Название: Выразительность и изобразительность музыки
Автор: Кремлев Юлий Анатольевич
Издательство: Государственное музыкальное издательство, г. Москва
Год издания: 1962
Серия брошюр по основным проблемам музыкаль-
ной эстетики, выпускаемая Государственным музыкаль-
ным издательством, предназначена в помощь препода-
вателям и слушателям университетов культуры.
Учитывая недостаточную разработанность освещаемых
вопросов, издательство считает возможным предоста-
вить авторам право свободного высказывания, даже
если их точка зрения на предмет представляется спор-
ной. Издательство надеется, что эти брошюры послу-
жат основой для обсуждения и дальнейшего исследова-
ния важнейших проблем советской музыкальной эсте-
тики.
Выразительность изобразительность музыки
ОТ АВТОРА
Музыка, как и каждый из видов искусства,
имеет свои особенности, свои условности, свои
специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъе-
млемо присущи качества, объединяющие ее с дру-
гими искусствами; говоря иными словами, музыка
подчиняется общим законам искусства. Основным
из этих законов является тот, что любое искусство
есть воплощенное в художественных образах отра-
жение объективной действительности сознанием об-
щественного человека.
Художественный образ вообще и музыкальный
образ в частности — явление чрезвычайно сложное,
оказывающееся итогом деятельности самых раз-
личных воспринимающих, осмысляющих и творче-
ских способностей человека.
В данной брошюре рассматриваются основные
• признаки и особенности двух важнейших качеств
музыки — ее выразительности и изобразительности.
Ход изложения ставит своей задачей прежде
всего выяснить суть самых понятий выразительно-
сти и изобразительности, затем указать на значе-
ние их в Iпределах музыкального искусства и, нако-
нец, наметить .пути -становления на основе вырази-
тельности и изобразительности главных тенденций,
ендов и форм музыкальной образности.
1. О ПОНЯТИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Каково содержание понятий выразительность,
выразительное?
Обратившись к психической, душевной жизни
человека, мы увидим, что все непосредственно свя-
занное с этой деятельностью и проявляющееся
внешне, можно без всяких оговорок назвать выра-
зительным. Так, скажем, лицо человека яснее и
глубже всего отражает (для воспринимающего
зрения) душевную жизнь его обладателя. Поэтому
мы постоянно говорим так или иначе о выразитель-
ности челевеческого лица или частей его — глаз,
рта, носа, бровей. Голос человека наиболее глубоко
и отчетливо отражает (для воспринимающего слу
ха) человеческие эмоции, темперамент, характер.
Поэтому мы не менее часто говорим о выразитель-
ности человеческого голоса.
Человеку широко присущи и другие факторы
выразительности. Некоторые из них связаны, на-
пример, с руками и ногами. Мы говорим, поэтому,
о выразительности жеста или выразительности
походки (причем, жест воспринимается зрением, а
походка может восприниматься и зрением и слу-
хом). Но .ясно, что такого рода выразительность
2*
5
уже заметно уступает выразительности лица или
голоса. Вдобавок, выразительность ног, конечно,
уступает выразительности рук, поскольку движе-
ния последних гораздо органичнее и шире связаны
с областью человеческих эмоций, сознания, труда.
Не ограничиваясь руками и ногами, мы можем,
например, говорить о выразительности спины (у
сгорбленного или усталого человека) и т. д. Но
эти проявления выразительности еще более стесне-
ны в своих возможностях, в своей отчетливости,
чем выразительность рук и ног. Становится очевид-
ным, что сила, глубина выразительности увеличи-
ваются или уменьшаются пропорционально ее
способности отражать содержание психической
жизни человека.
Значит лн это, что за пределами человеческой
психики, как непосредственного объекта, понятие
выразительности неприменимо?
Как будто нет. Мы ведь склонны говорить о
выразительности морды льва или быка, о вырази-
тельности собачьего лая или волчьего воя, хотя
и чувствуем при этом какую-то, большую, или мень-
шую, долю натяжки.
А можно ли говорить о выразительности расте-
ний, о выразительности листьев, стволов, ветвей,
цветов? Каждый вспомнит, что понятие вырази-
тельности к растениям нередко прилагается. Так,
например, деревья порою кажутся очень вырази-
тельными: кипарисы в сумерках способны произво-
дить впечатление молчаливых и суровых стражей,
а называя ивы или березы плакучими, мы безуслов-
но вкладываем в их облик понятие выразительно-
сти. Зачастую выразительными представляются
нам краски и формы цветов. Некоторые .цветы рас-
крываются с шумо'м, и этот шум также можно
назвать выразительным. Вместе с тем, сколько бы
6
мы ни говорили о выразительности растений —
чувствуется, что эта выразительность еще более
ограниченна и условна, чем выразительность жи-
вотных.
Однако можно указать весьма многочисленные
примеры того, как понятие выразительности при-
лагается даже к явлениям неживой природы. Вот
два таких примера —из области слуховых впечат-
лений. «Море в ярости стонало» — гласят слова
известной песни. А во второй главе «Капитанской
дочки» Пушкина мы читаем: «Ветер выл с такой
свирепой выразительностью, что казался одушев-
ленным».
В чем же различие видов выразительности? При
сопоставлении этих видов мы окончательно убеж-
даемся, что понятие выразительности наиболее ор-
ганично и тесно связано с областью человеческой
психики. Под выразительностью мы понимаем в
этом смысле способность выражать мысли, чув-
ства, настроения.
Если же мы прилагаем понятие выразительно-
сти к животным, растениям или неживой природе,
то вкладываем в это понятие человеческие крите-
рии. Мы, например, говорим, что у павиана злоб-
ный вид, что кошка мяукает жалобно, что стебель
цветка изгибается грациозно, что силуэт скалы
грозен, что небо насупилось, что вьюга плачет.
.Постепенно и поступенно двигаясь от человека
к неживой природе, мы переходим из области не-
посредственного значения выразительности в об-
ласть ее метафорического, переносного значения.
Улыбка или стон человека заключают в себе
максимум возможной выразительности, «улыбка»
или стон животного имеют уже более условный или
ограниченный смысл, «улыбка» цветка или «стон»
скрипящего дерева относятся к области метафор.
7
хотя и связанных еще с проявлениями живой мате-
рии. А говоря, что море «улыбается» под солнцем
или «стонет» в бурю — мы выражаемся вполне
метафорически, приписывая морю те человеческие
качества и способности, которые переносятся на
него по принципу аналогии или ассоциации. Проис-
ходит же это по той простой причине, что человек
склонен все в мире рассматривать с человеческой
точки зрения, с позиции человеческих интересов
и проявлений. Человек в жизни и в искусстве оче-
ловечивает окружающую его действительность,
живую и неживую природу, делая их действитель-
ностью, природой для человека.
Вместе с тем, необходимо, конечно, помнить, что
между различными видами материи, несмотря на
их глубокие качественные различия, нет абсолют-
ных границ. Живое, как известно, возникло из не-
живого, сознательное из лишенного сознания. А
нечто возникающее должно иметь свою потенцию
в том, из чего оно возникает. В данном смысле по-
нятие выразительности в его самой общей форме
может быть отнесено даже к неживой природе.
Эту самую общую форму следует определить как
проявление некоторых внутренних динамиче-
ских качеств, присущих данному предмету или яв-
лению. Выразительность есть переход внутреннего
во внешнее — именно переход, процесс перехода,
а не завершенность его. В чем, например, заклю-
чается «выразительность» взрыва? В проявлении
присущих взрыву звуковых, световых, тепловых,
механических качеств.
Итак, употребляя понятие выразительности, мы
должны помнить как о том, что наиболее глубокий,
наиболее содержательный и качественно определен-
ный смысл оно получает в применении к человеку,
так и о том, что оно может также применяться за
8
пределами чисто человеческого — опираясь и на
метафоричность и на факт активности, действенно-
сти любых видов материи.
Автор: Кремлев Юлий Анатольевич
Скачать
Издательство: Государственное музыкальное издательство, г. Москва
Год издания: 1962
Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства. Основным из этих законов является тот, что любое искусство есть воплощенное в художественных образах отражение объективной действительности сознанием общественного человека.
Художественный образ вообще и музыкальный образ в частности - явление чрезвычайно сложное, оказывающееся итогом деятельности самых различных воспринимающих, осмысляющих и творческих способностей человека.
В данной брошюре рассматриваются основные признаки и особенности двух важнейших качеств музыки - ее выразительности и изобразительности.
Ход изложения ставит своей задачей прежде всего выяснить суть самых понятий выразительности и изобразительности, затем указать на значение их в (пределах музыкального искусства и, наконец, наметить .пути становления на основе выразительности и изобразительности главных тенденций, видов и форм музыкальной образности.
Художественный образ вообще и музыкальный образ в частности - явление чрезвычайно сложное, оказывающееся итогом деятельности самых различных воспринимающих, осмысляющих и творческих способностей человека.
В данной брошюре рассматриваются основные признаки и особенности двух важнейших качеств музыки - ее выразительности и изобразительности.
Ход изложения ставит своей задачей прежде всего выяснить суть самых понятий выразительности и изобразительности, затем указать на значение их в (пределах музыкального искусства и, наконец, наметить .пути становления на основе выразительности и изобразительности главных тенденций, видов и форм музыкальной образности.
Серия брошюр по основным проблемам музыкаль-
ной эстетики, выпускаемая Государственным музыкаль-
ным издательством, предназначена в помощь препода-
вателям и слушателям университетов культуры.
Учитывая недостаточную разработанность освещаемых
вопросов, издательство считает возможным предоста-
вить авторам право свободного высказывания, даже
если их точка зрения на предмет представляется спор-
ной. Издательство надеется, что эти брошюры послу-
жат основой для обсуждения и дальнейшего исследова-
ния важнейших проблем советской музыкальной эсте-
тики.
Выразительность изобразительность музыки
ОТ АВТОРА
Музыка, как и каждый из видов искусства,
имеет свои особенности, свои условности, свои
специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъе-
млемо присущи качества, объединяющие ее с дру-
гими искусствами; говоря иными словами, музыка
подчиняется общим законам искусства. Основным
из этих законов является тот, что любое искусство
есть воплощенное в художественных образах отра-
жение объективной действительности сознанием об-
щественного человека.
Художественный образ вообще и музыкальный
образ в частности — явление чрезвычайно сложное,
оказывающееся итогом деятельности самых раз-
личных воспринимающих, осмысляющих и творче-
ских способностей человека.
В данной брошюре рассматриваются основные
• признаки и особенности двух важнейших качеств
музыки — ее выразительности и изобразительности.
Ход изложения ставит своей задачей прежде
всего выяснить суть самых понятий выразительно-
сти и изобразительности, затем указать на значе-
ние их в Iпределах музыкального искусства и, нако-
нец, наметить .пути -становления на основе вырази-
тельности и изобразительности главных тенденций,
ендов и форм музыкальной образности.
1. О ПОНЯТИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Каково содержание понятий выразительность,
выразительное?
Обратившись к психической, душевной жизни
человека, мы увидим, что все непосредственно свя-
занное с этой деятельностью и проявляющееся
внешне, можно без всяких оговорок назвать выра-
зительным. Так, скажем, лицо человека яснее и
глубже всего отражает (для воспринимающего
зрения) душевную жизнь его обладателя. Поэтому
мы постоянно говорим так или иначе о выразитель-
ности челевеческого лица или частей его — глаз,
рта, носа, бровей. Голос человека наиболее глубоко
и отчетливо отражает (для воспринимающего слу
ха) человеческие эмоции, темперамент, характер.
Поэтому мы не менее часто говорим о выразитель-
ности человеческого голоса.
Человеку широко присущи и другие факторы
выразительности. Некоторые из них связаны, на-
пример, с руками и ногами. Мы говорим, поэтому,
о выразительности жеста или выразительности
походки (причем, жест воспринимается зрением, а
походка может восприниматься и зрением и слу-
хом). Но .ясно, что такого рода выразительность
2*
5
уже заметно уступает выразительности лица или
голоса. Вдобавок, выразительность ног, конечно,
уступает выразительности рук, поскольку движе-
ния последних гораздо органичнее и шире связаны
с областью человеческих эмоций, сознания, труда.
Не ограничиваясь руками и ногами, мы можем,
например, говорить о выразительности спины (у
сгорбленного или усталого человека) и т. д. Но
эти проявления выразительности еще более стесне-
ны в своих возможностях, в своей отчетливости,
чем выразительность рук и ног. Становится очевид-
ным, что сила, глубина выразительности увеличи-
ваются или уменьшаются пропорционально ее
способности отражать содержание психической
жизни человека.
Значит лн это, что за пределами человеческой
психики, как непосредственного объекта, понятие
выразительности неприменимо?
Как будто нет. Мы ведь склонны говорить о
выразительности морды льва или быка, о вырази-
тельности собачьего лая или волчьего воя, хотя
и чувствуем при этом какую-то, большую, или мень-
шую, долю натяжки.
А можно ли говорить о выразительности расте-
ний, о выразительности листьев, стволов, ветвей,
цветов? Каждый вспомнит, что понятие вырази-
тельности к растениям нередко прилагается. Так,
например, деревья порою кажутся очень вырази-
тельными: кипарисы в сумерках способны произво-
дить впечатление молчаливых и суровых стражей,
а называя ивы или березы плакучими, мы безуслов-
но вкладываем в их облик понятие выразительно-
сти. Зачастую выразительными представляются
нам краски и формы цветов. Некоторые .цветы рас-
крываются с шумо'м, и этот шум также можно
назвать выразительным. Вместе с тем, сколько бы
6
мы ни говорили о выразительности растений —
чувствуется, что эта выразительность еще более
ограниченна и условна, чем выразительность жи-
вотных.
Однако можно указать весьма многочисленные
примеры того, как понятие выразительности при-
лагается даже к явлениям неживой природы. Вот
два таких примера —из области слуховых впечат-
лений. «Море в ярости стонало» — гласят слова
известной песни. А во второй главе «Капитанской
дочки» Пушкина мы читаем: «Ветер выл с такой
свирепой выразительностью, что казался одушев-
ленным».
В чем же различие видов выразительности? При
сопоставлении этих видов мы окончательно убеж-
даемся, что понятие выразительности наиболее ор-
ганично и тесно связано с областью человеческой
психики. Под выразительностью мы понимаем в
этом смысле способность выражать мысли, чув-
ства, настроения.
Если же мы прилагаем понятие выразительно-
сти к животным, растениям или неживой природе,
то вкладываем в это понятие человеческие крите-
рии. Мы, например, говорим, что у павиана злоб-
ный вид, что кошка мяукает жалобно, что стебель
цветка изгибается грациозно, что силуэт скалы
грозен, что небо насупилось, что вьюга плачет.
.Постепенно и поступенно двигаясь от человека
к неживой природе, мы переходим из области не-
посредственного значения выразительности в об-
ласть ее метафорического, переносного значения.
Улыбка или стон человека заключают в себе
максимум возможной выразительности, «улыбка»
или стон животного имеют уже более условный или
ограниченный смысл, «улыбка» цветка или «стон»
скрипящего дерева относятся к области метафор.
7
хотя и связанных еще с проявлениями живой мате-
рии. А говоря, что море «улыбается» под солнцем
или «стонет» в бурю — мы выражаемся вполне
метафорически, приписывая морю те человеческие
качества и способности, которые переносятся на
него по принципу аналогии или ассоциации. Проис-
ходит же это по той простой причине, что человек
склонен все в мире рассматривать с человеческой
точки зрения, с позиции человеческих интересов
и проявлений. Человек в жизни и в искусстве оче-
ловечивает окружающую его действительность,
живую и неживую природу, делая их действитель-
ностью, природой для человека.
Вместе с тем, необходимо, конечно, помнить, что
между различными видами материи, несмотря на
их глубокие качественные различия, нет абсолют-
ных границ. Живое, как известно, возникло из не-
живого, сознательное из лишенного сознания. А
нечто возникающее должно иметь свою потенцию
в том, из чего оно возникает. В данном смысле по-
нятие выразительности в его самой общей форме
может быть отнесено даже к неживой природе.
Эту самую общую форму следует определить как
проявление некоторых внутренних динамиче-
ских качеств, присущих данному предмету или яв-
лению. Выразительность есть переход внутреннего
во внешнее — именно переход, процесс перехода,
а не завершенность его. В чем, например, заклю-
чается «выразительность» взрыва? В проявлении
присущих взрыву звуковых, световых, тепловых,
механических качеств.
Итак, употребляя понятие выразительности, мы
должны помнить как о том, что наиболее глубокий,
наиболее содержательный и качественно определен-
ный смысл оно получает в применении к человеку,
так и о том, что оно может также применяться за
8
пределами чисто человеческого — опираясь и на
метафоричность и на факт активности, действенно-
сти любых видов материи.
Скачать
Последнее редактирование модератором: