Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Теоретические и методические основы музыкального развития ребенка в образовательном процессе ДОУ. 1999 год. Костина Э.П.

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
782
2

Костина Э.П. Теоретические и методические основы музыкального развития ребенка в образовательном процессе ДОУ. 1999 год​

Автор: Э. Костина
Год: 1999
Издательство: Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр
Страниц: 50
Формат: PDF
Язык: русский





В сборнике представлен инновационный материал, отражающий содержание семинарских и практических занятий на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, которые предусматривают активное вовлечение слушателей в активную познавательную деятельность, а также выработку психолого-педагогических и специальных профессиональных умений музыкального руководителя ДОУ.

Издание адресовано слушателям курсов, музыкальным руководителям, педагогам ДОУ, широкому кругу специалистов, курирующих музыкальное образование детей, а также преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.


СКАЧАТЬ

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время остается актуальной проблема совершенствования форм, средств и методов квалификационных курсов системы повышения квалификации педагогов дошкольного профиля. Музыкально эстетическое содержание курсов музыкальных руководителей — проблема особая, специфика которой определяется содержанием предметов музыкального цикла.
Для квалификационных курсов специалистов в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста на кафедре дошкольного образования НИРО ранее вышло методическое пособие «Теоретические и методические основы музыкального развития ребенка в образовательном процессе ДОУ», в котором представлена программа повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ, методические материалы к курсу, а также учебный план курсов. Ведущей формой учебных занятий на курсах специалистов по музыкальному воспитанию дошкольников являются лекции, в которых анализируется, обобщается и систематизируется большой объем содержания психолого-педагогического, методического характера. Лекции представлены по всем разделам курса:
I. Концептуальные основы федеральной и региональной образовательной политики в сфере дошкольного образования.
II. Психолого-педагогические основы полноценного развития ребенка в образовательном процессе ДОУ.
III. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.
IV. Основы профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ.
Однако большую роль в освоении программного материала по курсу играют семинарские и практические занятия. Их назначение состоит в углублении и закреплении знаний, полученных на лекциях. Семинарские занятия — это действенная форма развития профессионального мышления музыкального руководителя в ходе обсуждения на курсах повышения квалификации рассматриваемых проблем. Семинарские занятия предусматривают вовлечение слушателей курсов в активную познавательную деятельность. Они позволяют педагогам овладевать умениями точно и доказательно выражать свои мысли по различным актуальным проблемам дошкольного образования, прежде всего по теории и методике музыкального воспитания дошкольников.
Цель семинарских занятий: повышение психолого-педагогической, музыкальной компетентности специалистов ДОУ по музыкальному воспитанию дошкольников. Задачи, решаемые в процессе семинарских занятий:
— выработка умений психолого-педагогического анализа литературных источников о закономерностях общего и музыкального развития ребенка;
— введение участников курсов в информационное пространство музыкального развития детей дошкольного возраста;
— развитие профессионального мышления специалистов в области музыкального развития ребенка. Кроме того, семинарские занятия развивают творческую активность и самостоятельность музыкальных руководителей, укрепляют их интерес к психолого-педагогическим и музыковедческим источникам, помогают связывать научно-практические положения с их педагогической деятельностью.
Семинарское занятие проводится в виде развернутой беседы по плану, заранее сообщаемому слушателям курсов, и предусматривают небольшие выступления с последующим обсуждением. Предполагается обмен мнениями по заслушанным выступлениям, а также дискуссия, которая как бы подводит к обсуждению следующего практического задания. Для семинарских занятий характерен непосредственный контакт преподавателя со слушателями, доверительное общение, создающее атмосферу товарищеской близости и взаимопонимания. Оно эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поиском ответов на них. Практические занятия —своеобразная форма связи методики музыкального воспитания с педагогической практикой, которые закрепляют знания слушателей в процессе вовлечения их в решение практических познавательных задач музыкального образования детей-дошкольников, а также для выработки навыка использования литературы. Цель практических занятий: совершенствование психолого-педагогических (целеполагание, планирование и прогнозирование, организация, контроль и оценка) и специальных профессиональных (музыкально исполнительских, музыкально-ритмических, вокально-игровых, актерских) умений педагогов-музыкантов. Задачи, решаемые в процессе практических занятий:
— углубить и систематизировать практические умения по методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста;
— формировать профессиональные базисные умения музыкальных руководителей: аналитические, планово-прогностические, контрольно-оценочные;
— совершенствовать профессиональные специальные умения музыкального руководителя: музыкально-исполнительские, музыкально-ритмические, вокально-хоровые и актерские.
Семинарские и практические занятия служат одной из форм контроля самостоятельной работы слушателей курсов музыкальных руководителей. Работа над изучением курса может быть успешной в том случае, если каждый слушатель с максимальной для себя пользой использует эти занятия. К ним следует своевременно и тщательно готовиться: самостоятельно изучить обязательную литературу, знакомиться с дополнительной, а также, дополнительно проработав материал «Методики музыкального воспитания детей» и лекций, заблаговременно продумать план или тезисы своего выступления; заранее ознакомиться с предлагаемыми на занятии заданиями и быть готовым к отстаиванию своей точки зрения. В процессе занятий важно не только выступать, но и внимательно слушать коллегу, критически оценивать ответы, отстаивать свои взгляды по обсуждаемым вопросам.
Авторы выражают надежду, что данное пособие поможет слушателям курсов музыкальных руководителей ДОУ в овладении теоретическими и методическими основами музыкального развития детей дошкольного возраста.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу