Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Учитесь слушать музыку. Издание третье, дополненное. Нестьев Израиль Владимирович

Название: Учитесь слушать музыку. Издание третье, дополненное.

Автор: Нестьев Израиль Владимирович
1657950986563.png

скачать

Издательство: Музыка, г. Москва

Год издания: 1987

Цель книги - привлечь внимание детей среднего и старшего возраста к миру классической музыки, привить им любовь и интерес к музыкальным произведениям.

В форме непринужденных бесед автор говорит о специфике музыкального искусства, о значении каждого элемента музыкального языка (ритма, мелодии, гармонии, полифонии, инструментовки) для выражения содержания в музыке.

скачать
Предлагаемые беседы о музыке основаны
на материале трех популярных лекций, в свое
время прочитанных автором по Всесоюзному
радио. Эти лекции вызвали много откликов.
Некоторые слушатели пожелали получить тек-
сты в виде печатного издания. Идя навстречу
этим просьбам, автор подготовил настоящую
брошюру, выходящую уже третьим изданием
с некоторыми дополнениями.

Сохраняя форму непринужденных бесед с чи-
тателем, автор многократно ссылается на кон-
кретные музыкальные произведения, которые
могут послужить иллюстрациями к различным
мыслям о сущности музыки и ее выразительных
средствах. Автор рассчитывает, что читатели,
познакомившись с материалами предлагаемых
бесед, пожелают ближе познакомиться с назван-
ными музыкальными грамзаписями, для чего
в конце брошюры дан список рекомендуемых
дисков отечественного производства.
Беседа первая



Общественное значение музыки. — Какая
музыка важнее — серьезная или леская. —
Можно ли научиться понимать музыку. -— В
чем специфичность музыкального искусства.

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта об-
ласть человеческой культуры! Целый океан живых страстей,
возвышенных мечтаний и благородных стремлений чело-
вечества заключен в творениях музыкальной классики.

Сокровища музыки, накопленные в течение веков поко-
лениями людей, необычайно многообразны. Музыка окру-
жает нас повседневно, всюду и везде — в труде ив быту, в
дальних походах или дружеских встречах, в дни всенарод-
ного горя или праздничных гуляний. Музыкальные звуки
сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Трудно
найти на земле человека, который мог бы прожить без му-
зыки, обойтись без каких-либо, хотя бы простейших му-
зыкальных впечатлений.

Силу музыки, покоряющую власть выразительной мело-
дии, способной захватить душу, сплотить воедино стрем-
ления и помыслы людских масс, хорошо испытал каждый
из нас.

Вспомним торжественные минуты наших партийных со-
браний и съездов, когда многотысячная масса людей, охва-
ченная единым порывом, стихийно запевает ”Интернацио-
нал” — гимн коммунистов всего мира. Гордо и вдохновенно,
как символ беззаветной любви к Родине звучит хор ”Славь-
ся’ из оперы Глинки ”Иван Сусанин” — музыкальное во-
площение славы и мощи России.
Вспомним другое: тяжелые, скорбные моменты в жизни
народа или отдельной семьи. Друзья и родные прощаются
с дорогим человеком, ушедшим из жизни. Слова бессильны
передать их горькое чувство. Музыка сильнее любых слов
запечатлевает тяжесть утраты, глубину людского горя. Один
из классических образцов траурной музыки — пьеса Смерть
Озе” из сюиты Грига ’’Пер Гюнт”.

Или иной пример: молодая мать убаюкивает младенца.
Ласковый напев колыбельной выражае: сильнее любых слов
красоту материнства, нежную человечность. Никакие самые
красноренчивые словесные излияния не заменят сердечного
напева женщины матери.

Общественное назначение музыки может быть самым
различным. Ее слушают в операх и концертных залах, она зву-
чит на парадах и спортивных праздниках, в парках и детских
садах. Есть музыка оперная и балетная, симфоническая и
камерная, есть музыка военная и культовая, музыка для
детей и музыка танцевально-эстрадная.

Различие между разнообразнейшими видами или жанрами
музыкального искусства знакомо всем и каждому. Есть
простенькие напевы, рассчитанные на вкусы маленьких ребят,
и есть изумительные по красоте сложные вокально-симфони-
ческие произведения, требующие участия хора, оркестра,
певцов-солистов. Какая глубина человеческих чувств заклю-
чена, например, в хоре ”’Лакримоза” из знаменитого ”Рек-
виема” Моцарта.

Вот деревенский пастух на самодельной свирели испол-
няет свой нехитрый наигрыш, а вот столичный симфоничес-
кий оркестр из ста музыкантов, подчиняясь взмаху дири-
жерской палочки, начинает унертюру, воспевающую радост-
ный день Советской страны. Характерный пример — ’’Празд-
ничная увертюра” Д. Д. Шостаковича, сочиненная в 1954
году.

Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные
эпохи истории, разные слои общества, различные, очень не-
похожие друг на друга национальные традиции. Поверхностно
мыслящий слушатель иной раз с легкостью отбрасывает
чуждую ему музыку, рожденную в далеком прошлом или в
чужих странах и континентах. Между тем музыкальная куль-
тура ХХ столетия, благодаря расцвету современных средств
массовой информации (радио, телевидение, грамзаписи),
а также —усилившимся контактам между нациями, заметно
расширила свои хронологические и географические рамки.
Мы намного больше знаем о музыкальном прошлом, шире
ориентируемся в музыке народов Азии, Африки, Латинской
Америки. Просвещенный слушатель сегодня испытывает
особую эстетическую радость, постигая очарование музыкаль-

6
ной старины, немеркнущее обаяние пьес Моцарта и Гайдна,
Куперена и Вивальди. Он не перестает восхищаться вечно
живыми творениями великого Баха, нисколько не потеряв-
шими своей красоты и мудрости. Шедевры баховской музы-
ки не только не стареют, но как будто еще сильнее, глубже
захватывают людей ХХ столетия. Так же не стареет для нас
чудесная музыка Глинки, всякий раз поражая своей вечно
юной эмоциональной прелестью.

Было время, когда культурный знаток музыки легко
обходился музыкальными шедеврами, принадлежащими трем-
четырем наиболее развитым национальным культурам Ев-
ропы: итальянской, немецкой, французской, ну и, конечно,
отечественной русской музыке. Но сегодня уже трудно пред-
ставить себе человека, сознательно отгородившегося от ис-
кусства многих народов мира, каждый из которых внес
свой оригинальный вклад в мировую музыкальную сокро-
вищницу. Нас всё интересует: грузинские многоголосные
песнопения и карельские руны, украинские думы и молдав-
ские дойны, произведения чеха Яначка и финна Сибелиуса,
американца Айвза и японца Акутагавы. Слушатель, не желаю-
щий выходить за пределы только своего, легко доступного
и заранее известного, рискует заметно обеднить свой музы-
кальный кругозор.

Часто ведутся споры о том, какая музыка нужнее людям —
так называемая серьезная музыка, к которой относят сим-
фонии, оперы, романсы, камерные пьесы для фортепиано,
скрипки, струнного квартета, или музыка легкая, развле-
кательная, то есть эстрадные песни, опереточные арии, баль-
ные танцы. В 70-е и 80-е годы, в период 'широчайшего рас-
пространения в нашей стране самодеятельных и профессио-
нальных ВИА (вокально-инструментальных ансамблей) эти
споры разгорелись с особой силой. Среди молодежи, увле-
ченной ритмически броскими формами современной электри-
фицированной рок-музыки, нередко ветречались откровен-
ные противники любой музыкальной классики, якобы навсе-
гда отжившей свой век. Против подобных крайних точек
зрения, обнаруживших ограниченность, односторонность му-
зыкальных вкусов некоторых молодых людей, не раз спра-
ведливо выступала советская критика.

Конечно, вполне естественна любовь многих слушателей
к подлинно художественной легкой музыке, в которой есть
блеск, остроумие, молодой задор, ощущение радости жизни.
Бывают такие минуты в жизни молодого человека, когда
хочется повеселиться, закружиться в танце, отбросить на вре-
мя мысли о серьезных делах. И тогда вполне уместно по-
слушать хорошую джазовую импровизацию или вечно юные
венские вальсы.
Однако чтб бы мы сказали о человеке, который ценил
бы во всей мировой литературе только юмористические
рассказы да приключенческие повести? Мы сказали бы, что
такой читатель обедняет свой духовный мир, лишает себя
радостей общения с сокровищами литературной классики,
И как ни занимателен, скажем, очередной роман ’’про шпио-
нов”, подлинную широту художественного обобщения, много-
образие отражения жизни мы найдем у писателей-классиков —
Шекспира и Гёте, Пушкина и Толстого, Чехова и Горького,
Маяковского и Шолохова. То же и в музыке. В вальсе Штрау-
са или задорном джаз-марше Дунаевского выражена боль-
шей частью только одна сторона жизни: беззаботное веселье,
отдых от сложных проблем. Что же касается замечательной
музыки Бетховена и Моцарта, Чайковского и Шопена, Му-
соргского и Прокофьева, то в исй — наряду с бесхитростным
весельем — отражены все многообразие чувств и устремле-
ний, все стороны человеческого бытия, воплощенные в слож-
ных сочетаниях и сопоставлениях музыкальных образов, Вла-
димир Ильич Ленин говорил, что советские люди заслужили
не только легких зрелищ: они завоевали право на настоящее,
большое искусство. А настоящее великое искусство состав-
ляет нечто более значительное, нежели миг приятного развле-
чения, Оно заставляет трепетать самые тонкие струны челове-
ческой души, пробуждает в людях высокие идеалы, ощуще-
ние красоты. Таковы, например, сонаты Бетховена, симфо-
нии Чайковского, фортепианные пьесы Шопена.

Глубочайшие творения классического искусства живут
века, не теряя своей свежести. Они отобраны человечеством
из сотен и тысяч образцов и вошли в золотой фонд мировой
культуры. Такие произведения не стареют, время бессильно
перед ними. Обладая высоким художественным совершен-
ством, воплощая передовые идеи человечества, они сохраня-
ют до наших дней значение своего рода эталона, образца,
порой недосягаемого.

Прошло более двухсот пятидесяти лет после того, как
Иоганн Себастьян Бах завершил свою прославленную си-ми-
норную Мессу, а люди и поныне жадно вслушиваются в эту
музыку, проникнутую мудростью и силой чувств. Более полу-
тораста лет назад написана Девятая симфония Бетховена,
но в наши дни каждое ее исполнение проходит при перепол-
ненных залах. Виктор Гюго сказал когда-то, что шедевр ис-
кусства рождается навеки. В этом отличие вечно живой клас-
сической музыки от музыки неглубокой, модной, но быстро
стареющей. Песенка ”’Ландыши”, сочиненная сравнительно
недавно, кажется уже безнадежно старомодной, а вот арии
Ивана Сусанина — полтораста лет, но она нисколько не утра-
тила своей глубины и эмоциональной силы.
....
скачать
 

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу