В дружбе народов — единство России
Сценарий для старшей/подготовительной группы
Автор: Г. Арустамян
Цель: Формировать толерантное отношение детей разных национальностей друг к другу и к культурам других народов.
Задачи:
Скачать сценарий
Ведущий: Добрый день! Мы приветствуем вас в этом зале.
4 ноября вся наша Россия отмечает День народного единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник, который дети должны знать с раннего возраста.
Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Её населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Где и когда бы мы ни находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле…».
Как донести до детей особенности многонациональной страны? Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны для детей?
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
Поэтому мы решили больше узнать о культуре и традициях тех национальностей и народов, к которым принадлежат наши дети. Семьи наших воспитанников помогут нам в этом.
Ребенок:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один — черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой — готовит мёд.
Одним — милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех — одна.
Ведущий: Живёт на земле человек. Он маленький, земля — огромная. Человек занимает на Земле очень мало места. Но он не один, на земле живёт много людей. Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом — народ. Народов на земле много, все они живут в разных её частях. То место, где народ живёт, зовётся Родиной. Наша Родина — Россия.
Песня «Моя Россия»
Ведущий: Мы с вами живём на Кавказе, красотой которого были очарованы многие писатели, поэты и художники. Предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Николая Некрасова — «Горы».
Ребенок:
Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса
И цепи гор белоголовой
Угрюмо-дикая краса.
Мой друг, о сей стране чудесной
Ты только слышал от молвы,
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы.
Вот он. Взгляни, его вершина
Одета глыбами снегов,
Вокруг седого исполина
Стоят ряды его сынов.
Великолепные творенья!
Блистая гордой красотой,
Они вселенной украшенья,
Подпора тверди голубой.
Ведущий: Приглашаем наших первых участников, семью ____, которые представляют Коми-Пермяцкий автономный округ.
Презентация
Ведущий: Пока готовятся наши следующие участники, послушаем стихотворение автора Олега Забусова.
Ребенок:
Рождается в дымке весенний рассвет
Тончайшею алой полоской.
В огромной России прекраснее нет
Чудесной земли ставропольской.
Когда-то давно здесь гремели бои,
И били врага партизаны.
Как память погибшим в горниле войны —
Теперь расцветают тюльпаны.
Здесь воздух наполнен прохладой живой
И птиц несмолкаемым пеньем.
Что может сравниться с такой красотой,
С таким необычным твореньем?
В кольце лесополос, среди ковыля,
Где вечный покой и раздолье,
Находится наша родная земля
И имя её — Ставрополье.
Пусть годы проходят, сменяя века,
Но пусть после нас остаётся
То небо, где тихо плывут облака,
И степь, обогретая солнцем.
Ведущий: Наши следующие участники представляют абазинский народ. ___ и его мама расскажут вам интересные факты из истории своего народа.
Выступление.
Ведущий: О традициях и обычаях абазинского народа познакомит нас семья ____.
Выступление.
Ведущий: Дети исполнят народный танец.
Танец.
Ведущий: Приглашаем представителей армянского народа — семья ____.
Презентация
Ведущий: Давным-давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его весёлые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как?
(балалайкой).
У нас в гостях ученик ДМШ. Он исполнит на балалайке русскую народную песню.
Выступление.
Ведущий: Карачаевский народ представит ____.
Ребенок:
Я люблю степей просторы и заснеженные горы,
И нагорные дремучие леса.
И рассказы аксакалов, и задумчивые скалы,
И растущие заводов корпуса.
Полюбились мне навеки города твои и реки,
И, стоящие на страже, тополя.
Край богатый и красивый.
Уголок родной России — Карачаево-Черкесия моя.
Горцы знают цену чести. Строят будущее вместе.
Дружных братьев деловитая семья.
Ты поэтами воспета, солнцем ласковым согрета,
Карачаево-Черкесия моя!
Презентация
Ведущий: Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни ещё с Древней Руси. Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водились вокруг только что распустившейся берёзы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.
Танец «Во поле берёза стояла»
Ведущий: Благодарим наших участников за сотрудничество и вклад в развитие сплочённости и единства народов России.
Вручение грамот.
Сценарий для старшей/подготовительной группы
Автор: Г. Арустамян
Цель: Формировать толерантное отношение детей разных национальностей друг к другу и к культурам других народов.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями культур, обычаев, традиций и фольклора народов, проживающих в России и родном крае.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну и родной край.
- Развивать интерес к истории и культуре народов, населяющих Россию.
- Способствовать формированию дружелюбного и уважительного отношения к людям разных национальностей.
- Чтение произведений о народах Кавказа.
- Рассматривание иллюстраций: «Достопримечательности Ставропольского края», «Народные костюмы».

Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день! Мы приветствуем вас в этом зале.
4 ноября вся наша Россия отмечает День народного единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Это праздник, который дети должны знать с раннего возраста.
Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Её населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Где и когда бы мы ни находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле…».
Как донести до детей особенности многонациональной страны? Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны для детей?
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
Поэтому мы решили больше узнать о культуре и традициях тех национальностей и народов, к которым принадлежат наши дети. Семьи наших воспитанников помогут нам в этом.
Ребенок:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один — черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой — готовит мёд.
Одним — милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех — одна.
Ведущий: Живёт на земле человек. Он маленький, земля — огромная. Человек занимает на Земле очень мало места. Но он не один, на земле живёт много людей. Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом — народ. Народов на земле много, все они живут в разных её частях. То место, где народ живёт, зовётся Родиной. Наша Родина — Россия.
Песня «Моя Россия»
Ведущий: Мы с вами живём на Кавказе, красотой которого были очарованы многие писатели, поэты и художники. Предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Николая Некрасова — «Горы».
Ребенок:
Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса
И цепи гор белоголовой
Угрюмо-дикая краса.
Мой друг, о сей стране чудесной
Ты только слышал от молвы,
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы.
Вот он. Взгляни, его вершина
Одета глыбами снегов,
Вокруг седого исполина
Стоят ряды его сынов.
Великолепные творенья!
Блистая гордой красотой,
Они вселенной украшенья,
Подпора тверди голубой.
Ведущий: Приглашаем наших первых участников, семью ____, которые представляют Коми-Пермяцкий автономный округ.
Презентация
Ведущий: Пока готовятся наши следующие участники, послушаем стихотворение автора Олега Забусова.
Ребенок:
Рождается в дымке весенний рассвет
Тончайшею алой полоской.
В огромной России прекраснее нет
Чудесной земли ставропольской.
Когда-то давно здесь гремели бои,
И били врага партизаны.
Как память погибшим в горниле войны —
Теперь расцветают тюльпаны.
Здесь воздух наполнен прохладой живой
И птиц несмолкаемым пеньем.
Что может сравниться с такой красотой,
С таким необычным твореньем?
В кольце лесополос, среди ковыля,
Где вечный покой и раздолье,
Находится наша родная земля
И имя её — Ставрополье.
Пусть годы проходят, сменяя века,
Но пусть после нас остаётся
То небо, где тихо плывут облака,
И степь, обогретая солнцем.
Ведущий: Наши следующие участники представляют абазинский народ. ___ и его мама расскажут вам интересные факты из истории своего народа.
Выступление.
Ведущий: О традициях и обычаях абазинского народа познакомит нас семья ____.
Выступление.
Ведущий: Дети исполнят народный танец.
Танец.
Ведущий: Приглашаем представителей армянского народа — семья ____.
Презентация
Ведущий: Давным-давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его весёлые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как?
(балалайкой).
У нас в гостях ученик ДМШ. Он исполнит на балалайке русскую народную песню.
Выступление.
Ведущий: Карачаевский народ представит ____.
Ребенок:
Я люблю степей просторы и заснеженные горы,
И нагорные дремучие леса.
И рассказы аксакалов, и задумчивые скалы,
И растущие заводов корпуса.
Полюбились мне навеки города твои и реки,
И, стоящие на страже, тополя.
Край богатый и красивый.
Уголок родной России — Карачаево-Черкесия моя.
Горцы знают цену чести. Строят будущее вместе.
Дружных братьев деловитая семья.
Ты поэтами воспета, солнцем ласковым согрета,
Карачаево-Черкесия моя!
Презентация
Ведущий: Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни ещё с Древней Руси. Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водились вокруг только что распустившейся берёзы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.
Танец «Во поле берёза стояла»
Ведущий: Благодарим наших участников за сотрудничество и вклад в развитие сплочённости и единства народов России.
Вручение грамот.