Название: Сольфеджио. III класс детской музыкальной школы.
Автор: Баева Наталья Давидовна
Год издания: 2012
Сольфеджио для III класса детской музыкальной школы охватывает объём учебной программы третьего года обучения.
В «Сольфеджио» использованы методические принципы и педагогический опыт крупнейших музыкантов и ведущих сольфеджистов конца XIX и XX века: Николая Михайловича Ладухина, Михаила Григорьевича Климова, Павла Григорьевича Чеснокова, Пауля Хиндемита, Николая Ивановича Демьянова, Владимира Вениаминовича Хвостенко.
Музыкальный материал «Сольфеджио» построен в основном на народных песнях, подлинность которых соблюдалась с возможной тщательностью как в нотно-текстовом отношении, так и во всех сопутствующих обозначениях. Должное внимание уделено детскому фольклору.
Скачать
Сольфеджио для Ш класса детской музыкальной школы охватывает объём
учебной программы третьего года обучения,
В «Сольфеджио» использованы методические принципы и педагогический
опыт крупнейших музыкантов и ведущих сольфеджистов конца ХХ и ХХ
века: Николая Михайловича Ладухина, Михаила Григорьевича Климова,
Павла Григорьевича Чеснокова, Пауля Хиндемита, Николая Ивановича
Демьянова, Владимира Вениаминовича Хвостенко,
Музыкальный материал «Сольфеджио» построен в основном на народных
песнях, подлинность которых соблюдалась с возможной тщательностью как
в нотно-текстовом отношении, так и во всех сопутствующих обозначениях.
Должное внимание уделено детскому фольклору.
«..любая народная песня по содержанию своему, по наличию в ней
творческого напряжения и законченной музыкальной выразительности,
своеобразному мелодическому и ритмическому рисунку является неизмеримо
более ценным материалом для приобретения технических навыков в искусстве
«чтения нот».
М.Г. Елимов
Расширенный объём песенного материала «Сольфеджио» предоставляет
преподавателю возможность выбора необходимых номеров для различных
форм их проработки: читки с листа, определения на слух с голоса
преподавателя, развития внутреннего слуха (интонирования нескольких
тактов вслух, потом нескольких — про себя), записывания по памяти
выученных мелодий наизусть, анализ нотного текста, варианты
метроритмических заданий и т.п.
Развитие навыков метроритма — трудоёмкий и длительный процесс в
музыкальном образовании, начинающийся с координации речи (счёт вслух,
пение), рук (хлопки, тактирование) и ног (ходьба, бег, отстукивание сидя).
Для последовательного развития метроритма необходимо овладеть
сочетанием пульсации голосом четвертями, восьмыми всех выдержанных
длительностей с одновременной фиксацией в тактировании каждой доли такта
при соблюдении внутреннего тяготения к сильной — 1-ой доле такта.
Желательно уделять внимание упражнениям в метрических разделах
«Сольфеджио» (Разделы П, ПТ), выполняя их полностью как по одному, так
и в ансамбле. Возможно определение метроритма на слух с хлопков
преподавателя и сочинение мелодий на ритмический рисунок упражнений.
Одним из методов ритмической проработки номера является исполнение
мелодии одновременно с нижней — ритмической строкой, которая в процессе
обучения может быть заменена сочиненным вариантом преподавателя или
учащегося.
В развитии метра, по мнению автора, наиболее сложный раздел —
исполнение слитных долей такта, который целесообразно начинать с
проработки пауз, выделенных в отдельный подготовительный отдел (Раздел
ТП, 86, пункт 1).
Пауза на любую долю такта при непрерывном движении мелодии и ритма
воспринимается как залигованная нота. При этом особого внимания к счёту
требует тактирование с остановками не только на начало каждой доли
(движение руки), но и на дробную долю (движение кисти). Например:
2 и
В
||
Ти
Опора на сильную и относительно сильную долю такта желательна в любом
размере. При залигованности звуков кренкая опора и в жесте, и в пении
необходима етщё и на каждую залигованную долю (в пении — путём атаки
звука, в тактировании — путём фиксации начала залигованной доли).
Например:
лол л
Таким образом, в исполнительской практике при залигованности нот, как
через тактовую черту, так и внутри такта, опора делается на начало основной
доли такта, а не на её дробную часть (за исключением особых указаний
автора).
В размере 8, где основная доля равна восьмой (Л), пульсация возможна и
шестнадцатыми, и восьмыми на выдержанных звуках.
В процессе обучения сольфеджио необходимо последовательное развитие
вокально-интонационных навыков и прежде всего — высокой певческой
позиции.
Наилучшие результаты певческого интонирования, как показывает
практика, достигаются в Пифагорийском строе, требующим владения
интонацией 4 и 1 тона и соблюдения разницы в интонировании
диатонических и хроматических полутонов.
По традиции русских сольфеджистов начало разделов «Сольфеджио»
изложены в тональностях До мажор и ля минор, что облегчает в дальнейшем
преодоление трудностей в других тональностях, а также предоставляет
возможность последовательного развития ладового тяготения с освоением
стрелочек (обозначающими интонацию) от диатоники (при соблюдении
широты в интонировании целых тонов и узости в полутонах) до хроматики с
острым интонированием 1 и 4 тона (87).
В «Сольфеджио» включены номера для пения со струнно-смычковыми
инструментами (скрипкой, виолончелью), имеющими родственный строй с
человеческим голосом.
Таким образом, итогом трехлетнего обучения сольфеджио становится
необходимость серьёзного внимания к развитию навыков метроритма и
певческого интонирования в нетемперированном строе, как основной
специфике предмета сольфеджио.
Наталья Давидовна Баева
$1.КЛЮЧ ФА 5): — БАСОВЫЙ КЛЮЧ *
фа
5 = о = 5
12: © $ > 15 ©
© 2—2 се
2 и © =
1 1 2_е ©
фа соль ля си, до! 3З=®ъ
малая октава | фа ми ре до си ля соль фа ми ре до,
малая октава большая октава
э__®. о
* = ®Р ©\> Сс
ый С = <> у. < ®
^ Ч © Ч
® ^_^ о
ми соль си ре фа ля до фа ля до ми соль си
До мажор
Гамма Устойчивые звуки Вводные звуки
®з
ноля
ип Ш МУ УИ П домми соль д УШИ Я иИШшШ
дом ре ми фа соль ля си | до! иШУШп дом до!
|
малая октава
В
дом ре ми фа соль ля си до1 ре ми фа соль дя си до?
\ 1% /
малая октава первая октава
Гамма
— = ®
[5 П шо м У М УП Ш
| ДОБ ре ми фа соль ля си, дом
большая октава
*) Басовый ключ показывает, что на четвертой линейке находится нота “Фа” малой октавы. Он
охватывает нижнюю область звуковой системы, в которой поют мужские голоса (тенор, бас), играют
такие инструменты, как виолончель, контрабас, тромбон, туба и др.
123
УПРАЖНЕНИЯ *.....
Скачать
Автор: Баева Наталья Давидовна
Скачать
Издательство: Кифара, г. МоскваГод издания: 2012
Сольфеджио для III класса детской музыкальной школы охватывает объём учебной программы третьего года обучения.
В «Сольфеджио» использованы методические принципы и педагогический опыт крупнейших музыкантов и ведущих сольфеджистов конца XIX и XX века: Николая Михайловича Ладухина, Михаила Григорьевича Климова, Павла Григорьевича Чеснокова, Пауля Хиндемита, Николая Ивановича Демьянова, Владимира Вениаминовича Хвостенко.
Музыкальный материал «Сольфеджио» построен в основном на народных песнях, подлинность которых соблюдалась с возможной тщательностью как в нотно-текстовом отношении, так и во всех сопутствующих обозначениях. Должное внимание уделено детскому фольклору.
Скачать
Сольфеджио для Ш класса детской музыкальной школы охватывает объём
учебной программы третьего года обучения,
В «Сольфеджио» использованы методические принципы и педагогический
опыт крупнейших музыкантов и ведущих сольфеджистов конца ХХ и ХХ
века: Николая Михайловича Ладухина, Михаила Григорьевича Климова,
Павла Григорьевича Чеснокова, Пауля Хиндемита, Николая Ивановича
Демьянова, Владимира Вениаминовича Хвостенко,
Музыкальный материал «Сольфеджио» построен в основном на народных
песнях, подлинность которых соблюдалась с возможной тщательностью как
в нотно-текстовом отношении, так и во всех сопутствующих обозначениях.
Должное внимание уделено детскому фольклору.
«..любая народная песня по содержанию своему, по наличию в ней
творческого напряжения и законченной музыкальной выразительности,
своеобразному мелодическому и ритмическому рисунку является неизмеримо
более ценным материалом для приобретения технических навыков в искусстве
«чтения нот».
М.Г. Елимов
Расширенный объём песенного материала «Сольфеджио» предоставляет
преподавателю возможность выбора необходимых номеров для различных
форм их проработки: читки с листа, определения на слух с голоса
преподавателя, развития внутреннего слуха (интонирования нескольких
тактов вслух, потом нескольких — про себя), записывания по памяти
выученных мелодий наизусть, анализ нотного текста, варианты
метроритмических заданий и т.п.
Развитие навыков метроритма — трудоёмкий и длительный процесс в
музыкальном образовании, начинающийся с координации речи (счёт вслух,
пение), рук (хлопки, тактирование) и ног (ходьба, бег, отстукивание сидя).
Для последовательного развития метроритма необходимо овладеть
сочетанием пульсации голосом четвертями, восьмыми всех выдержанных
длительностей с одновременной фиксацией в тактировании каждой доли такта
при соблюдении внутреннего тяготения к сильной — 1-ой доле такта.
Желательно уделять внимание упражнениям в метрических разделах
«Сольфеджио» (Разделы П, ПТ), выполняя их полностью как по одному, так
и в ансамбле. Возможно определение метроритма на слух с хлопков
преподавателя и сочинение мелодий на ритмический рисунок упражнений.
Одним из методов ритмической проработки номера является исполнение
мелодии одновременно с нижней — ритмической строкой, которая в процессе
обучения может быть заменена сочиненным вариантом преподавателя или
учащегося.
В развитии метра, по мнению автора, наиболее сложный раздел —
исполнение слитных долей такта, который целесообразно начинать с
проработки пауз, выделенных в отдельный подготовительный отдел (Раздел
ТП, 86, пункт 1).
Пауза на любую долю такта при непрерывном движении мелодии и ритма
воспринимается как залигованная нота. При этом особого внимания к счёту
требует тактирование с остановками не только на начало каждой доли
(движение руки), но и на дробную долю (движение кисти). Например:
2 и
В
||
Ти
Опора на сильную и относительно сильную долю такта желательна в любом
размере. При залигованности звуков кренкая опора и в жесте, и в пении
необходима етщё и на каждую залигованную долю (в пении — путём атаки
звука, в тактировании — путём фиксации начала залигованной доли).
Например:
лол л
Таким образом, в исполнительской практике при залигованности нот, как
через тактовую черту, так и внутри такта, опора делается на начало основной
доли такта, а не на её дробную часть (за исключением особых указаний
автора).
В размере 8, где основная доля равна восьмой (Л), пульсация возможна и
шестнадцатыми, и восьмыми на выдержанных звуках.
В процессе обучения сольфеджио необходимо последовательное развитие
вокально-интонационных навыков и прежде всего — высокой певческой
позиции.
Наилучшие результаты певческого интонирования, как показывает
практика, достигаются в Пифагорийском строе, требующим владения
интонацией 4 и 1 тона и соблюдения разницы в интонировании
диатонических и хроматических полутонов.
По традиции русских сольфеджистов начало разделов «Сольфеджио»
изложены в тональностях До мажор и ля минор, что облегчает в дальнейшем
преодоление трудностей в других тональностях, а также предоставляет
возможность последовательного развития ладового тяготения с освоением
стрелочек (обозначающими интонацию) от диатоники (при соблюдении
широты в интонировании целых тонов и узости в полутонах) до хроматики с
острым интонированием 1 и 4 тона (87).
В «Сольфеджио» включены номера для пения со струнно-смычковыми
инструментами (скрипкой, виолончелью), имеющими родственный строй с
человеческим голосом.
Таким образом, итогом трехлетнего обучения сольфеджио становится
необходимость серьёзного внимания к развитию навыков метроритма и
певческого интонирования в нетемперированном строе, как основной
специфике предмета сольфеджио.
Наталья Давидовна Баева
$1.КЛЮЧ ФА 5): — БАСОВЫЙ КЛЮЧ *
фа
5 = о = 5
12: © $ > 15 ©
© 2—2 се
2 и © =
1 1 2_е ©
фа соль ля си, до! 3З=®ъ
малая октава | фа ми ре до си ля соль фа ми ре до,
малая октава большая октава
э__®. о
* = ®Р ©\> Сс
ый С = <> у. < ®
^ Ч © Ч
® ^_^ о
ми соль си ре фа ля до фа ля до ми соль си
До мажор
Гамма Устойчивые звуки Вводные звуки
®з
ноля
ип Ш МУ УИ П домми соль д УШИ Я иИШшШ
дом ре ми фа соль ля си | до! иШУШп дом до!
|
малая октава
В
дом ре ми фа соль ля си до1 ре ми фа соль дя си до?
\ 1% /
малая октава первая октава
Гамма
— = ®
[5 П шо м У М УП Ш
| ДОБ ре ми фа соль ля си, дом
большая октава
*) Басовый ключ показывает, что на четвертой линейке находится нота “Фа” малой октавы. Он
охватывает нижнюю область звуковой системы, в которой поют мужские голоса (тенор, бас), играют
такие инструменты, как виолончель, контрабас, тромбон, туба и др.
123
УПРАЖНЕНИЯ *.....
Скачать