Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Статья "С музыкой всё лето"

Статья "С музыкой всё лето"
- Статья о летней работе в детском саду "С музыкой всё лето"

Автор: Пенкина Анна Владимировна — музыкальный руководитель,
МОУ «Центр развития ребенка №6 Дзержинского района Волгограда»,
г. Волгоград.

С музыкой всё ЛЕТО.

Пенкина Анна Владимировна - музыкальный руководитель,

МОУ «Центр развития ребенка №6 Дзержинского района Волгограда»,

г. Волгоград.


Лето - самое замечательное время года для творчества. Летом с детьми проводятся музыкальные занятия. Их структура и методика не претерпевают особых изменений. По возможности, занятия проводят на улице с использованием технических средств обучения или детских музыкальных инструментов.

Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Шумовые инструменты мы берем с собой на прогулку. Занятия и развлечения мы проводим на групповых и спортивной площадках. В летнее время нельзя загружать детей обилием материала, давать сложные танцы, постановки, упражнения, которые потребуют большого напряжения внимания, усиленной тренировки. Весь материал должен опираться на имеющиеся у детей навыки Новый репертуар следует разучивать с детьми без спешки, постепенно. Материал, который я выбираю для летней работы, по преимуществу состоит из песен и игр. Через художественный образ песни ребенок ярче воспринимает окружающий мир. Составляя план, не забываю об особенностях восприятия, и о вокальных возможностях детей.

На первых занятиях вспоминаем знакомое. Водим хороводы, играем в игры с пением. Воспитатели хорошо их знают и помогают детям шире пользоваться песней. Она звучит на прогулке, во время игр. Особенно любят ребята народные мелодии. Простые, певучие, они быстро запоминаются и легко воспроизводятся даже без музыкального сопровождения. Позже учим новые – летние песни, так накапливается достаточный их запас.

В результате напевания песен и простукивая ритма в ладоши любых простых мелодий, слух у детей начинает подчиняться организующему началу. Ребята любят петь, слушать музыкальные сказки, играть в музыкальные игры с четким ритмом мелодии.

Выучив пять - шесть песен, можно, даже не имея инструмента, начать «играть» с ними. Запев песенки спеть самому, а на припев песни предложить детям простучать знакомый ритм и отгадать название мелодии. Это, разумеется, простые, даже несколько примитивные формы работы. Но они легко доступны всем, и, постепенно накапливается музыкальный опыт ребенка, который перерастает в небольшой, но ценный для него багаж. Все это относится в основном к работе над метроритмической стороной слуха, координацией слуха и голоса.

Одновременно можно знакомить с содержанием музыки, обращаясь к доступным для маленьких примерам. Перед прослушиванием каждого музыкального произведения педагог должен соответствующим образом настроить детей или другими словами дать слушательскую установку. Разговор происходит на уровне душевного общения. Здесь важны не только слова, но и мимика, жесты. Особенно важно для детей то, как сам педагог слушает звучащую музыку. Слушание музыки должно быть напряженным душевным трудом.

Прекрасной формой работы на летних занятиях, которая особенно нравится ребятам - это работа с предметами, такими как, например, насекомые на палочке. Детям предлагается выбрать насекомых и постараться для начала движением передать характер прослушанной музыки. Затем предложить игру «Встреча с насекомыми», предварительно разобрав предложенные произведения. Например, произведение Римского - Корсакова Н. «Полёт шмеля», Шуберт Ф. «Пчёлка», Григ Э. «Бабочка», Аренский А. «Мотылёк», Корепанов А. «Комары одолели». Таким образом, после прослушивания произведения, дети двигаются уже осмысленно и передают в движении с помощью жестов, мимики, пантомимики и, если возможно, - речи, его характерные особенности.

А сколько интересных развлечений можно устраивать летом! Старшие дети, подготовив программу концерта, приглашают другие группы. Уже давно придуманы и выступления, и оформление, но пока только участника знают, что будет.
Удачными у нас бывают и концерты-импровизации, в которых участвуют и дети, и взрослые. Вот один из них. Ребята всех групп сначала водят хороводы. Затем воспитательница рассказывает русскую народную сказку «У страха глаза велики». Во время представления используем речевые игры с приёмом звукоподражания. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье. После этого взрослые начинают ритмическую пляску, приглашают ребят. И вот уже пляшут все. Такой концерт не требует специальной подготовки, а радости приносит много.

Устраивали мы развлечения из аттракционов у старший дошкольников. Заканчивались они обычно пением любимых песен и хороводов.
Не забываем о кукольном театре. Дети подготовительных групп быстро овладевают искусством водить кукол. Мы с ними подготовили и поставили несколько народных сказок и веселых сценок. Некоторые старые, всем знакомые сказки ребята проигрывают на новый лад, переживают новые приключения любимых героев. ( «День рождения козочки», «Три медведя», «Маша и медведь» «Теремок», В.Сутеева «Под грибом», стихотворение С. Маршака «Перчатки», Б.Гаяи Ф. Льва «Мотор заглох».) В репертуар также включали комические сценки, постановки-шутки, например инсценировку сценки клоунов «Тинти — Винти» О. Гернет; песни: «Сорок четыре веселых чижа» А. Александрова.

Старшие дети пытались водить кукол и осваивали театр «пяти пальчиков», но это сначала не удавалось: куклы, сделанные для руки взрослого, были велики. Тогда воспитатели предложили ребятам самим мастерить кукол для их представлений. И вот уже через несколько дней дети показывали малышам «Репку» и «Колобок», сценки-импровизации. А малыши с удовольствием во время представления пользовались шумовыми инструментами, озвучивая появление на сцене новых персонажей.

Также в своей работе использовала терапевтические сказки-метафоры «Друзья», «Как черепашонок до моря добрался» помогающие снять у детей эмоциональное напряжение.

Торжество для всего детского сада – дни рождения ребят. Заранее готовим выступления, подарки. Широко используем театрализованные игры с музыкальными инструментами и звучащими жестами. Ребятам очень нравится заниматься импровизацией.

Большим событием в жизни ребят летом является праздник Нептуна. Ребята с удовольствием превращались в русалочек, рыбок и играли в игры с водой. Дети долго его помнят, свои впечатления отражают в играх и рисунках.

Музыкально-литературные концерты в летнее время доставляют детям большое удовольствие. Они повышают музыкальную культуру детей, способствуют развитию музыкальности. Концерты проводим тематические: Например: «Дружат дети всей земли», «Кем быть?», «Люблю березку русскую», «Хоровод цветов» и другие Интересно проходят концерты, посвященные творчеству композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского – Корсакова, С. С. Прокофьева Литературные концерты, как и музыкальные, проводятся, в основном, для детей старшего возраста.

Дети развивают свою познавательную и двигательную активность, а также укрепляют свои дружественные отношения в детском коллективе. Мероприятия, проводимые в летний период, способствуют созданию эмоционального комфорта, радости и увлеченности каждого ребенка. Радостное настроение от участия в любом из праздника, развлечения, останется в детских сердцах надолго.

Приятно повеселиться под музыку! Сколько прелести в движении, в пластике рук. Не случайно сложено много игр с песнями и музыкой. Ведь играть любят все – взрослые и дети. Игры в жизни детей занимают большую часть времени.

Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.

Летние хороводы на свежем воздухе Массовые игры – хороводные игры – проводят во многих детских и школьных заведениях. Водят хоровод обычно круговыми движениями с пениями, плясками и играми. Хороводные игры создают хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.

В летнее время детям так же необходимо научиться слушать звуки природы: пение птиц, звучание ручейка, шелест листьев, звуки леса, стрекотание кузнечиков. А затем обращаться к музыке композиторов – классиков. Сейчас появился большой выбор музыкальных дисков для детей с произведениями классиков, специально с аранжированных для дошкольников. Это позволяет в доступной форме знакомить детей с выдающимися композиторами и удивительной по своему звучанию музыкой.

Кроме того, ребенок должен проявлять свое творчество в исполнительской деятельности, так как здесь ребенок учится согласовывать свои действия с характером звучания музыки, ее настроением, темпом, ритмом. И для этого желательно, чтобы у детей были какие – либо музыкальные или шумовые инструменты. Дети с удовольствием играют на деревянных ложках, погремушках, бубнах, колокольчиках, детских синтезаторах, металлофонах, дудочках, свистульках. Эта игра на инструментах дает детям возможность проявить свои творческие способности, развивать чувство ритма, музыкальный слух, умение различать звуки по высоте и тембру. Музыкально развиваться помогают: инсценирование русских народных песен и игр – забавы с пением и движениями, например: «Сорока - белобока», «По кочкам, по кочкам», «Жили у бабуси», «Мы едем, едем, едем». Эти игры помогают развитию коммуникативности, способствуют тесному взаимодействию ребенка и взрослого на тактильном уровне, а также певческому развитию детей. Для того, чтобы ребенок научился красиво петь, необходимо с раннего возраста петь ему, как можно больше любых песен: колыбельные, попевки, прибаутки, например: «Ладушки», «Андрей - воробей», «Петушок», «Дождик, дождик, пуще», «Дин – дон, загорелся Кошкин дом».

Все занятия, развлечения и праздники имеют оздоровительную направленность. Малыши закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа с проговариванием ритмических потешек, дыхательных упражнений с звукоподражанием животных, обобщают знания о здоровом образе жизни, развивают двигательные навыки.

В заключении еще раз хочется сказать, что работа по музыкальному воспитанию летом необходима в любых условиях. С музыкой и песней жизнь ребят ярче, интереснее.







Литература:



Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№2

Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. - М. 2010. 90 с.

Шевченко О.В. «Слушаем музыку вместе» Учебно-методическое пособие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста .-Волгоград 2011

Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия» Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. Музыкальная палитра.-Санкт-Петербург-2008

Даг Гудкин Пой, играй,танцуй! Введение в Орф-педагогику. Классика-XXI. Москва -2013

Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников Минск: УП «ИВЦ МинФина», 2007.

Светличная, Л.В. Методические рекомендации для музыкальных руководителей на летний период / Л.В. Светличная // Управление ДОУ. – №2. – 2004.

Скачать материал
 

Вложения

  • С музыкой всё лето.docx
    28.9 KB · Просмотры: 8
Последнее редактирование:

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу