Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Сольфеджио для I-II классов ДМШ. Баева Н.Д., Зебряк Т.А.

Инна Кирилловна

Инна Кирилловна

Member
14 Июл 2022
313
5
Название: Сольфеджио для I-II классов ДМШ

Авторы: Баева Наталья Давидовна, Зебряк Татьяна Александровна
  I II


Скачать

Издательство: Композитор, г. Санкт-Петербург

Год издания: 1994


Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе программы, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в 1968 году.

Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата и последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.

При составлении данного пособия авторы использовали не только ранее изданные курсы сольфеджио и музграмоты, но также и различные сборники песен для детей.

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для
первого и второго классов дстских музыкальных
школ составлено на основе программы, утвержден-
ной Управлением кадров и учебных заведений
Министерства культуры СССР в 1968 году.

Материал подобран сучетом особенностей детско-
го голосового аппарата и последовательности в
развитии музыкального слуха, ритма, диапазона
детского голоса, дыхания и расположен в объеме
первого — второго классов согласно требованиям
методики обучения.

При составлении данного пособия авторы исполь-
зовали не только ранее изданные курсы сольфед-
жио и музграмоты, но также и различные сборники
песен для детей.

В начале пособия помещен вводный раздел,
рассчитанный на предварительное воспитание во-
кально-интонационных навыков. Развитие диапа-
зона детского гол начинается с примарных
звуков (фа, соль’, ля’) и расширяется в пределах
кварты вверх и вниз.

Интонирование тонов должно восприниматься
как расширенная интонация, а интонирование
полутонов — как сжатая интонация.

Уделяя внимание главным образом вокально-
интонационным навыкам, настоящий раздел следу-
ет проходить с учащимися на слух. С этой целью
все номера, включенные в него, даны с текстом.

Вводный раздел построен на коротких попевках
в диапазоне кварты. Интонационная структура
попевок близка народному складу, что подготавли-
вает учащихся к восприятию в дальнейшем ладо-
вых особенностей народной музыки.

Ощущение постуленного движения в тонально-
сти ДО мажор закрепляется при изучении разных
ритмов в разделах "Паузы", "Затакт” и "Восьмые".

Проработку скачков в мелодическом движении
следует начать с развития у учащихся ощущения
устойчивых звуков лада — прежде всего Ги У
ступеней, как наиболее легко интонируемых, а
затем более трудной Ш ступени в сочетании с [и
У ступенями. Одновременно с работой над интони-
рованием отдельных устойчивых ступеней необхо-
димо петь трезвучие целиком как настройку в
тональности ДО мажор.

После усвоения устойчивых звуков даются
разделы, связанные с интонированием неустойчи-
вых звуков: опеванис ступенсй мажорного трезву-
чия, вводные звуки.

Полутон и целый тон изучаются на основе
мажорной диатоники. Полутон воспринимается как
тяготение УИ ступени в [ ступеяь и 1У ступени в
ИТ ступень.

Следующий раздел знакомит учащихся с новой
тональностью — РЕ мажор, наиболее удобной. для
пения в тесситурном отношении.

Сройденные тональности закрепляются на ином
метрическом материале ‘разыер /).

Тональности СОЛЬ мажор и ФА мажор прораба-
тываютсч в таком же порядке, как и ДО мажор.

Перед изучением новой тональности выписыва-
ются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные
звуки. Кроме того, помещен рчд упражнений, в
которых усваиваются все трудности, встосчаю:щи-
ссяв мелодиях данеого раздела.

Тема ладовой связи неустойчивых звуков с устой-
чивыми получаст продолжение в курсе второго
класса. Здесь дается представление о скачках с
неустойчизых звуков на устойчивые, с устойчивых
на неустойчивые и об их связи с одним или двумя
звуками тоянческогс трезвучия (разрешением).

Далее, после краткого повторения размера у в
более усложненном виде, чем в первом классе,
начинается проработка размера 4’ который в пер-

вом классе приводился только для ознакомления.

В раздел "ЛЯ минор” включено последователь-
ное прохождение двух видов минора — натураль-
ного и гармонического.

Учитывая тесситурные возможности детских го-
лосов в возрасте 8-9 лет, авторы почти не исполь-
зуют в разделе "ЛЯ минор" звука ми второй окта-
вы, так как он труден для интонирования.

Первый звук гаммы ЛЯ минор — ля малой ок-
тавы — тоже труден для детей указанного возра-
ста. Поэтому авторы рекомендуют начинать петь
первый тетрахорд гаммы ЛЯ минор с ля первой
октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой
октавы:

Сначала даны примеры с шестнадцатыми, по-.
мещенными на слабую долю, потом — на сильную.
Как показывает опыт работы, подобная последова-
тельность способствует успешному освоению рит-
ма.

Следующий раздел посвящен интервалам. Они
расположены в таком порядке: прима, секунда,
терция, кварта, квинта, октава.

Их изучение связывается с ранее пройденными
темами: поступенным движением и скачками от
звуков тонического трезвучия.

В частности:

секунда мыслится как поступенное движение;

терция — как движение по звукам трезвучия;

кварта — как скачок с У ступени на УШ (^)
ступень;

квинта — как скачок с [ступени на У ступень;

октава — как скачок с Гступени на Г ступень
или с У ступени на У ступень,

После разделов "Интервалы" и "Шестнадцатые”
вводятся новые тональности, изучение которых
предусмотрено лрограммой курса сольфеджио для
второго класса.

В конце второго класса помещен раздел “Кано-
ны", как подготовка к развитию миогоголосия.

Сольфеджно для начальных классов детских
музыкальных школ следует использовать как во
время зонятий в классе, так и гри самостоятель-
ной работе дома. Выученные детьми мелодии (по
выбору педагога) рекомендуется записывать по па-
мяти. Такая форма музыкального диктанта осо-
бемно целесообразна на первых этапах музыкаль-
нога обучения...

Скачать
 
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Алёна Ивановна 165
Алина Дмитриевна 468
Алина Дмитриевна 642
Алина Дмитриевна 343
Любовь Васильевна 609
Любовь Васильевна 374
Любовь Васильевна 442
Инна Леонидовна 465
Алина Дмитриевна 364
Татьяна Юрьевна 588

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу