Цель проекта: Обучение детей старшего и дошкольного возраста игре на диатонических колокольчиках посредством изучения цветных музыкальных партитур.
Задачи:
- знакомство с нотной грамотой;
- формирование готовности и умения действовать в коллективе;
- развитие навыков мелкой и крупной моторики, а также слуховых, зрительных и тактильных способностей;
- развитие чувства ритма, музыкальной памяти и внимания с помощью игры по цветным партитурам.
Присваивать звукам цвета начал ещё в XVIII веке Луи Бертран Кастель - композитор и педагог, который изобрел цветовой клавикорд. В России поддержал его идею Александр Скрябин, известный русский композитор, который обладал от природы "цветным слухом" - синестезией. Это когда музыка вызывает у слушателя цветовые переживания или наоборот, когда смена цвета ассоциируется с музыкой. Так вот, Скрябин утверждал, что музыку можно увидеть, что каждой ноте соответствует определенный цвет.
Итак, а что же такое диатонические колокольчики?
Диатонические колокольчики - это музыкальные инструменты, имеющие звучание в диапозоне от ноты «До» I октавы до ноты «До» II октавы. Обучение игре на диатонических колокольчиках развивают чувство ритма, музыкальный, гармонический, полифонический и тембровый слух. Также способствуют развитию музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветовым партитурам.
Можно увидеть, что цвета колокольчиков полностью повторяют цвета радуги и мы все помним считалочку, с помощью которой дети с удовольствием запоминают цвета радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, - где первые буквы — это названия цветов радуги.
Также на каждой ручке колокольчика изображено буквенное обозначение нот.
При первом знакомстве с колокольчиками, необходимо обязательно провести ознакомительное занятие – на котором ребята смогут рассмотреть колокольчики, потрогать их, позвонить ими. Обязательно нужно объяснить, как правильно их держать. Рассказать, что у каждого колокольчика есть своя песенка и он её поет.
Исходная позиция – дети берут колокольчик правой рукой, держат за ручку прямо перед собой, язычком вниз. Педагог в процессе игры выступает в роли дирижера.
На следующем этапе работы педагог должен выбрать композицию, которую в дальнейшем буду исполнять дети. Композиция должна быть не сложной в исполнении. Затем педагог должен разработать партитуру, по которой дети будут играть в дальнейшем.
Далее педагог знакомит детей с выбранной композицией.
- Для начала нужно настроить детей на прослушать музыку, проанализировать ее вместе с детьми, определить характер, поделиться эмоциями и впечатлениями от композиции.
И только после этого начинается разучивание игры на колокольчиках.
Цветная партитура – это доступный способ знакомства детей с миром музыки, ведь это не простые черные и неинтересные для детей закорючки, а цветные ноты.
Партитуры можно изготовить самыми различными способами:
- партитура изготовленная в программе «фотошоп» и других подобных программах,
- видеопартитура ( ребята с огромным интересом и восторгом играют на колокольчиках);
- партитуры сделанные в ручную с использованием ватмана , цветной бумаги, картона, самоклейки и других подручных материалов (такие партитуры можно изготовить привлекая к работе детей, что доставит еще больше радости и ярких впечатлений для ребят).
Разновидностей партитур на самом деле огромное количество и можно использовать какой-то свой уникальный способ, главное, чтобы цвета нот совпадали с цветами колокольчиков.
В своей работе я использую цветные карточки, которые полностью отражают цветовую палитру колокольчиков.
Их очень легко изготовить своими руками и они просты в работе. Достаточно показать детям карточку с определенным цветом и они быстро сориентируются. Чем мне нравится такой способ в работе – мне не нужно создавать отдельную партитуру под каждую композицию или упражнение, которые я буду разучивать с детьми.
Я могу использовать такой комплект карточек в простых упражнениях, при разучивании песенок, и при игре композиций. Один комплект - для всей работы. Это очень удобно!
Метод цветных нот замечательно работает с дошкольниками, обогащая их зрительные впечатления, развивая память на основе ассоциации с цветом. Цветные ноты помогают развивать ритмическое чувство, ведь они разного размера: маленькие и большие. И при исполнении по специальной партитуре, которую можно приготовить для каждого произведения, дети видят воочию, где длинный звук, а где короткий.
С помощью диатонических колокольчиков дети лучше интонируют, появляется интерес к изучению нотной грамоты, выступают с интересом на досугах и праздниках. На музыкальных занятиях царит атмосфера дружелюбия, увлечённости и вдохновения.
Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят становится одним из любимых дел на музыкальном занятии.
Задачи:
- знакомство с нотной грамотой;
- формирование готовности и умения действовать в коллективе;
- развитие навыков мелкой и крупной моторики, а также слуховых, зрительных и тактильных способностей;
- развитие чувства ритма, музыкальной памяти и внимания с помощью игры по цветным партитурам.
Присваивать звукам цвета начал ещё в XVIII веке Луи Бертран Кастель - композитор и педагог, который изобрел цветовой клавикорд. В России поддержал его идею Александр Скрябин, известный русский композитор, который обладал от природы "цветным слухом" - синестезией. Это когда музыка вызывает у слушателя цветовые переживания или наоборот, когда смена цвета ассоциируется с музыкой. Так вот, Скрябин утверждал, что музыку можно увидеть, что каждой ноте соответствует определенный цвет.
Итак, а что же такое диатонические колокольчики?
Диатонические колокольчики - это музыкальные инструменты, имеющие звучание в диапозоне от ноты «До» I октавы до ноты «До» II октавы. Обучение игре на диатонических колокольчиках развивают чувство ритма, музыкальный, гармонический, полифонический и тембровый слух. Также способствуют развитию музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветовым партитурам.
Можно увидеть, что цвета колокольчиков полностью повторяют цвета радуги и мы все помним считалочку, с помощью которой дети с удовольствием запоминают цвета радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, - где первые буквы — это названия цветов радуги.
Также на каждой ручке колокольчика изображено буквенное обозначение нот.
При первом знакомстве с колокольчиками, необходимо обязательно провести ознакомительное занятие – на котором ребята смогут рассмотреть колокольчики, потрогать их, позвонить ими. Обязательно нужно объяснить, как правильно их держать. Рассказать, что у каждого колокольчика есть своя песенка и он её поет.
Исходная позиция – дети берут колокольчик правой рукой, держат за ручку прямо перед собой, язычком вниз. Педагог в процессе игры выступает в роли дирижера.
На следующем этапе работы педагог должен выбрать композицию, которую в дальнейшем буду исполнять дети. Композиция должна быть не сложной в исполнении. Затем педагог должен разработать партитуру, по которой дети будут играть в дальнейшем.
Далее педагог знакомит детей с выбранной композицией.
- Для начала нужно настроить детей на прослушать музыку, проанализировать ее вместе с детьми, определить характер, поделиться эмоциями и впечатлениями от композиции.
И только после этого начинается разучивание игры на колокольчиках.
Цветная партитура – это доступный способ знакомства детей с миром музыки, ведь это не простые черные и неинтересные для детей закорючки, а цветные ноты.
Партитуры можно изготовить самыми различными способами:
- партитура изготовленная в программе «фотошоп» и других подобных программах,
- видеопартитура ( ребята с огромным интересом и восторгом играют на колокольчиках);
- партитуры сделанные в ручную с использованием ватмана , цветной бумаги, картона, самоклейки и других подручных материалов (такие партитуры можно изготовить привлекая к работе детей, что доставит еще больше радости и ярких впечатлений для ребят).
Разновидностей партитур на самом деле огромное количество и можно использовать какой-то свой уникальный способ, главное, чтобы цвета нот совпадали с цветами колокольчиков.
В своей работе я использую цветные карточки, которые полностью отражают цветовую палитру колокольчиков.
Их очень легко изготовить своими руками и они просты в работе. Достаточно показать детям карточку с определенным цветом и они быстро сориентируются. Чем мне нравится такой способ в работе – мне не нужно создавать отдельную партитуру под каждую композицию или упражнение, которые я буду разучивать с детьми.
Я могу использовать такой комплект карточек в простых упражнениях, при разучивании песенок, и при игре композиций. Один комплект - для всей работы. Это очень удобно!
Метод цветных нот замечательно работает с дошкольниками, обогащая их зрительные впечатления, развивая память на основе ассоциации с цветом. Цветные ноты помогают развивать ритмическое чувство, ведь они разного размера: маленькие и большие. И при исполнении по специальной партитуре, которую можно приготовить для каждого произведения, дети видят воочию, где длинный звук, а где короткий.
С помощью диатонических колокольчиков дети лучше интонируют, появляется интерес к изучению нотной грамоты, выступают с интересом на досугах и праздниках. На музыкальных занятиях царит атмосфера дружелюбия, увлечённости и вдохновения.
Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят становится одним из любимых дел на музыкальном занятии.