Тамара Леонидовна
Member
- 14 Июл 2022
- 116
- 0
Название: О переложении для русских народных инструментов
Автор: В. Попонов
Год: 1986
Издательство: Советская Россия
Страниц: 98
Формат: DJVU
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский
В книге (преимущественно на материале фортепианной музыки) даются советы по переложению для оркестров и ансамблей русских народных инструментов, приводится характеристика технических средств и средств музыкальной выразительности инструментов, излагаются сведения из музыкального синтаксиса. Книга адресована руководителям самодеятельных оркестров и ансамблей.
СОДЕРЖАНИЕ:
Виды инструментов, входящих в состав оркестров и ансамблей русских народных инструментов, характеристика их технических средств, средств музыкальной выразительности, их роль в оркестре и ансамбле
Группа трехструнных домр
Способы извлечения звука
Роль домровой группы в оркестре
Балалаечная группа
Способы извлечения звука
Роль балалаечной группы в оркестре
Гусли
Группа пневматических язычковых инструментов
Народные духовые инструменты
Группа ударных инструментов
Переложение
Общие задачи
Краткая характеристика фортепианной и оркестровой фактуры
Мелодия
Мелодические подголоски
Добавление мелодических голосов
Добавление гармонических голосов
Голосоведение
Мелодическая и гармоническая фигурации
Педализация
Скачки на широкие интервалы
Репетиционный прием
Тремоло
Переработка аккомпанемента
Упрощение технических трудностей
Фразировка
Транспозиция
Аккомпанирующий оркестр
Домровый ансамбль
Балалаечный ансамбль
Ансамбль баянов
Фольклорный ансамбль
Переложение с симфонического оркестра
Правила записи голосов оркестра
Проверка переложения
ВИДЫ ИНСТРУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОРКЕСТРОВ И АНСАМБЛЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ, ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ИХ РОЛЬ В ОРКЕСТРЕ, И АНСАМБЛЕ
Группа трехструнных домр
Существует 7 видов трехструнных домр: пикколо, малая (сопрановая), меццо-сопрано, альт, тенор, бас и контрабас. Из них в художественной самодеятельности используются только 4 вида: пикколо, малая, альтовая и басовая. О них и пойдет речь ниже.
Строй, звуковой диапазон и способ нотной записи (высоты звука) у этих инструментов следующий (прим. 1):
Пикколо
Малая
Альтовая
Басовая
Характер звучания каждого инструмента в отдельности зависит в основном от величины корпуса, длины, толщины, способа выделки струн и звукоизвлечения. Наиболее ярко звучат струны, не обвитые канителью (медной или латунной проволочкой). Первая струна каждого инструмента звучит ярче, чем вторая и третья, открытые струны — полнее, чем прижатые к ладам. Звук, извлекаемый медиатором, имеет более светлый тембр, чем при защипивании струн пальцем.
Тембр изменяется также в зависимости от места соприкосновения медиатора со струной. Если медиатор соприкасается со струной ближе к подставке, звук приобретает более легкий и светлый оттенок, если ближе к грифу — мягкий и несколько глуховатый.
Соприкосновение медиатора со струной у всех играющих на домрах должно быть в одном и том же месте, иначе нельзя будет достигнуть единства тембра.
Способы извлечения звука
На домрах звук извлекается преимущественно посредством медиатора (специально обработанной черепаховой или целлулоидной пластинкой) и реже защипыванием струны каким-либо пальцем правой руки: большим — вниз, указательным, средним или безымянным — вверх. Медиатором звук извлекается двумя способами: отдельными ударами о струну вниз и двусторонними — вниз— вверх. Удары вниз обозначаются знаком У, вверх — Л.
Односторонние удары медиатора вниз применяются в тех случаях, когда требуется извлечь звуки одинаковой громкости и плотности в умеренной последовательности (прим. 7) . Двусторонними ударами исполняются звуки, чередующиеся в быстрой последовательности.
Направление удара медиатора имеет большое значение при переходе с одной струны на другую в смысле удобства исполнения быстро движущихся звуков. Крайне трудно исполнять быстро движущиеся звуки при переходе с тонкой струны на более толстую, то есть с первой — на вторую и со второй — на третью при ударе медиатором о струну вверх (прим. 2) .
Тремоло. Частое и равномерное чередование двусторонних ударов медиатора о струну образует беспрерывный, певучий звук. Для достижения этого исполнитель должен успеть сделать по 32 двусторонних удара на одну метрическую долю такта при очень медленном темпе, 16— при умеренном, 8— при быстром, 4— при очень быстром темпе.
По существующим правилам исполнитель играет приемом тремоло все ноты, длительность которых допускает применение этого приема, то есть тремолирование всегда подразумевается как основной прием извлечения звука на домре, если в нотах нет специального указания играть другим каким-либо приемом.
Тремолирование может быть связным, беспрерывным или раздельным. Если какая-либо группа нот различной высоты объединена лигой, все ноты должны исполняться связно, без снятия медиатора со струн. Так, например, в пьесе К. Сен-Санса «Лебедь» каждые два такта должны исполняться связно, беспрерывным тремолированием...
Автор: В. Попонов
Год: 1986
Издательство: Советская Россия
Страниц: 98
Формат: DJVU
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский
СКАЧАТЬ
В книге (преимущественно на материале фортепианной музыки) даются советы по переложению для оркестров и ансамблей русских народных инструментов, приводится характеристика технических средств и средств музыкальной выразительности инструментов, излагаются сведения из музыкального синтаксиса. Книга адресована руководителям самодеятельных оркестров и ансамблей.
СОДЕРЖАНИЕ:
Виды инструментов, входящих в состав оркестров и ансамблей русских народных инструментов, характеристика их технических средств, средств музыкальной выразительности, их роль в оркестре и ансамбле
Группа трехструнных домр
Способы извлечения звука
Роль домровой группы в оркестре
Балалаечная группа
Способы извлечения звука
Роль балалаечной группы в оркестре
Гусли
Группа пневматических язычковых инструментов
Народные духовые инструменты
Группа ударных инструментов
Переложение
Общие задачи
Краткая характеристика фортепианной и оркестровой фактуры
Мелодия
Мелодические подголоски
Добавление мелодических голосов
Добавление гармонических голосов
Голосоведение
Мелодическая и гармоническая фигурации
Педализация
Скачки на широкие интервалы
Репетиционный прием
Тремоло
Переработка аккомпанемента
Упрощение технических трудностей
Фразировка
Транспозиция
Аккомпанирующий оркестр
Домровый ансамбль
Балалаечный ансамбль
Ансамбль баянов
Фольклорный ансамбль
Переложение с симфонического оркестра
Правила записи голосов оркестра
Проверка переложения
ВИДЫ ИНСТРУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОРКЕСТРОВ И АНСАМБЛЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ, ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ИХ РОЛЬ В ОРКЕСТРЕ, И АНСАМБЛЕ
Группа трехструнных домр
Существует 7 видов трехструнных домр: пикколо, малая (сопрановая), меццо-сопрано, альт, тенор, бас и контрабас. Из них в художественной самодеятельности используются только 4 вида: пикколо, малая, альтовая и басовая. О них и пойдет речь ниже.
Строй, звуковой диапазон и способ нотной записи (высоты звука) у этих инструментов следующий (прим. 1):
Пикколо
Малая
Альтовая
Басовая
Характер звучания каждого инструмента в отдельности зависит в основном от величины корпуса, длины, толщины, способа выделки струн и звукоизвлечения. Наиболее ярко звучат струны, не обвитые канителью (медной или латунной проволочкой). Первая струна каждого инструмента звучит ярче, чем вторая и третья, открытые струны — полнее, чем прижатые к ладам. Звук, извлекаемый медиатором, имеет более светлый тембр, чем при защипивании струн пальцем.
Тембр изменяется также в зависимости от места соприкосновения медиатора со струной. Если медиатор соприкасается со струной ближе к подставке, звук приобретает более легкий и светлый оттенок, если ближе к грифу — мягкий и несколько глуховатый.
Соприкосновение медиатора со струной у всех играющих на домрах должно быть в одном и том же месте, иначе нельзя будет достигнуть единства тембра.
Способы извлечения звука
На домрах звук извлекается преимущественно посредством медиатора (специально обработанной черепаховой или целлулоидной пластинкой) и реже защипыванием струны каким-либо пальцем правой руки: большим — вниз, указательным, средним или безымянным — вверх. Медиатором звук извлекается двумя способами: отдельными ударами о струну вниз и двусторонними — вниз— вверх. Удары вниз обозначаются знаком У, вверх — Л.
Односторонние удары медиатора вниз применяются в тех случаях, когда требуется извлечь звуки одинаковой громкости и плотности в умеренной последовательности (прим. 7) . Двусторонними ударами исполняются звуки, чередующиеся в быстрой последовательности.
Направление удара медиатора имеет большое значение при переходе с одной струны на другую в смысле удобства исполнения быстро движущихся звуков. Крайне трудно исполнять быстро движущиеся звуки при переходе с тонкой струны на более толстую, то есть с первой — на вторую и со второй — на третью при ударе медиатором о струну вверх (прим. 2) .
Тремоло. Частое и равномерное чередование двусторонних ударов медиатора о струну образует беспрерывный, певучий звук. Для достижения этого исполнитель должен успеть сделать по 32 двусторонних удара на одну метрическую долю такта при очень медленном темпе, 16— при умеренном, 8— при быстром, 4— при очень быстром темпе.
По существующим правилам исполнитель играет приемом тремоло все ноты, длительность которых допускает применение этого приема, то есть тремолирование всегда подразумевается как основной прием извлечения звука на домре, если в нотах нет специального указания играть другим каким-либо приемом.
Тремолирование может быть связным, беспрерывным или раздельным. Если какая-либо группа нот различной высоты объединена лигой, все ноты должны исполняться связно, без снятия медиатора со струн. Так, например, в пьесе К. Сен-Санса «Лебедь» каждые два такта должны исполняться связно, беспрерывным тремолированием...
Последнее редактирование модератором: