Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

В. Зельдис. Изучение позиций на скрипке

Алина Дмитриевна

Алина Дмитриевна

Member
16 Июл 2022
781
2
Автор: В. Зельдис
Год: 1982
Издательство: Музична Украина
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 12,0 МВ
Язык: русский, украинский



Изучение позиций на скрипке - важный этап овладения техникой игры на этом инструменте. В данной работе изложена система изучения позиций и их соединений в рамках детской музыкальной школы. Она основана на методических положениях, принятых в советской скрипичной педагогике, и является результатом глубокого анализа и обобщения автором отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу, а также итогов собственной многолетней педагогической практики. Помещенный во второй части пособия нотный материал в сочетании с методическими указаниями поможет учащимся под руководством педагогов освоить этот сложный раздел скрипичной техники.

СКАЧАТЬ

Одной из главных проблем музыкально-педагогического воспитания является техническое развитие учащихся. Без овладения определенными техническими приемами невозможно добиться художественной выразительности в игре, нельзя решить задачу формирования исполнительского мастерства.
Изучение позиций на скрипке — важный этап овладения техникой игры на этом инструменте.
В данной работе изложена система изучения позиций и их соединений в рамках детской музыкальной школы. Она основана на методических положениях, принятых в советской скрипичной педагогике, и является результатом глубокого анализа и обобщения автором отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу, а также итогов собственной многолетней педагогической практики. Помещенный во Второй части пособия нотный материал в сочетании с методическими указаниями поможет учащимся под руководством педагогов освоить этот сложный раздел скрипичной техники.
Изобретенная в глубокой древности, скрипка приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к ХУТ веку была выработана современная — конструкция скрипки. Квинтовый строй и возможность использования при игре на ней всех четырех пальцев сыграли важную роль в развитии игровой техники. Правда, скрипачи ограничивались тогда игрой на трех верхних струнах в пределах 1 позиции, а струна СОЛЬ использовалась лишь эпизодически. Шейка и гриф были намного короче и шире современных, поэтому и способ держания инструмента значительно отличался от сегодняшнего: скрипку опирали не о плечо, а о левую сторону груди. Игра в одной позиции обусловила неподвижное положение левой руки у порожка (вторая точка опоры).

Расширение диапазона, постепенное развитие игры в позициях потребовали, чтобы левая рука скрипача стала подвижной. Необходимо было найти новую, более прочную опору для инструмента, которая дала бы возможность свободно передвигать руку вдоль грифа. Скрипку стали держать на плече, при переходе из позиции в позицию исполнитель клал подбородок на верхнюю деку справа от подгрифника. Такое положение инструмента способствовало развитию
позиционной игры.
Под влиянием растущих требований музыкального исполнительства утверждается новый способ держания скрипки, при котором подбородок прижимает ее слева от подгрифника. Новая постановка, внеся существенные изменения в положение головы, корпуса и рук играющего,
обеспечила наклонное положение инструмента, облегчившее игру на струне СОЛЬ, в высоких позициях и свободное рулевое движение локтя левой руки. Создались все условия для развития игры в позициях, выработки аппликатурных приемов их соединения, а также расширения диапазона, силы и красок скрипичного звучания.
Произошли и существенные конструктивные изменения в скрипке: широкие и короткие шейка и гриф были заменены более удобными — узкими и длинными. Изобретенный известным немецким скрипачом и педагогом Л. Шпором подбородник помог освободить левую руку от держания инструмента. Многолетний труд французского мастера Франсуа Турта и его сыновей привел к созданию смычка современной формы, что также способствовало улучшению звучания и расширению — технических — возможностей скрипки.
Дальнейшее усовершенствование инструмента и поиски новых приемов скрипичной игры были обусловлены тем, что скрипка из музыкальных салонов вышла на концертную эстраду, в связи с чем потребовалось увеличить силу, интенсив- ность ее звука и расширить тембральную палитру инструмента. Этому способствовало также применение приемов позиционной игры, позволяющих использовать звучание каждой из струн на всем ее протяжении.
Первые сведения о позициях можно почерпнуть из «Школы Орфея» (1738) французского скрипача М. Коррета. Он же позднее, в 1782 году, предложил деление грифа по тонам и полутонам на позиции с квартовым их объемом на одной струне, что вскоре стало общепринятым. Переходы делались главным образом на струне МИ до VII позиции, а на струнах ЛЯ, РЕ и СОЛЬ — не выше IV.
Выдающийся итальянский скрипач и педагог Дж. Тартини (1692—1770) оставил интересные
предложения по изучению позиций: «Возьмите любую партию скрипки (из концерта, квартета,
мотета). Поставьте руку не на обычное место, а в полупозицию и, держа руку все время в этом
положении, сыграйте всю часть, не меняя место руки. Таким образом перепробуйте все положения руки в позициях».

Подобное позиционное транспонирование является одним из наиболее интересных способов решения вопроса о единстве музыкального и технического развития скрипача. Обращаясь к художественному материалу, Тартини всесторонне использует его с точки зрения совершенствования движений. Освоение новой позиции и уточнение пальцевых движений в ней происходит при активной работе слуха, постоянно контролирующего и корректирующего малейшую неточность. Слуховой контроль оказывает огромное влияние на точность интонации: движения как бы приспосабливаются к звуковым образам. Однако, к сожалению, некоторые педагоги до сих пор пользуются методом, при котором ученик заучивает движения до того, как у него появятся четкие звуковые представления, в результате чего даже у музыкально одаренных учеников притупляется слух. Прием транспонирования на скрипке должен шире применяться в учебной практике, ибо это лучший способ выявления связи между представлением звуков и их двигательной реализацией.
 
Последнее редактирование модератором:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу