Автор: У. Сарджент
Год: 1987
Издательство: Музыка
Страниц: 296
Формат: PDF
Размер: 9,5 МВ
Книга американского музыковеда и критика представляет собой теоретическое исследование джаза, его музыкального языка, выразительных средств, художественно-эстетических принципов. Автор прослеживает истоки джазового искусства, рассматривает его разновидности (хот, свит, свинг, кул и другие), взаимоотношения с "популярной" и "серьезной" музыкой. Предназначается для музыкантов-профессионалов и любителей музыки. На русском языке публикуется впервые.
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация этого труда в переводе на русский язык даст широким кругам советских музыкантов и слушателей возможность познакомиться с примечательной, хотя и не свободной от недостатков, концепцией американского музыковеда и, надо думать, явится стимулом для дальнейшей разработки данной проблематики в советском музыкознании. Уинтроп Сарджент родился 10 октября 1903 года в Сан-Франциско. Получив разностороннюю музыкальную подготовку, он на протяжении ряда лет играл на скрипке в симфонических оркестрах, в том числе в Ньюйоркском филармоническом оркестре под управлением А. Тосканини, пробовал свои силы в сочинении музыки, преподавал композицию. Однако больше всего его привлекала музыкально-публицистическая и музыковедческая деятель ность. С начала 30-х годов Сарджент выступал в качестве музыкального критика в периодической печати, наиболее плодотворно — в журнале «New Yorker» (1949—1972).
Среди журнальных публикаций сарджента — статьи о классическом музыкальном наследии, о творчестве композиторов ХХ века, об исполнительском искусстве, о музыкальном театре. Особое внимание в них уделяется проблемам современной музыки. Сарджент неоднократно выступал с критикой «авангардистских» тенденций в композиторском творчестве. Не осталась вне поля его зрения и советская музыкальная культура. Высоко оценивалось нм твор- чество Д, Шостаковича, исполнительское мастерство Э. Гилельса.
Сарджент писал не только для периодических изданий. Он участвовал в составлении американской однотомной музыкальной энциклопедии О. Томпсона ®<...>
Русский перевод книги основывается на третьем ее издание (1975). Он дополнен комментариями советского специалиста и более развернутым, чем в американском издании, справочным аппаратом; комментарии содержат необходимые пояснения и дополнительную информацию фактологического, историографического, терминологического, проблемного характера. В русском варианте книга приведена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к современным отечественным изданиям; произведены некоторые сокращения
(главным образом в разделе «Заключение») *.
Созданный около полувека тому назад, труд Сарджента, к сожалению, почти не подвергался автором пересмотру в последующих изданиях; он со- держит ряд устаревших, противоречивых и спорных суждений. Вместе с тем, достаточно емко отражая соответствующую музыкальную практику сквозь
призму мировоззрения незаурядной личности исследователя — теоретика, аналитика, систематизатора и чуткого, пытливого музыканта, — этот труд отнюдь не утратил свою научную ценность н в наши дни. В существующей ныне обширной литературе о джазе ему принадлежит особое, весьма значительное
место.
Ценность книги Сарджента состоит прежде всего в том, что в ней изложена оригинальная концепция джазового музицирования, во многом верно (пусть иногда лишь в первом приближении) схватывающая суть явления, в котором — при всем его многообразии, при всей беспрецедентной динамичности его эволюции — обнаруживаются специфические родовые черты. Эти черты, присущие, казалось бы, весьма далеким друг от друга типам джаза и примыкающим к нему видам музыки, отличают музыку джазовой ориентации от иных сфер музыкального искусства.
Дух времени, безусловно, сказался как на суждениях автора, так и на отборе музыкального материала. В 20—30-х годах в США была широко распространена коммерческая популярная музыка псевдоджазового характера (свит, так называемый «симфоджаз» типа тех претенциозных пьес, которые составляли основу репертуара знаменитого оркестра Пола Уайтмена, н т. п.).
Но тогда же звучал и настоящий джаз — прежде всего импровизационный хот-джаз. Разразившийся в середине 30-х годов «свинговый бум», с одной стороны, привлек к джазу всеобщее внимание, но с другой — способствовал преимущественному культивированию более или менее коммерциализирован-
ных его разновидностей, Довольно многоликий и вместе с тем обладавший несомненной внутренней цельностью, стиль свинг явился интереснейшим продуктом кристаллизации сущностных признаков хот-джаза в ранее не свойственных ему высокоорганизованных, отшлифованных формах.
Скачать
Год: 1987
Издательство: Музыка
Страниц: 296
Формат: PDF
Размер: 9,5 МВ
Книга американского музыковеда и критика представляет собой теоретическое исследование джаза, его музыкального языка, выразительных средств, художественно-эстетических принципов. Автор прослеживает истоки джазового искусства, рассматривает его разновидности (хот, свит, свинг, кул и другие), взаимоотношения с "популярной" и "серьезной" музыкой. Предназначается для музыкантов-профессионалов и любителей музыки. На русском языке публикуется впервые.
СОДЕРЖАНИЕ:
- В.А. Ерохин. Уинтроп Сарджент и его книга о джазе
- Предисловие автора к изданию 1946 года
- Предисловие автора к изданию 1975 года
- Глава I. О предмете исследования
- Глава II. Фольклорные истоки
- Глава III. К проблеме типологии
- Глава IV. Элементарные ритмические формулы
- Глава V. Анатомия джазовой мелодии
- Глава VI. Хот-ритм
- Глава VII. География джазовой ритмики
- Глава VIII. Эволюция джазовой ритмики в популярной музыке
- Глава IX. Структура звукоряда в джазе
- Глава X. Становление блюзовой мелодии
- Глава XI. О гармонии в джазе
- Глава XII. Африканские влияния
- Глава XIV. Вопросы эстетики и музыкальная форма в джазе
- Глава XV. Джаз как искусство
- Заключение
- Комментарии (автор В.Ю. Озеров)
- Литература (сост. В.Ю. Озеров)
- Указатель терминов и понятий (сост. В.Ю. Озеров)
- Указатель имен
Публикация этого труда в переводе на русский язык даст широким кругам советских музыкантов и слушателей возможность познакомиться с примечательной, хотя и не свободной от недостатков, концепцией американского музыковеда и, надо думать, явится стимулом для дальнейшей разработки данной проблематики в советском музыкознании. Уинтроп Сарджент родился 10 октября 1903 года в Сан-Франциско. Получив разностороннюю музыкальную подготовку, он на протяжении ряда лет играл на скрипке в симфонических оркестрах, в том числе в Ньюйоркском филармоническом оркестре под управлением А. Тосканини, пробовал свои силы в сочинении музыки, преподавал композицию. Однако больше всего его привлекала музыкально-публицистическая и музыковедческая деятель ность. С начала 30-х годов Сарджент выступал в качестве музыкального критика в периодической печати, наиболее плодотворно — в журнале «New Yorker» (1949—1972).
Среди журнальных публикаций сарджента — статьи о классическом музыкальном наследии, о творчестве композиторов ХХ века, об исполнительском искусстве, о музыкальном театре. Особое внимание в них уделяется проблемам современной музыки. Сарджент неоднократно выступал с критикой «авангардистских» тенденций в композиторском творчестве. Не осталась вне поля его зрения и советская музыкальная культура. Высоко оценивалось нм твор- чество Д, Шостаковича, исполнительское мастерство Э. Гилельса.
Сарджент писал не только для периодических изданий. Он участвовал в составлении американской однотомной музыкальной энциклопедии О. Томпсона ®<...>
Русский перевод книги основывается на третьем ее издание (1975). Он дополнен комментариями советского специалиста и более развернутым, чем в американском издании, справочным аппаратом; комментарии содержат необходимые пояснения и дополнительную информацию фактологического, историографического, терминологического, проблемного характера. В русском варианте книга приведена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к современным отечественным изданиям; произведены некоторые сокращения
(главным образом в разделе «Заключение») *.
Созданный около полувека тому назад, труд Сарджента, к сожалению, почти не подвергался автором пересмотру в последующих изданиях; он со- держит ряд устаревших, противоречивых и спорных суждений. Вместе с тем, достаточно емко отражая соответствующую музыкальную практику сквозь
призму мировоззрения незаурядной личности исследователя — теоретика, аналитика, систематизатора и чуткого, пытливого музыканта, — этот труд отнюдь не утратил свою научную ценность н в наши дни. В существующей ныне обширной литературе о джазе ему принадлежит особое, весьма значительное
место.
Ценность книги Сарджента состоит прежде всего в том, что в ней изложена оригинальная концепция джазового музицирования, во многом верно (пусть иногда лишь в первом приближении) схватывающая суть явления, в котором — при всем его многообразии, при всей беспрецедентной динамичности его эволюции — обнаруживаются специфические родовые черты. Эти черты, присущие, казалось бы, весьма далеким друг от друга типам джаза и примыкающим к нему видам музыки, отличают музыку джазовой ориентации от иных сфер музыкального искусства.
Дух времени, безусловно, сказался как на суждениях автора, так и на отборе музыкального материала. В 20—30-х годах в США была широко распространена коммерческая популярная музыка псевдоджазового характера (свит, так называемый «симфоджаз» типа тех претенциозных пьес, которые составляли основу репертуара знаменитого оркестра Пола Уайтмена, н т. п.).
Но тогда же звучал и настоящий джаз — прежде всего импровизационный хот-джаз. Разразившийся в середине 30-х годов «свинговый бум», с одной стороны, привлек к джазу всеобщее внимание, но с другой — способствовал преимущественному культивированию более или менее коммерциализирован-
ных его разновидностей, Довольно многоликий и вместе с тем обладавший несомненной внутренней цельностью, стиль свинг явился интереснейшим продуктом кристаллизации сущностных признаков хот-джаза в ранее не свойственных ему высокоорганизованных, отшлифованных формах.
Скачать
Последнее редактирование модератором: