Любовь Васильевна
Member
- 16 Июл 2022
- 421
- 2
Автор: В. Манилов
Год: 1983
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 128
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Скачать
Предлагаемый сборник посвящен одному из ярких явлений в джазовой музыке — босса нове. Названный стиль, возникший в результате синтеза бразильской самбы и джазовой импровизации, всегда привлекал гитаристов разных стран, удивительно соответствуя специфике исполнительства на этом инструменте своей изысканной гармонией, завораживающей ритмикой, неповторимой по лирической задушевности мелодикой.
В 70-е годы босса нова пользовалась огромной популярностью и в СССР. Однако, за исключением нескольких пьес и отрывочных сведений об отдельных музыкантах, отдававших предпочтение этому джазовому стилю, в отечественной учебно-методической литературе какие-либо материалы о босса нове отсутствуют. Цель настоящего издания — познакомить профессионалов и любителей искусства с данным стилем.
Сборник состоит из трех разделов. Первый содержит краткий очерк об истории босса новы, о ее стилистических особенностях, о характерных приемах игры на гитаре и т. п. Во втором разделе помещены бразильские самбы в обработке для гитары (часть этих произведений ранее публиковалась в нашей стране). Наконец, в третий раздел включены популярные пьесы разных авторов в стиле босса нова для голоса (или какого-либо солирующего инструмента) с аккомпанементом гитары и для гитары-соло. В приложении приведены небольшие биографические справки о выдающихся музыкантах, чья творческая деятельность способствовала формированию и развитию босса новы, а также дан список литературы.
Сборник адресован как учащимся эстрадных отделений музыкальных учебных заведении, так и широкому кругу любителей музыки. Думается, что издание должно заинтересовать не только поклонников джаза, но и гитаристов классического направления.
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора-составителя
I. Босса нова — джаз в ритме самбы
II. Бразильские самбы в обработке для гитары
Краткие сведения о гитаристах, внесших вклад в развитие босса новы
Литература
Год: 1983
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 128
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Скачать
Предлагаемый сборник посвящен одному из ярких явлений в джазовой музыке — босса нове. Названный стиль, возникший в результате синтеза бразильской самбы и джазовой импровизации, всегда привлекал гитаристов разных стран, удивительно соответствуя специфике исполнительства на этом инструменте своей изысканной гармонией, завораживающей ритмикой, неповторимой по лирической задушевности мелодикой.
В 70-е годы босса нова пользовалась огромной популярностью и в СССР. Однако, за исключением нескольких пьес и отрывочных сведений об отдельных музыкантах, отдававших предпочтение этому джазовому стилю, в отечественной учебно-методической литературе какие-либо материалы о босса нове отсутствуют. Цель настоящего издания — познакомить профессионалов и любителей искусства с данным стилем.
Сборник состоит из трех разделов. Первый содержит краткий очерк об истории босса новы, о ее стилистических особенностях, о характерных приемах игры на гитаре и т. п. Во втором разделе помещены бразильские самбы в обработке для гитары (часть этих произведений ранее публиковалась в нашей стране). Наконец, в третий раздел включены популярные пьесы разных авторов в стиле босса нова для голоса (или какого-либо солирующего инструмента) с аккомпанементом гитары и для гитары-соло. В приложении приведены небольшие биографические справки о выдающихся музыкантах, чья творческая деятельность способствовала формированию и развитию босса новы, а также дан список литературы.
Сборник адресован как учащимся эстрадных отделений музыкальных учебных заведении, так и широкому кругу любителей музыки. Думается, что издание должно заинтересовать не только поклонников джаза, но и гитаристов классического направления.
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора-составителя
I. Босса нова — джаз в ритме самбы
II. Бразильские самбы в обработке для гитары
- Э. Вила Лабас. Самба ле-ле
- Х. Мартинес Сарате. Самба
- Самба. Обработка Х. Родригеса
- Я люблю, мама. Самба. Обработка Р. Риера
- А. Баррозу. Бразильская акварель. Самба. Аранжировка П. Баррейруша
- А. Мейрантс. Самба Ла-Платы
- Креолка из Сант-Яго. Самба. Обработка А. Часаррета
- С. Абреу. Тико-тико. Самба. Аранжировка И. Савио
- Д, Асеведо. Аморадо. Самба
- А. К. Жобим. Девушка из Ипанемы
- А. К. Жобим. Девушка из Ипанемы. Аранжировка Дж. Маршалла
- А. К. Жобим. Дезафинадо
- A. К. Жобим. Дезафинадо. Аранжировка Б. Пиццарелли
- Л. Бонфа. Черный Орфей
- А. К. Жобим. Тихие ночи
- А. К. Жобим. Тихие ночи. Аранжировка Дж. Маршалла
- А. К. Жобим. Самба на одной ноте
- А. К. Жобим. Самба на одной ноте. Аранжировка Дж. Маршалла
- А. К. Жобим. Медитация
- А. К. Жобим. Медитация. Аранжировка Дж. Маршалла
- А. К. Жобим. Джаз-самба
- А. К. Жобим. Джаз-самба. Аранжировка Ч. Берда
- Л. Антонио, Дж. Феррейра. Рекадо
- Л. Антонио, Дж. Феррейра. Рекадо. Аранжировка Б. Пиццарелли
- А. К. Жобим. Какой ты равнодушный
- А. К. Жобим. Какой ты равнодушный. Аранжировка Дж. Маршалла
- А. К. Жобим. Я любил однажды
- А. К. Жобим. Волна
- А. К. Жобим. Динди
- А. К. Жобим. Фотограф
- К. Джонс. Душа
- Д. Брубек. Босса нова США
- М. Аблониц. Босса нова. Аранжировка Л. Альмейды
- Ж. Жильберто. Хо-ба-ла-ла. Аранжировка Дж. Маршалла
- Д. Сильва, Н. Тейксейра. Утка. Аранжировка Ч. Берда
- Б. Пауэлл. Оставь меня. Аранжировка Дж. Маршалла
- М. Легран. Посмотри, что случилось
- М. Легран. Посмотри, что случилось. Аранжировка Дж. Пасса
- Дж. Мендель, П. Ф. Уэбстер. Твоей улыбки тень
- Дж. Мендель, П. Ф. Уэбстер. Твоей улыбки тень. Аранжировка В. Манилова
- Ф. Лей. Босса нова. Из кинофильма «Мужчина и женщина»
- Ф. Лей. Босса нова. Из кинофильма «Мужчина и женщина». Аранжировка В. Манилова
- Ч. Кориа. В какую игру мы будем играть сегодня
Краткие сведения о гитаристах, внесших вклад в развитие босса новы
Литература
Музыкальная Культура стран Латинской Америки оказала заметное влияние не только на зарождение и формирование джаза как нового направления в искусстве, но и на последующее его развитие. Пунктирные и синкопированные ритмы хабанеры, танго легли в основу ранних блюзов и чарльстона. Одним из источников рэгтайма, как известно, является имитация приемов игры иа банджо или гитаре, наметившая в американском джазе тенденцию к превращению фортепиано в ударный
инструмент (7.290). Видный джазовый пианист и композитор из Нового Орлеана Джелли Ролл Мортон как-то отмечал в интервью, что «джазовый стиль немыслим без испанского колорита», заимствованного из латиноамериканской музыки. В качестве доказательств можно привести множество джазовых тем периода свинга и бибопа, среди. которых, например, популярна пьеса Дюка Эллингтона «Караван». Дальнейшее взаимовлияние культур Северной и Южной Америки в процессе эволюции джаза показало, что наиболее плодотворные результаты дал синтез импровизационных принципов с особенностями бразильской самбы. Так родилась босса нова Самба — весьма распространенный танец в Бразилии, генезис которого, по мнению ряда исследователей, восходит к африканской культурной традиции. Это подтверждают и специфика сго хореографии, и закономерности музыкальной структуры (стих — рефрен)
Первоначально самба представляла собой круговой танец с парой (или несколькими парами) солистов в центре. Один из музыкантов пел, а образующие круг — вторили сму. Танцующие соло выполняли быстрые покачивания корпусом, преимущественно бедрами, притоптывания каблуками, хлопки ладонями и пощелкивания пальцами, а также делали умбигаду — своеобразные движения животом.
В африканских круговых танцах такое "па" называется семба. Лингвисты считают, что возможно именно от этого слова н происходит название бразильского танца.
Заметим, что в Бразилии значение понятия «самба» довольно широко: под ним подразумевают народное празднество, сопровождаемое танцами, пением и музыкой, а в более узком плане — разновидность городского (как модификацию — сельского) — танцевального фольклора, бытующего, в частности, в штате Байя, городах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Различают два типа ` городской самбы —«самбу лачуг», распространенную среди бедноты окраин, и, сформировавшуюся несколько позднее, во втором десятилетии ХХ века, «салбу-кариоку». («Карнока» — буквально уроженка Рио-де-Жанейро.) «Самба-карнока» — бразильский салонный парный танец, едва ли не с момента своего появления покоривший население страны. Его хореография впитала
в себя элементы как «самбы лачуг», так и множества других танцев многонациональной Бразилии.
Постепенно к жанру самбы начинают обращаться профессиональные бразильские композиторы, возникает и вокальная ее форма(самба песня). Повсеместно открываются многочисленные школы самбы, объявляются конкурсы исполнителей на карнавалах, организовываются ансамбли, специализирующиеся только на исполнении самбы, регулярно осуществляются записи этой музыки в фонды радио и на грампластинки. Такое положение привело, с одной стороны, к огромной популярности самбы, а с другой — к засилию в этом жанре коммерческих интересов, а значит,
и низкопробных вкусов, слащавой сентиментальности ит. п. И все же в музыкальной
культуре Бразилии самба и сейчас занимает одно из ведущих мест. Известный бразильский композитор, гитарист н пианист А. К. Жобим как-то сказал, что ее роль в бразильском искусстве сравнима с ролью мэйнстрима (т.е. главного течения) в джазе. Поэтому неудивительно, что именно самба привлекла к себе
внимание джазовых музыкантов.
Датой рождения босса новы обычно считается 1959 год, когда впервые зазвучали удивительные по красоте и оригинальности песни Антонио Карлоса Жобима. Справедливости ради следует отметить, что первые попытки использования латиноамериканских ритмов в джазе делались еще в 1953 году квартетом музыкантов с тихоокеанского побережья США в составе альт-саксофониста Бада Шенка..
инструмент (7.290). Видный джазовый пианист и композитор из Нового Орлеана Джелли Ролл Мортон как-то отмечал в интервью, что «джазовый стиль немыслим без испанского колорита», заимствованного из латиноамериканской музыки. В качестве доказательств можно привести множество джазовых тем периода свинга и бибопа, среди. которых, например, популярна пьеса Дюка Эллингтона «Караван». Дальнейшее взаимовлияние культур Северной и Южной Америки в процессе эволюции джаза показало, что наиболее плодотворные результаты дал синтез импровизационных принципов с особенностями бразильской самбы. Так родилась босса нова Самба — весьма распространенный танец в Бразилии, генезис которого, по мнению ряда исследователей, восходит к африканской культурной традиции. Это подтверждают и специфика сго хореографии, и закономерности музыкальной структуры (стих — рефрен)
Первоначально самба представляла собой круговой танец с парой (или несколькими парами) солистов в центре. Один из музыкантов пел, а образующие круг — вторили сму. Танцующие соло выполняли быстрые покачивания корпусом, преимущественно бедрами, притоптывания каблуками, хлопки ладонями и пощелкивания пальцами, а также делали умбигаду — своеобразные движения животом.
В африканских круговых танцах такое "па" называется семба. Лингвисты считают, что возможно именно от этого слова н происходит название бразильского танца.
Заметим, что в Бразилии значение понятия «самба» довольно широко: под ним подразумевают народное празднество, сопровождаемое танцами, пением и музыкой, а в более узком плане — разновидность городского (как модификацию — сельского) — танцевального фольклора, бытующего, в частности, в штате Байя, городах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Различают два типа ` городской самбы —«самбу лачуг», распространенную среди бедноты окраин, и, сформировавшуюся несколько позднее, во втором десятилетии ХХ века, «салбу-кариоку». («Карнока» — буквально уроженка Рио-де-Жанейро.) «Самба-карнока» — бразильский салонный парный танец, едва ли не с момента своего появления покоривший население страны. Его хореография впитала
в себя элементы как «самбы лачуг», так и множества других танцев многонациональной Бразилии.
Постепенно к жанру самбы начинают обращаться профессиональные бразильские композиторы, возникает и вокальная ее форма(самба песня). Повсеместно открываются многочисленные школы самбы, объявляются конкурсы исполнителей на карнавалах, организовываются ансамбли, специализирующиеся только на исполнении самбы, регулярно осуществляются записи этой музыки в фонды радио и на грампластинки. Такое положение привело, с одной стороны, к огромной популярности самбы, а с другой — к засилию в этом жанре коммерческих интересов, а значит,
и низкопробных вкусов, слащавой сентиментальности ит. п. И все же в музыкальной
культуре Бразилии самба и сейчас занимает одно из ведущих мест. Известный бразильский композитор, гитарист н пианист А. К. Жобим как-то сказал, что ее роль в бразильском искусстве сравнима с ролью мэйнстрима (т.е. главного течения) в джазе. Поэтому неудивительно, что именно самба привлекла к себе
внимание джазовых музыкантов.
Датой рождения босса новы обычно считается 1959 год, когда впервые зазвучали удивительные по красоте и оригинальности песни Антонио Карлоса Жобима. Справедливости ради следует отметить, что первые попытки использования латиноамериканских ритмов в джазе делались еще в 1953 году квартетом музыкантов с тихоокеанского побережья США в составе альт-саксофониста Бада Шенка..
Последнее редактирование модератором: