Инна Леонидовна
Member
- 16 Июл 2022
- 192
- 0
Название: Ударные инструменты в современном оркестре
Автор: Э. Денисов
Год: 1982
Издательство: Советский композитор
Книга Э. Денисова "Ударные инструменты в современном оркестре" является первым на русском языке трудом-исследованием, посвященным трактовке ударных инструментов в музыке ХХ столетия. Книга представляет собой исследование, написанное композитором. В этом ее несомненная ценность и это обусловило ряд ее особенностей. Автор направляет внимание на самые интересные с его точки зрения случаи использования ударных. В книге собран огромный партитурный материал, в большинстве своем труднодоступный. Наличие такого материала позволит читателю составить ясную картину эволюции ударных в XX веке.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ
И. Барсова. Предисловие
Введение
Ударные инструменты в музыке И, Стравинского
Три ранних балета
«Жар-птица»
«Петрушка»
«Весна священная»
«История солдата»
Другие сочинения
Ударные инструменты у Б. Бартока
Ударные инструменты у Шёнберга, Берга и Веберна
Ударные инструменты в музыке О. Мессиана
Ударные инструменты в музыке С. Прокофьева
Ударные инструменты в музыке Д. Шостаковича
Ударные инструменты в современной западной музыке
Ударные инструменты в музыке советских композиторов последних десятилетий
Заключение
Редактор В. Артёмов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга Э. В. Денисова «Ударные инструменты в современном оркестре» является первым на русском языке трудом исследованием, посвященным трактовке ударных инструментов в музыке ХХ столетия. Две сравнительно недавно вышедшие брошюры А. Панаиотова (Ударные инструменты в современных оркестрах. М., 1973) и Г. Дмитриева (Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973) при всей их содержательности являются все же скорее пособиями-справочниками. Они преследуют иную цель: прежде всего познакомить читателя с инструментарием. Лишь на втором плане, попутно, ставится в них вопрос об использовании ударных в композиторском творчестве. Приходится признать, что музыковедение заметно отстает в этой области от композиторской практики.
Между тем трудно переоценить актуальность именно этого поворота темы. Без сомнения, прав автор книги, утверждая, что «на протяжении последних шестидесяти лет качественно изменилось отношение к группе ударных инструментов — из самой незначительной она превратилась в концертирующую и равноправную наряду с другими оркестровыми группами». Если в ХХ веке область музыкальной выразительности, доступная ударным, ограничивалась, в представлении композиторов, ритмической функцией, динамикой и колоритом, то в нашем столетии музыкантам открылись новые богатства, заключенные в этой оркестровой группе. Нередко ударные становятся носителями самой музыкальной идеи произведения, на них во многих случаях ориентирована сама выразительность замысла.
Книга Э. В. Денисова представляет собой исследование, написанное композитором. В этом ее несомненная ценность и это же обусловило ряд ее особенностей. Не нужно искать в исследовании полной панорамы использования ударных в современной музыке, академического анализа всех значительных партитур ХХ века, в которых присутствуют ударные инструменты. Да вряд ли такое исследование и возможно по отношению к музыке, созданной буквально в наши дни (50—70-е годы), когда время еще не внесло своих коррективов; в монографии же этот период занимает весьма существенное место.
Поэтому личные склонности автора книги оказываются весьма существенными при отборе обильного и многообразного материала. Автор направляет внимание читателей прежде всего на самые интересные, с его точки зрения, случаи использования ударных. Обращение к сочинениям одних мастеров и отсутствие имен других не содержит оценочного момента. Во введении к книге, освещающем применение ударных в музыке ХУШ-ХХ веков, также не ставилась задача дать исчерпывающий исторический очерк.
Подход музыканта-практика ощущается и в акцентировании внимания на творческих проблемах, связанных с композиторской техникой. По этому поводу приходят на ум слова Л. А. Мазеля, в которых отмечена особая специфика разборов, выполненных «крупными композиторами, мышление которых технично и образно одновременно, нераздельно» 1.
Неоспоримое достоинство исследования состоит в том, что оно написано композитором, пристально следящим за развитием современной музыки. Знания Э. В. Денисова в этой области исключительно многообразны и обширны. В книге собран огромный партитурный материал, в большинстве своем труднодоступный. Наличие такого материала позволит читателю составить ясную картину эволюции ударных в ХХ веке, порой трезво и критически отнестись к отдельным ее ракурсам.
Книга построена в виде серии очерков об отдельных композиторах или группах композиторов. Творчество И. Стравинского, Б. Бартока, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, О. Мессиана выделено в самостоятельные главы в связи с исключительной ролью их в развитии ударных.
Автора подстерегала здесь особого рода трудность. Ведь композиторский «портрет» предстояло дать сквозь призму одних только ударных инструментов. Однако Э. В. Денисов стремится избежать нежелательной односторонности, включая трактовку ударных в более широкую стилистическую картину. Сколь яркими, например, получились портреты композиторов в очерках об И. Стравинском, Д. Шостаковиче, Б. Бартоке и особенно О. Мессиане! В этих главах порой неизбежны «лакуны», связанные с особым принципом отбора материала. Так, область театральной музыки С. Прокофьева осталась вне поля зрения Э. В. Денисова, сосредоточившего внимание на симфонической музыке композитора.
В то же время в отборе материала для анализов можно заметить и нечто обратное, казалось бы, выход за рамки темы, обозначенной в заглавии книги: помимо собственно оркестровых произведений Э. В. Денисов касается применения ударных инструментов в ансамблях камерного типа. Это расширение вполне закономерно, так как разнотембровые ансамбли играют весьма важную роль в панораме серьезной музыки ХХ века.
Автор: Э. Денисов
Год: 1982
Издательство: Советский композитор
Книга Э. Денисова "Ударные инструменты в современном оркестре" является первым на русском языке трудом-исследованием, посвященным трактовке ударных инструментов в музыке ХХ столетия. Книга представляет собой исследование, написанное композитором. В этом ее несомненная ценность и это обусловило ряд ее особенностей. Автор направляет внимание на самые интересные с его точки зрения случаи использования ударных. В книге собран огромный партитурный материал, в большинстве своем труднодоступный. Наличие такого материала позволит читателю составить ясную картину эволюции ударных в XX веке.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ
И. Барсова. Предисловие
Введение
Ударные инструменты в музыке И, Стравинского
Три ранних балета
«Жар-птица»
«Петрушка»
«Весна священная»
«История солдата»
Другие сочинения
Ударные инструменты у Б. Бартока
Ударные инструменты у Шёнберга, Берга и Веберна
Ударные инструменты в музыке О. Мессиана
Ударные инструменты в музыке С. Прокофьева
Ударные инструменты в музыке Д. Шостаковича
Ударные инструменты в современной западной музыке
Ударные инструменты в музыке советских композиторов последних десятилетий
Заключение
Редактор В. Артёмов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга Э. В. Денисова «Ударные инструменты в современном оркестре» является первым на русском языке трудом исследованием, посвященным трактовке ударных инструментов в музыке ХХ столетия. Две сравнительно недавно вышедшие брошюры А. Панаиотова (Ударные инструменты в современных оркестрах. М., 1973) и Г. Дмитриева (Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973) при всей их содержательности являются все же скорее пособиями-справочниками. Они преследуют иную цель: прежде всего познакомить читателя с инструментарием. Лишь на втором плане, попутно, ставится в них вопрос об использовании ударных в композиторском творчестве. Приходится признать, что музыковедение заметно отстает в этой области от композиторской практики.
Между тем трудно переоценить актуальность именно этого поворота темы. Без сомнения, прав автор книги, утверждая, что «на протяжении последних шестидесяти лет качественно изменилось отношение к группе ударных инструментов — из самой незначительной она превратилась в концертирующую и равноправную наряду с другими оркестровыми группами». Если в ХХ веке область музыкальной выразительности, доступная ударным, ограничивалась, в представлении композиторов, ритмической функцией, динамикой и колоритом, то в нашем столетии музыкантам открылись новые богатства, заключенные в этой оркестровой группе. Нередко ударные становятся носителями самой музыкальной идеи произведения, на них во многих случаях ориентирована сама выразительность замысла.
Книга Э. В. Денисова представляет собой исследование, написанное композитором. В этом ее несомненная ценность и это же обусловило ряд ее особенностей. Не нужно искать в исследовании полной панорамы использования ударных в современной музыке, академического анализа всех значительных партитур ХХ века, в которых присутствуют ударные инструменты. Да вряд ли такое исследование и возможно по отношению к музыке, созданной буквально в наши дни (50—70-е годы), когда время еще не внесло своих коррективов; в монографии же этот период занимает весьма существенное место.
Поэтому личные склонности автора книги оказываются весьма существенными при отборе обильного и многообразного материала. Автор направляет внимание читателей прежде всего на самые интересные, с его точки зрения, случаи использования ударных. Обращение к сочинениям одних мастеров и отсутствие имен других не содержит оценочного момента. Во введении к книге, освещающем применение ударных в музыке ХУШ-ХХ веков, также не ставилась задача дать исчерпывающий исторический очерк.
Подход музыканта-практика ощущается и в акцентировании внимания на творческих проблемах, связанных с композиторской техникой. По этому поводу приходят на ум слова Л. А. Мазеля, в которых отмечена особая специфика разборов, выполненных «крупными композиторами, мышление которых технично и образно одновременно, нераздельно» 1.
Неоспоримое достоинство исследования состоит в том, что оно написано композитором, пристально следящим за развитием современной музыки. Знания Э. В. Денисова в этой области исключительно многообразны и обширны. В книге собран огромный партитурный материал, в большинстве своем труднодоступный. Наличие такого материала позволит читателю составить ясную картину эволюции ударных в ХХ веке, порой трезво и критически отнестись к отдельным ее ракурсам.
Книга построена в виде серии очерков об отдельных композиторах или группах композиторов. Творчество И. Стравинского, Б. Бартока, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, О. Мессиана выделено в самостоятельные главы в связи с исключительной ролью их в развитии ударных.
Автора подстерегала здесь особого рода трудность. Ведь композиторский «портрет» предстояло дать сквозь призму одних только ударных инструментов. Однако Э. В. Денисов стремится избежать нежелательной односторонности, включая трактовку ударных в более широкую стилистическую картину. Сколь яркими, например, получились портреты композиторов в очерках об И. Стравинском, Д. Шостаковиче, Б. Бартоке и особенно О. Мессиане! В этих главах порой неизбежны «лакуны», связанные с особым принципом отбора материала. Так, область театральной музыки С. Прокофьева осталась вне поля зрения Э. В. Денисова, сосредоточившего внимание на симфонической музыке композитора.
В то же время в отборе материала для анализов можно заметить и нечто обратное, казалось бы, выход за рамки темы, обозначенной в заглавии книги: помимо собственно оркестровых произведений Э. В. Денисов касается применения ударных инструментов в ансамблях камерного типа. Это расширение вполне закономерно, так как разнотембровые ансамбли играют весьма важную роль в панораме серьезной музыки ХХ века.
Последнее редактирование модератором: