Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Статья "Сопровождение детей с дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики"

Статья "Сопровождение детей с дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики"
- Организация развивающего коррекционно-образовательного сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики

Авторы: Быковская Анастасия Александровна - педагог-психолог высшей квалификационной категории, МДОУ «Детский сад №145» г. Ярославль
Редькина Татьяна Александровна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, МДОУ «Детский сад № 145» г. Ярославль
Ермолина Анна Александровна - учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, МДОУ «Детский сад № 145» г. Ярославль
Седышева Наталья Борисовна - учитель-логопед первой квалификационной категории, МДОУ «Детский сад № 145» г. Ярославль

Скачать материал

Организация развивающего коррекционно-образовательного сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях
реализации инклюзивной практики


Т.А. Редькина, А.А. Ермолина, Н.Б. Седышева, А.А. Быковская

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации и реализации инклюзивной модели образования воспитанников со сложным дефектом развития в условиях группы компенсирующей направленности ДОО, раскрыта особая роль комплексного психолого-педагогического сопровождения. Представлены эффективные методы работы, обеспечивающие максимальную включенность воспитанников в процесс социализации, реабилитации, коррекции и развития. Статья имеет практико- ориентированный характер, адресована воспитателям, учителям- дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, студентам психолого-педагогического профиля.
Ключевые слова: инклюзивное образование, сложный дефект развития, сопровождение, социализация, дошкольная образовательная организация.

T.A. Redkina, A.A. Ermolina, N.B. Sedysheva, A.A. Bykovskaya


The Organization of developing correctional and educational support for children with a complex disabilities in the context of inclusive practice.

Annotation.
The article describes the specifics of the organization and implementation of an inclusive education model of infants with a complex development defect in a compensating directional group of preschool educational

institutions. The article reveals a special role of a comprehensive psychological and pedagogical support of children. The efficient working methods ensuring maximum involvement of pupils in the process of socialization, rehabilitation, correction and development are presented. The article has the practice-focused character. The article is addressed to the kindergarten teachers, the special education teachers, the speech therapists, the students of psychological and pedagogical faculties.
Keywords: inclusive education, complex developmental defect, support, socialization, preschool educational institution

Актуальность раскрываемой темы заключается в том, что в настоящее время численность детей со сложным дефектом развития непрерывно растет, что требует от системы образования разработки вариативных программ и методов, направленных на формирование широкого спектра образовательных результатов, ориентируя образование на парадигму развития потенциала каждого воспитанника.
Дети со сложным дефектом – дети, имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и/или психическом развитии [Специфика работы
…, 2017; Психологическое изучение детей …, 2016].
Организация развивающего коррекционно-образовательного сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики базируется на следующих нормативно-правовых документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, среднего общего образования»;

Федеральный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1591) и др.
Ресурсами инклюзивной практики являются:
Кадровое обеспечение.
Методическое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Цель развивающего коррекционно-образовательного сопровождения детей со сложным дефектом развития в рамках функционирования группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации (ДОО): организация гибкой адаптированной образовательной среды, соответствующей индивидуальным особенностям и образовательным потребностям воспитанников со сложным дефектом развития [Организация развивающего …, 2018; Психолого-педагогические условия …, 2017].
В службу комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения входят:
Внутреннее сопровождение, которое включает психолого- педагогический консилиум ДОО; субъекты медицинского сопровождения (врач-ортопед, врач-педиатр, старшая медицинская сестра, медицинские сестры по массажу) и субъекты коррекционно-педагогического сопровождения (старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре/ обучение плаванию, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель).
Внешнее сопровождение, которое представлено службами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениями социальной защиты, здравоохранения.
Для реализации в ДОО инклюзивной модели образования необходимо создание адаптированной образовательной среды:
Доступность помещений ДОО (безбарьерная среда).

Развивающая предметно-пространственная среда (макросреда ДОО): группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом; рабочая зона учителя-дефектолога, учителя-логопеда; массажный кабинет; музыкальный, спортивный залы; бассейн; комната сенсомоторного развития; технические средства реабилитации; участок для прогулки.
Направлениями деятельности командной работы педагогов в рамках развивающего коррекционно-образовательного сопровождения являются:
организация и функционирование психолого-педагогического консилиума;
проектирование и реализация индивидуальных адаптированных образовательных программ (специальных индивидуальных программ развития) для обучения детей со сложным дефектом с учетом особенностей их психофизического развития;
коррекционно-образовательная деятельность;
диагностическое обследование;
консультативная помощь семье в вопросах коррекционно- развивающего воспитания и обучения.
Модель организации развивающего коррекционно- образовательного сопровождения детей со сложным дефектом развития.
ЭТАП
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА
I этапАнализ заключений ПМПК + ИПРА по предоставлению специальных
образовательных условий.
II этапРазработка рекомендаций ППК по обеспечению специальных
образовательных условий в соответствии с ИПРА, заключением ПМПК и с учетом данных диагностического обследования.
III этап
Проектирование адаптированной образовательной программы (АОП/СИПР).​
IV этапОрганизация и реализация развивающего коррекционно-образовательного
сопровождения.
V этапОценка результативности развивающего коррекционно-образовательного
сопровождения воспитанников со сложным дефектом развития.

Организация воспитательно-образовательного и коррекционно- развивающего сопровождения воспитанников со сложным дефектом развития в условиях группы компенсирующей направленности ДОО
Первостепенной задачей для педагогов группы является организация развивающей предметно-пространственной среды, которая отвечает следующим требованиям: безопасность, доступность, трансформируемость, вариативность, полифункциональность, содержательная насыщенность. При проектировании образовательного пространства соблюдается принцип зонирования. Свободное пространство группы предполагает передвижение детей с использованием специальных средств передвижения (ходунков и колясок). Широко представлен центр физкультурно-оздоровительного оборудования: специальные ортопедические тренажеры, сухой бассейн, спортивное оборудование [Коррекционно-педагогическая помощь …, 2013; Организация развивающего …, 2018].
Воспитанники находятся как в режиме полного автономного включения в образовательное пространство группы, так и в режиме частичного включения (в роли ассистента выступает родитель (законный представитель)).
Основная цель дефектологического сопровождения ориентирована на решение вопросов социализации, повышение самостоятельности и автономии ребенка через развитие компенсаторных возможностей и обеспечение эффективной коррекционно-развивающей помощи в образовательном пространстве группы.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения:
Создать благоприятные условия для развития и оздоровления ребёнка в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями.
Создать условия для формирования способности ребёнка к обучению, овладению им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в различные виды деятельности.

Осуществлять коррекционно-развивающее сопровождение в рамках реализации АОП / СИПР.
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка. [Обучение и воспитание …, 2016; Детский церебральный …, 2008].
Организация воспитания и обучения детей со сложными нарушениями развития предполагает внесение изменений в формы образовательной деятельности и в режим дня: увеличение времени на проведение гигиенических процедур, приема пищи, подготовки ко сну, сокращение количества фронтальных занятий [Тьюторское сопровождение …, 2016].
Ведущей формой организации коррекционной работы являются индивидуальные занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Организация логопедического сопровождения воспитанников со сложным дефектом развития в условиях группы компенсирующей направленности ДОО
Целью логопедического сопровождения воспитанников со сложным дефектом развития является осуществление комплексной системы коррекционно-развивающего воздействия, направленного на развитие коммуникативной функции речи и преодоление речевых нарушений [Смирнова, 2004].
Основные направления работы учителя-логопеда:
  • установление контакта с ребенком, его адаптация;
  • формирование навыков общения и речи;
  • развитие познавательной деятельности ребенка.
Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько
этапов [Кондратенко, 2005]:
  • Установление контакта с ребенком с целью выявления его речевых возможностей.

  • Развитие умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  • Формирование подражательности: вызывание речевого подражания через речь с движением.
  • Расширение объема понимания речи, накопление пассивного словарного запаса.
  • Формирование слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
  • Развитие чувства ритма.
  • Выработка навыков правильного речевого дыхания.
  • Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
  • Формирование звукопроизносительных навыков.
Сроки формирования речевых навыков воспитанников зависят от следующих факторов:
  • степени выраженности недоразвития речи;
  • индивидуальных психофизических особенностей;
  • регулярности коррекционно-развивающего логопедического воздействия;
  • участия родителей (законных представителей).
В ходе логопедического воздействия используются эффективные логопедические технологии коррекции звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, логопедический массаж и биоэнергопластика.
Артикуляционная гимнастика (пассивная, пассивно-активная, активная) подбирается с учетом состояния мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата.
Логопедический массаж - это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата [Седышева, 2017].

Биоэнергопластика - соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Логопедическое сопровождение является важным звеном в развивающем коррекционно-образовательном сопровождении детей со сложным дефектом и способствует компенсации нарушений в их развитии.

Организация психологического сопровождения воспитанников со сложным дефектом развития в условиях группы компенсирующей
направленности ДОО

Зона компетенции педагога-психолога в ходе комплексного сопровождения зависит от имеющихся у детей психофизических особенностей развития.
Целью коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога является формирование психологического базиса для полноценного развития личности воспитанников со сложным дефектом развития, создание у них зоны ближайшего развития, выравнивание психологического развития [Нищева, 2017].
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
  • способствовать формированию адекватной социальной адаптации и социализировать воспитанников в коллективе сверстников;
  • стимулировать познавательную и творческую активность детей;
  • развивать непроизвольное внимание и память, различные виды восприятия, наблюдательность, воображение;
  • формировать навыки произвольного поведения;
совершенствовать моторные функции;
Психологическое сопровождение воспитанников со сложным дефектом развития строится с учетом нарушенных функций и индивидуальных психофизических особенностей (интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований, носит кратковременный,

неустойчивый характер, неспособность детей произвольно регулировать свое эмоциональное состояние, наличие негативных поведенческих реакций).
Коррекционно-развивающая работа с детьми со сложным дефектом развития проводится в индивидуальной и групповой формах.
Эффективной групповой формой работы с детьми по формированию навыков общения и взаимодействия является игровое занятие «Круг». Занятие носит особую направленность, способствуют решению общих задач (социализация детей) и задач, связанных с особенностями психофизического развития детей [Верещагина, 2020; Обучение и воспитание …, 2016].
Коррекционная составляющая индивидуальных занятий заключается в развитии сохранных анализаторов, стимулировании сенсорной и эмоциональной сфер.
Достижение эффективности в развивающем коррекционно- образовательном сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики предусматривает активное включение родителей (законных представителей) и взаимодействие всех участников образовательного процесса [Дошкольная дефектология …, 2012].

Резюмируя выше сказанное, следует отметить, что функционирование группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом развития, включенная в образовательное пространство ДОО, позволяет максимально возможным образом социализировать детей с особыми образовательными потребностями и способствовать раскрытию их потенциальных возможностей.

Библиографический список

Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. Москва : Парадигма, 2012. 312 с.
Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения в ДОО. Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2020. 80 с.
Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : методическое пособие. Москва: Айрис-пресс, 2005. 224 с.
Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : научно-методические пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Санкт-Петербург : КАРО, 2013. 336 с.
Кирюшина А.Н. Организация развивающего коррекционно- образовательного процесса с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности / А.Н. Кирюшкина, ЕР. Железнова, Ю.И. Мамедова. Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2018. 192 с.
Коточигова Е.В. Специфика работы педагога дошкольного образования в инклюзивном образовательном пространстве : практическое пособие / Е.В. Коточигова, Ю.Н. Жихарева, М.А. Надежина. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. 56 с.
Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. Москва : Национальный книжный центр, 2016. 160 с.
Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно- развивающая работа с дошкольниками / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. Москва: Книголюб, 2008. 176 с.
Омарова Г.В. Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования:

методические рекомендации / Г.В. Омарова, Г.В. Отрошко, Н.Н. Посысоев. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. 68 с.
Нищева Н.В. Организация психологической службы в современном детском саду. Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2017. 192 с.
Психолого-педагогические условия обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: материалы межрегиональной научной конференции, 25 октября 2017 г. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. 159 с.
Седышева Н.Б. Применение логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией. Ярославль : Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2017. 35 с.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2004, 320 с.
Рощина Г.О. Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании : информационно-методические материалы / Г.О. Рощина, Н.Н. Посысоев, О.Ю. Камакина. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. 63 с.

Сведения об авторах

Редькина Татьяна Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 145»

Ермолина Анна Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 145»

Седышева Наталья Борисовна, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 145»

Быковская Анастасия Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 145»



About Authors

Redkina Tatyana Alexandrovna, speech therapist of the highest qualification category of MDOU "Kindergarten No. 145"

Ermolina Anna Alexandrovna, defectologist of the highest qualification category of MDOU "Kindergarten No. 145"

Sedysheva Natalya Borisovna, teacher-speech therapist of the first qualifying category of MDOU "Kindergarten No. 145"

Bykovskaya Anastasia Alexandrovna, teacher-psychologist of the highest qualification category of MDOU "Kindergarten No. 145"
 

Вложения

  • Сопровождения детей в условиях реализации инклюзивной практики.zip
    500.4 KB · Просмотры: 2

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить