Автор: Б. Печерский
Год: 2011
Издательство: Москва: МГПУ
Страниц: 36
Формат: PDF
Язык: русский
Предлагаемый Вашему вниманию сборник пьес продолжает серию учебных пособий для студентов музыкальных вузов, училищ, а также школьников общеобразовательных и музыкальных школ. Данная универсальность сборника определяется тем, что пьесы целесообразны как для исполнения юными музыкантами, так и для уроков прослушивания музыки.
Успех предыдущих сборников "школьного репертуара" для фортепиано, фортепианных ансамблей, флейты и хоровых коллективов вдохновил меня на публикацию соответствующих по трудности сочинений для скрипки. Дефицит подобной музыкальной литературы не вызывает сомнений. Вполне ясен эпиграф сборника "В музыке этой страны всего четыре струны".
В название "Характеристические пьесы" я вкладываю смысл определенной ироничности, а иногда и шаржированности различных сюжетов и образов. В каждой пьесе я старался воплотить принцип концертности, т.к. яркой музыкальной образности, которая должна вызывать адекватный эмоциональный отклик как у исполнителя, так и у слушателя.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
Посиделки
Зимние узоры
Сентиментальный марш
Тарантелла
Скучный урок
Венское рондо
От автора
Предлагаемый Вашему вниманию сборник «Характеристические пьесы» для скрипки и фортепиано продолжает серию учебных пособий для студентов музыкальных вузов, училищ, а также школьников общеобразовательных и музыкальных школ. Данная универсальность сборника определяется тем, что пьесы целесообразны как для исполнения юными музыкантами, так и для уроков прослушивания музыки.
Успех предыдущих сборников «школьного репертуара» для фортепиано, фортепианных ансамблей и хоровых коллективов вдохновил мсня на публикацию соответствующих по трудности сочинений для скрипки. Дефицит подобной музыкальной литературы не вызывает сомнений. Вполне ясен эпиграф сборника «В музыке этой страны всего четыре струны».
В название «Характеристические пьесы» я вкладываю смысл определённой ироничности, а иногда и шаржированности различных сюжетов и образов. В каждой пьесе я старался воплотить принцип концертности, т.е. яркой музыкальной образности, которая должна вызывать адекватный эмоциональный отклик как‚ у исполнителя, так и у слушателя.
Открывается сборник пьесой «Посиделки». По своему интонационному строю музыка вызывает аналогии с русским фольклором. Усиливает это впечатление попытка изобразить наигрыш балалайки с помощью приёма pizzicato в партии скрипки. Да и само название «Посиделки» ассоциируется с деревенским колоритом, солнечным летним днём и музицированием «на завалинке». Скрипичная фактура, сотканная из кварто-квинтовых попевок, располагается внутри унисонного фортепианного сопровождения через 4—5 октав, что с одной стороны создаёт объёмность звучания, а с другой — ничуть не заглушает солирующего скрипача.
«Зимние узоры» — это музыкальный пейзаж, точнее разнообразные причудливые рисунки, которыми его Величество Мороз разукрашивает окна наших домов. Спокойное развитие «узорчатой» скрипичной мелодии с соответствующими: тихими фортепианными дополнениями создаёт картину нереальной фантастической красоты, на которую способна только природа. Скрипка от начала до конца звучит при помощи сурдины (соn sord), а фортепиано — на одной полупедали.
Тихая умиротворённость господствует в этой льесе с первой и до последней ноты.
«Сентиментальный марш», хотя и написан по всем законам жанра, но уже своим названием как бы исключает наличие обычного ритмичного шествия.
В этой пьесе преобладают лёгкая ирония и лирическая шаржированность музыкальных образов, разумеется, в маршеобразном интерьере. Яркие динамические контрасты, агогическая раскованность, ностальгические краски и тихое окончание — все эти средства музыкальной выразительности служат «оправданием» этому необычному названию пьесы — «Сентиментальный марш».
Тарантелла — весёлый быстрый танец итальянского происхождения. Первоначально пьеса написана для фортепианного дуэта. Данный вариант — это переложение для скрипки и фортепиано, разумеется, с определёнными изменениями. Пьеса носит яркий стремительный характер (рresto). Скрипичная партия представляет определенные виртуозные трудности для юных музыкантов. Калейдоскоп музыкальных образов с повторяющимся рефреном рисует картину праздничного карнавального веселья. Художественные впечатления от исполнения и прослушивания этой пьесы могут вызвать «крамольную» мысль о том, что самая весёлая музыка написана в миноре.
«Скучный урок» поначалу представляет собой нечто странное, напоминающие музыку старинного гавота. Странности обусловлены необычной метроритмикой, агогикой и гармоническими «фальшивизмами», как будто юные музыканты с невыученным заданием отбывают «трудовую повинность» в присутствии строгого учителя. Но внезапно всё изменилось: учитель вышел из класса и закрыл за собой дверь... Тут-то и началось нечто невообразимое. Оказывается, ту музыку, которая им нравится, музыканты играют увлечённо и с большим виртуозным размахом. Звучит яркий и стремительный эпизод с элементами джазовой импровизации, фольклорной танцевальности, резкими динамическими и метроритмическими контрастами. И в самый разгар веселья учитель вернулся... Мгновенно воцарилась первоначальная атмосфера нудного скучного урока. Таково окончание этой пьесы.
Завершает цикл «Венское рондо». Форма рондо представляет собой круг, по которому движется мысль композитора, воплощённая в главной теме, перемежающейся темами-эпизодами. Название «Венское рондо» связано с эмоциональными впечатлениями, которые автор получил несколько лет тому назад, прогуливаясь по улицам и площадям этого старинного города с его древней архитектурой, многочисленными памятниками великим композиторам прошлого и резко контрастирующей уличной музыкой в исполнении самодеятельных музыкантов. Часто эта музыка дополняется цирковыми номерами с выступлением клоунов, дрессированных собачек и прочими экзотическими представлениями.
Всё это создаёт атмосферу весёлого настроения и праздничного гулянья. «Венское рондо» ставит перед юными исполнителями — скрипачами и пианистами — ряд серьёзных виртуозных задач, которые вполне разрешимы в старших классах детских музыкальных школ при наличии соответствующего дарования.
Хочется надеяться, что сборник скрипичных пьес «В музыке этой страны всего четыре струны» доставит удовольствие и радость как исполнителям, так и слушателям.
Год: 2011
Издательство: Москва: МГПУ
Страниц: 36
Формат: PDF
Язык: русский
Предлагаемый Вашему вниманию сборник пьес продолжает серию учебных пособий для студентов музыкальных вузов, училищ, а также школьников общеобразовательных и музыкальных школ. Данная универсальность сборника определяется тем, что пьесы целесообразны как для исполнения юными музыкантами, так и для уроков прослушивания музыки.
Успех предыдущих сборников "школьного репертуара" для фортепиано, фортепианных ансамблей, флейты и хоровых коллективов вдохновил меня на публикацию соответствующих по трудности сочинений для скрипки. Дефицит подобной музыкальной литературы не вызывает сомнений. Вполне ясен эпиграф сборника "В музыке этой страны всего четыре струны".
В название "Характеристические пьесы" я вкладываю смысл определенной ироничности, а иногда и шаржированности различных сюжетов и образов. В каждой пьесе я старался воплотить принцип концертности, т.к. яркой музыкальной образности, которая должна вызывать адекватный эмоциональный отклик как у исполнителя, так и у слушателя.
скачать
СОДЕРЖАНИЕ:
Посиделки
Зимние узоры
Сентиментальный марш
Тарантелла
Скучный урок
Венское рондо
От автора
Предлагаемый Вашему вниманию сборник «Характеристические пьесы» для скрипки и фортепиано продолжает серию учебных пособий для студентов музыкальных вузов, училищ, а также школьников общеобразовательных и музыкальных школ. Данная универсальность сборника определяется тем, что пьесы целесообразны как для исполнения юными музыкантами, так и для уроков прослушивания музыки.
Успех предыдущих сборников «школьного репертуара» для фортепиано, фортепианных ансамблей и хоровых коллективов вдохновил мсня на публикацию соответствующих по трудности сочинений для скрипки. Дефицит подобной музыкальной литературы не вызывает сомнений. Вполне ясен эпиграф сборника «В музыке этой страны всего четыре струны».
В название «Характеристические пьесы» я вкладываю смысл определённой ироничности, а иногда и шаржированности различных сюжетов и образов. В каждой пьесе я старался воплотить принцип концертности, т.е. яркой музыкальной образности, которая должна вызывать адекватный эмоциональный отклик как‚ у исполнителя, так и у слушателя.
Открывается сборник пьесой «Посиделки». По своему интонационному строю музыка вызывает аналогии с русским фольклором. Усиливает это впечатление попытка изобразить наигрыш балалайки с помощью приёма pizzicato в партии скрипки. Да и само название «Посиделки» ассоциируется с деревенским колоритом, солнечным летним днём и музицированием «на завалинке». Скрипичная фактура, сотканная из кварто-квинтовых попевок, располагается внутри унисонного фортепианного сопровождения через 4—5 октав, что с одной стороны создаёт объёмность звучания, а с другой — ничуть не заглушает солирующего скрипача.
«Зимние узоры» — это музыкальный пейзаж, точнее разнообразные причудливые рисунки, которыми его Величество Мороз разукрашивает окна наших домов. Спокойное развитие «узорчатой» скрипичной мелодии с соответствующими: тихими фортепианными дополнениями создаёт картину нереальной фантастической красоты, на которую способна только природа. Скрипка от начала до конца звучит при помощи сурдины (соn sord), а фортепиано — на одной полупедали.
Тихая умиротворённость господствует в этой льесе с первой и до последней ноты.
«Сентиментальный марш», хотя и написан по всем законам жанра, но уже своим названием как бы исключает наличие обычного ритмичного шествия.
В этой пьесе преобладают лёгкая ирония и лирическая шаржированность музыкальных образов, разумеется, в маршеобразном интерьере. Яркие динамические контрасты, агогическая раскованность, ностальгические краски и тихое окончание — все эти средства музыкальной выразительности служат «оправданием» этому необычному названию пьесы — «Сентиментальный марш».
Тарантелла — весёлый быстрый танец итальянского происхождения. Первоначально пьеса написана для фортепианного дуэта. Данный вариант — это переложение для скрипки и фортепиано, разумеется, с определёнными изменениями. Пьеса носит яркий стремительный характер (рresto). Скрипичная партия представляет определенные виртуозные трудности для юных музыкантов. Калейдоскоп музыкальных образов с повторяющимся рефреном рисует картину праздничного карнавального веселья. Художественные впечатления от исполнения и прослушивания этой пьесы могут вызвать «крамольную» мысль о том, что самая весёлая музыка написана в миноре.
«Скучный урок» поначалу представляет собой нечто странное, напоминающие музыку старинного гавота. Странности обусловлены необычной метроритмикой, агогикой и гармоническими «фальшивизмами», как будто юные музыканты с невыученным заданием отбывают «трудовую повинность» в присутствии строгого учителя. Но внезапно всё изменилось: учитель вышел из класса и закрыл за собой дверь... Тут-то и началось нечто невообразимое. Оказывается, ту музыку, которая им нравится, музыканты играют увлечённо и с большим виртуозным размахом. Звучит яркий и стремительный эпизод с элементами джазовой импровизации, фольклорной танцевальности, резкими динамическими и метроритмическими контрастами. И в самый разгар веселья учитель вернулся... Мгновенно воцарилась первоначальная атмосфера нудного скучного урока. Таково окончание этой пьесы.
Завершает цикл «Венское рондо». Форма рондо представляет собой круг, по которому движется мысль композитора, воплощённая в главной теме, перемежающейся темами-эпизодами. Название «Венское рондо» связано с эмоциональными впечатлениями, которые автор получил несколько лет тому назад, прогуливаясь по улицам и площадям этого старинного города с его древней архитектурой, многочисленными памятниками великим композиторам прошлого и резко контрастирующей уличной музыкой в исполнении самодеятельных музыкантов. Часто эта музыка дополняется цирковыми номерами с выступлением клоунов, дрессированных собачек и прочими экзотическими представлениями.
Всё это создаёт атмосферу весёлого настроения и праздничного гулянья. «Венское рондо» ставит перед юными исполнителями — скрипачами и пианистами — ряд серьёзных виртуозных задач, которые вполне разрешимы в старших классах детских музыкальных школ при наличии соответствующего дарования.
Хочется надеяться, что сборник скрипичных пьес «В музыке этой страны всего четыре струны» доставит удовольствие и радость как исполнителям, так и слушателям.
Последнее редактирование модератором: