Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио. 2 класс. Котляревская-Крафт. Байкина

Елена Григорьевна

Елена Григорьевна

Member
16 Июл 2022
58
3
Название: Сольфеджио. 2 класс.

Авторы: Котляревская-Крафт Мария Алексеевна, Байкина Нина Лазаревна

Издательство: Трина, г. Новосибирск

Год издания: 1998
 2


Скачать

Настоящее пособие является продолжением Сольфеджио для подготовительных отделений и 1-го класса детских музыкальных школ, изданных ранее. Оно развивает их педагогические и методические принципы. Предназначено для 3-го года обучения в детских музыкальных школах, школах искусств и детских хоровых студиях. Пособие содержит 29 уроков, каждый из которых рассчитан на 1 час 10 минут. Как и в пособиях для подготовительного отделения и 1-го класса, основополагающий принцип на который опираются здесь авторы, - вводить детей в мир музыки через активные действия. Материалом 1 четверти является, в основном, повторение тем 1-го класса, в IV закрепляется пройденное во II и III четвертях.

Во 2-м классе учащиеся продолжают осваивать натуральный мажор и минор, ладовые свя-
зи на основе разрешения неустоя в устой, параллельные тональности, связи мотивов и фраз на
основе повторности и секвентного развития.
Во 2-м классе вводятся: а) гармонический и мелодический минор; б) терции на неустойчи-
вых ступенях лада, как опевание I, III и IV ступеней с различными вариантами разрешения, а
также собранные в аккорды доминантовой и субдоминантовой функций; в) сексты, образован-
ные ступенями тонического трезвучия; г) доминантовое трезвучие в гармоническом и мелодиче-
ском виде в прямом и ломаном движении; аккорд образуется в результате одновременного зву-
чания трех вариантов мелодической каденции; д) нисходящие скачки от III, IV и V ступени на
вводный тон, готовящий неустойчивую кварту, тритон и доминантовую сексту; е) септима на V
ступени как интонация, связывающая два тетрахорда; ж) новые ритмические фигуры:
синкопы типа новые размеры 4.
Авторы настоящего пособия стремятся дать учащимся представления о развитии и строе-
нии музыкальной формы из ее простейших элементов: мотивов (попевок), фраз, предложений;
помочь им осознать основополагающие принципы соотношения элементов развития: повтор,
измененный повтор, введение нового материала.
Вследствие того, что предлагаемые сведения из области музыкальной формы рассчитаны на
детское восприятие, многие понятия, в том числе и “музыкальная форма”, сознательно упро-
щены. Авторы намеренно поступились научной строгостью терминологии, распространяя поня-
тие “музыкальная форма” на все структуры, к которым, с точки зрения науки, определение
“форма” обычно не применяется. Отсюда принятая в пособии терминология: “форма а+а” —
основанная на повторе построений различного масштаба, “форма а+а!” — вариантный повтор,
“форма а+б” — введение нового материала, “форма аа!+бб!” — объединение названных
принципов. Наряду с этим используются термины в общеупотребительном значении: фраза,
предложение, период, дается представление о трехчастной форме (через понятие “с!а саро”), те-
ме с вариациями, рондо.
В музыкальном материале пособия знакомые интонации по возможности гармонично соче-
таются с новыми, подлежащими усвоению. Художественные произведения включенные в посо-
бие, и импровизации направлены на осознание зависимости выразительных свойств ладоинто-
национных и ладогармонических элементов от тембров, регистров, ладовой окраски, метрорит-
ма, темпа, динамики.
-3-
Методические комментарии
Так как на каждом уроке сольфеджио используются однотипные виды работы, то для ак-
тивизации мышления и слуха очень важно разнообразие каждого вида. В комментариях речь
пойдет только о новых приемах работы, не встречавшихся в предшествующих пособиях.
I. Творческие задания
Творческие задания во втором классе включают различные формы работы:
1. Сочинение диалогов при разрешении двух неустоев.
2. Импровизация мелодий на слова с определенной задачей: на предложенный ритмиче-
ский рисунок; с включением звена секвенций и т.д.
3. Сочинение песен и мелодий с аккомпанементом на тонической квинте, доминантовой и
субдоминантовой квинте и сексте.
4. Ритмическая импровизация эпизодов в рондо под аккомпанемент педагога. Осознание
новых ритмических фигур исподв.оль готовится в работе над мелодическим “эхом”; в ритмиче-
ские задания включены паузы. Ритмические задания вносят оживление в ход урока, восстанав-
ливают умственную активность.
5. Сочинение фортепианных “пьес” по заданным условиям: с применением трезвучий всех
ступеней мажора и параллельного минора в различных видах фактуры, с ритмическим варьи-
рованием и т.д.
Скачать
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Татьяна Юрьевна 428
Инна Кирилловна 473
Татьяна Юрьевна 532
Алина Дмитриевна 364
Татьяна Юрьевна 328
Алёна Ивановна 337
Татьяна Юрьевна 539
Алёна Ивановна 490
Алёна Ивановна 529
Зина Андреевна 581

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу