Автор: В. Третьяченко
Год: 2003
Издательство: Красноярск: КГУ
Страниц: 252
Формат: PDF
Размер: 31,0 МВ
Скачать
Предисловие
Глава I. РАННИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СМЫЧКОВОЙ ПЕДАГОГИКИ И МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУКТИВНЫХ СОЧИНЕНИЙ
1.1. Дидактические аспекты смычкового искусства до XVII века
1.2. Дидактические аспекты скрипичных сочинений XVII-XVIII веков
1.3. Обособление и дифференциация инструктивно-художественных сочинений
Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА СКРИПИЧНОГО ЭТЮДА
2.1. Ранний этап формирования жанра скрипичного этюда
2.2. Становление классического типа скрипичного этюда
Глава III. ПУТИ РАЗВИТИЯ СКРИПИЧНОГО ЭТЮДА В XIX ВЕКЕ
3.1. Художественная разновидность жанра этюда
3.2. Инструктивная разновидность жанра этюда
3.3. Художественно-инструктивный этюд
Глава IV. ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СКРИПИЧНОГО ЭТЮДА В ХХ ВЕКЕ
4.1. Скрипичный этюд в свете стилистики музыкального языка рубежа XIX-XX веков
4.2. Скрипичный этюд в свете тональных, тематических, ритмических, сонорных категорий музыки ХХ века
4.3. Пути развития отечественного скрипичного этюда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Любой музыкант, от мала до велика, на своем творческом пути непременно встречается с этюдами — ведь они составляют одну из важнейших основ воспитания профессиональных навыков. Жанр этюда в значительной мере воспринимается музыкантами как данность; в музыковедческой литературе можно найти немало страниц, посвященных каприсам Н. Паганини, этюдам Ф. Шопена, А. Скрябина, К. Дебюсси, этюдам-картинам С. Рахманинова, Симфоническим этюдам Р. Шумана и другим замечательным произведениям этого жанра. В то же время музыковедение практически не говорит о причинах и времени возникновения жанра этюда, путях его развития в прошлом и настоящем, о том, чем, собственно, являются этюды — инструктивными, художественными или какими-либо иными произведениями, хотя ответы на эти вопросы имеют важное практическое значение.
Проблематика скрипичного этюда в музыковедческой литературе рассматривается, прежде всего, в практической плоскости в работах Л. Ауэра, Б. Гутникова, В. Григорьева, А. Грицюса, Б. Камилларова, К. Мостраса, Л. Раабена, К. Родионова, Т. Берфорд, Г. Фельдгуна, А. Ямпольского, Ю. Янкелевича и других авторов. Ряд ценных замечаний теоретического и практического характера можно найти в некоторых монографиях, посвященных выдающимся музыкантам (таков, например, анализ жанра каприса в творчестве К. Липиньского, выполненный В. Григорьевым в книге «Кароль Липиньский»). Большую ценность не только для скрипичного искусства, но и в целом для музыкознания имеет исследование И. Ямпольского о каприсах Н. Паганини, входящее составной частью в монографию о великом музыканте. Анализ «24 каприччи» исключительно важен не только для понимания творчества Паганини. Он позволяет уяснить процесс становления музыкального романтического искусства, в котором — «искусство Паганини — завершает — процесс кристаллизации в музыкальном исполнительстве новых стилистических элементов» [175, с. 184]
"Тем не менее, целостного анализа развития жанра скрипичного этюда нет не только в отечественном, но и в европейском музыкознании. Единственное монографическое исследование по этой проблеме Д. Темелиса «Etude ou Caprice. Die Entstechungsgeschichte der Violinetude» практически недоступно русскоязычному читателю. Пытаясь проследить происхождение этюда, Д. Темелис анализирует большое количество интереснейшего фактологического материала, обращаясь к предшественникам жанра этюда и его первым образцам. Автор доводит свое исследование до эпохи Р. Крейцера и П. Роде, но описательный подход к данной проблеме не приводит к конкретным выводам о путях развития жанра.
В предлагаемой книге предпринята попытка целостного обзора развития жанра скрипичного этюда, охватывающего период с ХVIII по ХХ. век, рассматриваются причины возникновения, внутренняя логика развития жанра, его художественные и дидактические особенности. Вниманию читателя предлагаются многие малоизвестные, а то и просто неизвестные широкому кругу музыкантов факты истории создания жанра этюда.
Изучение специфики жанра, сформировавшегося на «стыке» двух сфер музыкальной культуры — исполнительства и педагогики, и впитавшего их наиболее характерные черты, позволяет говорить о том, что подобная «двуединость» жанра обусловливает применение его и в исполнительской, и педагогической практике, акцентируя внимание, в зависимости от целей исполнения, на художественных или инструктивных составляющих. Одна из основных идей книги заключается в том, что применение этюдов в педагогической практике должно рассматриваться, прежде всего, как средство — воспитания — исполнительской — техники, отражающей стилистические — особенности музыки определенных эпох (с учетом взаимовлияния последних), а не как обезличенный «вспомогательный» материал.
Обнаружение внутренних связей и закономерностей — между анализируемыми явлениями дает основание для обобщений, не только расширяющих существующее в научной литературе представление о процессе развития жанра этюда, но и имеющих большое значение для исполнительской и педагогической практики. Так, предлагаемая в книге периодизация развития жанра скрипичного этюда и анализ проблемы этюдов и каприсов в историческом аспекте позволяют выявить конкретные...
Год: 2003
Издательство: Красноярск: КГУ
Страниц: 252
Формат: PDF
Размер: 31,0 МВ
Скачать
Предисловие
Глава I. РАННИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СМЫЧКОВОЙ ПЕДАГОГИКИ И МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУКТИВНЫХ СОЧИНЕНИЙ
1.1. Дидактические аспекты смычкового искусства до XVII века
1.2. Дидактические аспекты скрипичных сочинений XVII-XVIII веков
1.3. Обособление и дифференциация инструктивно-художественных сочинений
Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА СКРИПИЧНОГО ЭТЮДА
2.1. Ранний этап формирования жанра скрипичного этюда
2.2. Становление классического типа скрипичного этюда
Глава III. ПУТИ РАЗВИТИЯ СКРИПИЧНОГО ЭТЮДА В XIX ВЕКЕ
3.1. Художественная разновидность жанра этюда
3.2. Инструктивная разновидность жанра этюда
3.3. Художественно-инструктивный этюд
Глава IV. ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СКРИПИЧНОГО ЭТЮДА В ХХ ВЕКЕ
4.1. Скрипичный этюд в свете стилистики музыкального языка рубежа XIX-XX веков
4.2. Скрипичный этюд в свете тональных, тематических, ритмических, сонорных категорий музыки ХХ века
4.3. Пути развития отечественного скрипичного этюда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Любой музыкант, от мала до велика, на своем творческом пути непременно встречается с этюдами — ведь они составляют одну из важнейших основ воспитания профессиональных навыков. Жанр этюда в значительной мере воспринимается музыкантами как данность; в музыковедческой литературе можно найти немало страниц, посвященных каприсам Н. Паганини, этюдам Ф. Шопена, А. Скрябина, К. Дебюсси, этюдам-картинам С. Рахманинова, Симфоническим этюдам Р. Шумана и другим замечательным произведениям этого жанра. В то же время музыковедение практически не говорит о причинах и времени возникновения жанра этюда, путях его развития в прошлом и настоящем, о том, чем, собственно, являются этюды — инструктивными, художественными или какими-либо иными произведениями, хотя ответы на эти вопросы имеют важное практическое значение.
Проблематика скрипичного этюда в музыковедческой литературе рассматривается, прежде всего, в практической плоскости в работах Л. Ауэра, Б. Гутникова, В. Григорьева, А. Грицюса, Б. Камилларова, К. Мостраса, Л. Раабена, К. Родионова, Т. Берфорд, Г. Фельдгуна, А. Ямпольского, Ю. Янкелевича и других авторов. Ряд ценных замечаний теоретического и практического характера можно найти в некоторых монографиях, посвященных выдающимся музыкантам (таков, например, анализ жанра каприса в творчестве К. Липиньского, выполненный В. Григорьевым в книге «Кароль Липиньский»). Большую ценность не только для скрипичного искусства, но и в целом для музыкознания имеет исследование И. Ямпольского о каприсах Н. Паганини, входящее составной частью в монографию о великом музыканте. Анализ «24 каприччи» исключительно важен не только для понимания творчества Паганини. Он позволяет уяснить процесс становления музыкального романтического искусства, в котором — «искусство Паганини — завершает — процесс кристаллизации в музыкальном исполнительстве новых стилистических элементов» [175, с. 184]
"Тем не менее, целостного анализа развития жанра скрипичного этюда нет не только в отечественном, но и в европейском музыкознании. Единственное монографическое исследование по этой проблеме Д. Темелиса «Etude ou Caprice. Die Entstechungsgeschichte der Violinetude» практически недоступно русскоязычному читателю. Пытаясь проследить происхождение этюда, Д. Темелис анализирует большое количество интереснейшего фактологического материала, обращаясь к предшественникам жанра этюда и его первым образцам. Автор доводит свое исследование до эпохи Р. Крейцера и П. Роде, но описательный подход к данной проблеме не приводит к конкретным выводам о путях развития жанра.
В предлагаемой книге предпринята попытка целостного обзора развития жанра скрипичного этюда, охватывающего период с ХVIII по ХХ. век, рассматриваются причины возникновения, внутренняя логика развития жанра, его художественные и дидактические особенности. Вниманию читателя предлагаются многие малоизвестные, а то и просто неизвестные широкому кругу музыкантов факты истории создания жанра этюда.
Изучение специфики жанра, сформировавшегося на «стыке» двух сфер музыкальной культуры — исполнительства и педагогики, и впитавшего их наиболее характерные черты, позволяет говорить о том, что подобная «двуединость» жанра обусловливает применение его и в исполнительской, и педагогической практике, акцентируя внимание, в зависимости от целей исполнения, на художественных или инструктивных составляющих. Одна из основных идей книги заключается в том, что применение этюдов в педагогической практике должно рассматриваться, прежде всего, как средство — воспитания — исполнительской — техники, отражающей стилистические — особенности музыки определенных эпох (с учетом взаимовлияния последних), а не как обезличенный «вспомогательный» материал.
Обнаружение внутренних связей и закономерностей — между анализируемыми явлениями дает основание для обобщений, не только расширяющих существующее в научной литературе представление о процессе развития жанра этюда, но и имеющих большое значение для исполнительской и педагогической практики. Так, предлагаемая в книге периодизация развития жанра скрипичного этюда и анализ проблемы этюдов и каприсов в историческом аспекте позволяют выявить конкретные...
Последнее редактирование модератором: