целиком как настройку в
тональности ДО мажор.
После усвоения устойчивых звуков даются
разделы, связанные с интонированием неустойчи-
вых звуков: опеванис ступенсй мажорного трезву-
чия, вводные звуки.
Полутон и целый тон изучаются на основе
мажорной диатоники. Полутон воспринимается как
тяготение УИ ступени в [ ступеяь и 1У ступени в
ИТ ступень.
Следующий раздел знакомит учащихся с новой
тональностью — РЕ мажор, наиболее удобной. для
пения в тесситурном отношении.
Сройденные тональности закрепляются на ином
метрическом материале ‘разыер /).
Тональности СОЛЬ мажор и ФА мажор прораба-
тываютсч в таком же порядке, как и ДО мажор.
Перед изучением новой тональности выписыва-
ются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные
звуки. Кроме того, помещен рчд упражнений, в
которых усваиваются все трудности, встосчаю:щи-
ссяв мелодиях данеого раздела.
Тема ладовой связи неустойчивых звуков с устой-
чивыми получаст продолжение в курсе второго
класса. Здесь дается представление о скачках с
неустойчизых звуков на устойчивые, с устойчивых
на неустойчивые и об их связи с одним или двумя
звуками тоянческогс трезвучия (разрешением).
Далее, после краткого повторения размера у в
более усложненном виде, чем в первом классе,
начинается проработка размера 4’ который в пер-
вом классе приводился только для ознакомления.
В раздел "ЛЯ минор” включено последователь-
ное прохождение двух видов минора — натураль-
ного и гармонического.
Учитывая тесситурные возможности детских го-
лосов в возрасте 8-9 лет, авторы почти не исполь-
зуют в разделе "ЛЯ минор" звука ми второй окта-
вы, так как он труден для интонирования.
Первый звук гаммы ЛЯ минор — ля малой ок-
тавы — тоже труден для детей указанного возра-
ста. Поэтому авторы рекомендуют начинать петь
первый тетрахорд гаммы ЛЯ минор с ля первой
октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой
октавы:
Сначала даны примеры с шестнадцатыми, по-.
мещенными на слабую долю, потом — на сильную.
Как показывает опыт работы, подобная последова-
тельность способствует успешному освоению рит-
ма.
Следующий раздел посвящен интервалам. Они
расположены в таком порядке: прима, секунда,
терция, кварта, квинта, октава.
Их изучение связывается с ранее пройденными
темами: поступенным движением и скачками от
звуков тонического трезвучия.
В частности:
секунда мыслится как поступенное движение;
терция — как движение по звукам трезвучия;
кварта — как скачок с У ступени на УШ (^)
ступень;
квинта — как скачок с [ступени на У ступень;
октава — как скачок с Гступени на Г ступень
или с У ступени на У ступень,
После разделов "Интервалы" и "Шестнадцатые”
вводятся новые тональности, изучение которых
предусмотрено лрограммой курса сольфеджио для
второго класса.
В конце второго класса помещен раздел “Кано-
ны", как подготовка к развитию миогоголосия.
Сольфеджно для начальных классов детских
музыкальных школ следует использовать как во
время зонятий в классе, так и гри самостоятель-
ной работе дома. Выученные детьми мелодии (по
выбору педагога) рекомендуется записывать по па-
мяти. Такая форма музыкального диктанта осо-
бемно целесообразна на первых этапах музыкаль-
нога обучения...
Скачать
Авторы: Баева Наталья Давидовна, Зебряк Татьяна Александровна
Скачать
Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург
Год издания: 1994
Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе программы, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в 1968 году.
Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата и последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.
При составлении данного пособия авторы использовали не только ранее изданные курсы сольфеджио и музграмоты, но также и различные сборники песен для детей.
Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для
первого и второго классов дстских музыкальных
школ составлено на основе программы, утвержден-
ной Управлением кадров и учебных заведений
Министерства культуры СССР в 1968 году.
Материал подобран сучетом особенностей детско-
го голосового аппарата и последовательности в
развитии музыкального слуха, ритма, диапазона
детского голоса, дыхания и расположен в объеме
первого — второго классов согласно требованиям
методики обучения.
При составлении данного пособия авторы исполь-
зовали не только ранее изданные курсы сольфед-
жио и музграмоты, но также и различные сборники
песен для детей.
В начале пособия помещен вводный раздел,
рассчитанный на предварительное воспитание во-
кально-интонационных навыков. Развитие диапа-
зона детского гол начинается с примарных
звуков (фа, соль’, ля’) и расширяется в пределах
кварты вверх и вниз.
Интонирование тонов должно восприниматься
как расширенная интонация, а интонирование
полутонов — как сжатая интонация.
Уделяя внимание главным образом вокально-
интонационным навыкам, настоящий раздел следу-
ет проходить с учащимися на слух. С этой целью
все номера, включенные в него, даны с текстом.
Вводный раздел построен на коротких попевках
в диапазоне кварты. Интонационная структура
попевок близка народному складу, что подготавли-
вает учащихся к восприятию в дальнейшем ладо-
вых особенностей народной музыки.
Ощущение постуленного движения в тонально-
сти ДО мажор закрепляется при изучении разных
ритмов в разделах "Паузы", "Затакт” и "Восьмые".
Проработку скачков в мелодическом движении
следует начать с развития у учащихся ощущения
устойчивых звуков лада — прежде всего Ги У
ступеней, как наиболее легко интонируемых, а
затем более трудной Ш ступени в сочетании с [и
У ступенями. Одновременно с работой над интони-
рованием отдельных устойчивых ступеней необхо-
димо петь трезвучие целиком как настройку в
тональности ДО мажор.
После усвоения устойчивых звуков даются
разделы, связанные с интонированием неустойчи-
вых звуков: опеванис ступенсй мажорного трезву-
чия, вводные звуки.
Полутон и целый тон изучаются на основе
мажорной диатоники. Полутон воспринимается как
тяготение УИ ступени в [ ступеяь и 1У ступени в
ИТ ступень.
Следующий раздел знакомит учащихся с новой
тональностью — РЕ мажор, наиболее удобной. для
пения в тесситурном отношении.
Сройденные тональности закрепляются на ином
метрическом материале ‘разыер /).
Тональности СОЛЬ мажор и ФА мажор прораба-
тываютсч в таком же порядке, как и ДО мажор.
Перед изучением новой тональности выписыва-
ются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные
звуки. Кроме того, помещен рчд упражнений, в
которых усваиваются все трудности, встосчаю:щи-
ссяв мелодиях данеого раздела.
Тема ладовой связи неустойчивых звуков с устой-
чивыми получаст продолжение в курсе второго
класса. Здесь дается представление о скачках с
неустойчизых звуков на устойчивые, с устойчивых
на неустойчивые и об их связи с одним или двумя
звуками тоянческогс трезвучия (разрешением).
Далее, после краткого повторения размера у в
более усложненном виде, чем в первом классе,
начинается проработка размера 4’ который в пер-
вом классе приводился только для ознакомления.
В раздел "ЛЯ минор” включено последователь-
ное прохождение двух видов минора — натураль-
ного и гармонического.
Учитывая тесситурные возможности детских го-
лосов в возрасте 8-9 лет, авторы почти не исполь-
зуют в разделе "ЛЯ минор" звука ми второй окта-
вы, так как он труден для интонирования.
Первый звук гаммы ЛЯ минор — ля малой ок-
тавы — тоже труден для детей указанного возра-
ста. Поэтому авторы рекомендуют начинать петь
первый тетрахорд гаммы ЛЯ минор с ля первой
октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой
октавы:
Сначала даны примеры с шестнадцатыми, по-.
мещенными на слабую долю, потом — на сильную.
Как показывает опыт работы, подобная последова-
тельность способствует успешному освоению рит-
ма.
Следующий раздел посвящен интервалам. Они
расположены в таком порядке: прима, секунда,
терция, кварта, квинта, октава.
Их изучение связывается с ранее пройденными
темами: поступенным движением и скачками от
звуков тонического трезвучия.
В частности:
секунда мыслится как поступенное движение;
терция — как движение по звукам трезвучия;
кварта — как скачок с У ступени на УШ (^)
ступень;
квинта — как скачок с [ступени на У ступень;
октава — как скачок с Гступени на Г ступень
или с У ступени на У ступень,
После разделов "Интервалы" и "Шестнадцатые”
вводятся новые тональности, изучение которых
предусмотрено лрограммой курса сольфеджио для
второго класса.
В конце второго класса помещен раздел “Кано-
ны", как подготовка к развитию миогоголосия.
Сольфеджно для начальных классов детских
музыкальных школ следует использовать как во
время зонятий в классе, так и гри самостоятель-
ной работе дома. Выученные детьми мелодии (по
выбору педагога) рекомендуется записывать по па-
мяти. Такая форма музыкального диктанта осо-
бемно целесообразна на первых этапах музыкаль-
нога обучения...
Скачать