Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в рамках сотрудничества специалистов ДОУ.
Сейчас в детских садах все чаще поднимается вопрос именно о речевом развитии ребенка, так как в последние годы сложилась тенденция в детском коллективе, постоянные речевые ошибки и грамматически неправильное произношение отдельных слов и звуковых составляющих.
Еще с давних пор великими учеными и психологами было установлено, что всестороннее развитие артикуляционного аппарата ребенка, именно в дошкольный период, способствует правильному формированию психического благополучия ребенка, его эмоциональной сферы, а также благоприятно воздействует на межличностные взаимоотношения между младшими дошкольниками, также современный государственный образовательных стандарт (ФГОС) рекомендует педагогам оказывать целенаправленную подготовку к следующей ступени обучения - школе. Но это не представляется возможным, если у ребенка не сформируется должным образом фонематический слух и грамотная культура речевого общения: основная составляющая при грамотном письме.
Работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения тесно взаимосвязана с включением в их работу важнейших составляющих - развитие творческих и познавательных способностей ребенка, ведь они очень тесно связаны именно с речью. Большой проблемой для специалистов является обеспечение процесса становления речи, потому эта группа детей характеризуется разным характером речевого дефекта и многочисленными клиническими проявлениями.
Различные задержки речевого развития и другие логопедические проблемы, такие как дизартрия, дислалия и многие другие, наносят ощутимые неприятности в жизни для самого ребенка: ему намного труднее общаться со сверстниками, он допускает грамматические и пунктуационные ошибки, играет он в большинстве случаев очень примитивно, не используя при этом новшества и различные импровизации.
На сегодняшний момент проблема детей с особыми возрастными возможностями является, пожалуй, самой актуальной, так как в последнее время “особенных” детей в детских садах с каждым годом становится все больше и больше. Современный ФГОС рекомендует таких детей определять в группы исходя из их компенсирующей направленности и привлекать педагогов-специалистов, для принятия комплексных мер при работе с такими детьми.
Выдающийся русский ученый М.Р. Львов, занимающийся вопросами речевого развития детей, говоря о составляющих активности речи: к ним относится быстрота мыслительных операций в момент разговора, выбор увлечений и игр, тесно связанных с речевым развитием, также точность и быстрота выбора фраз , употребление в речи различных речевых оборотов, как сложносочиненных, так и сложноподчиненных предложений. Также, следует учитывать степень быстроты реакции на различные раздражители и поступки, этот ученый акцентирует внимание на развитии активности словарного запаса у ребенка:
- Учить ребенка обдумывать сказанное им, не действовать и не говорить общими и ситуативными фразами;
- Раскрепощать ребенка, учить его преодолевать скромность и эмоциональную зажатость;
- Учить ребенка стремиться быть успешным, активным, проявлять инициативу, быть коммуникабельным.
Тесное взаимодействие педагогов-специалистов совместно с воспитателями ДОУ планируется всегда на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, а также реализует планирование образовательной деятельности, включающей в себя как индивидуальную, так и групповую форму взаимодействия со специалистами. Для того чтобы такая работа была наиболее успешной, важную роль в учебном процессе уделяют специалисту: логопеду или дефектологу, который совместно с воспитателем данной возрастной группы строит индивидуальный план, в зависимости от индивидуальной карты развития ребенка и заключения ПМПК. Общая работа их в основном нацелена на своевременную диагностику, выбор способов и методов помощи конкретному участнику учебного процесса, а также логопедическая и коррекционная работа. Специалисты, такие как музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре также оказывают всестороннюю поддержку и тесно взаимодействуют с учителем-логопедом, а также с воспитателем данной возрастной группы.
Необходимость такой работы в наше время рекомендует современный ФГОС, также требование общества и конечно же коррекционная работа по развитию речи, исходя из заключения ПМПК, которая ставит какой-либо диагноз детям с ОВЗ.
В ДОУ в группах компенсирующей направленности, при построении модели взаимодействия, помогает более грамотно и четко составить, а также выявить и определить, общие и частные цели и задачи участников как образовательного процесса, так и коррекционной работы. Общие методы и приемы, прежде всего направлены на оказание помощи по выявлению проблем в речевой сфере, ее своевременной диагностике, а также коррекционно-логопедической помощи.
Единая система коррекционной работы, которая составляется специалистами ДОУ, в основном, направлен на развитие психологической сферы деятельности, двигательной активности младших дошкольников, а также речевого развития детей данной возрастной группы на занятиях по музыкальному воспитанию. Содержание непосредственно образовательной деятельности, их проведение и организация, определяется целями коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей как возрастной группы, так и индивидуальной картой развития каждого ребенка.
Модель работы по развитию речевого и артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста представляет собой целую, неразрывно связанную и выстроенную систему работы.
Целями такой работы можно назвать: организацию и осуществление НОД ДОУ, как системы, которая включает диагностику, коррекционно-развивающую работу, а также профилактику речевых отклонений. Все эти составляющие - качественно высокий уровень развития интеллекта и речевой и эмоциональной стороны детей дошкольного возраста.
Содержание работы по развитию речи детей с ТНР и ОВЗ строится из ведущих составляющих речевого развития детей дошкольного возраста: развития связной и диалоговой речи, фонетики и лексики, грамматического строя, такая взаимосвязь возможна при интегрированном подходе в обучении и воспитании. Данный процесс интегрирует такие образовательные области как: музыкальное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное, коммуникативное и социально-коммуникативное развитие детей со сложными нарушениями речи. Такая система предусматривает достаточное количество форм работы с детьми ОНР: фронтальная работа в НОД, индивидуальные и подгрупповые занятия, а также самостоятельную деятельность воспитанника с ОНР в предметно-развивающей среде.
В данном случае, педагог-логопед выступает в качестве координатора НОД, а также он тесно взаимодействует с другими специалистами, для наиболее качественной работы по развитию речи.
Такая работа, прежде всего направлена на развитие мыслительных процессов, познание нового, развитие навыков социализации, так как данный вид деятельности тесно связан с речевым развитием.
Когда учитель-логопед грамотно расставляет приоритеты своей деятельности, он помогает выявить и более четко обозначить общие и частные методы и приемы, участников коррекционного и образовательного процесса. Общие методы и приемы очень часто направлены на предупреждение и оказание профилактической и диагностической помощи, а также коррекционно - воспитательной работы с детьми данной возрастной группы.
Модель деятельности воспитателей ДОУ и педагога-логопеда позволяет охватывать не только речевые нарушения, но и строить свою работу исходя из индивидуально-типологических особенностей детей. Позволяют сделать точное и объективное заключение. Составить как индивидуальные так и групповые программы, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка на долгосрочную перспективу.
Для того чтобы ребенок развивал свой артикуляционный и речевой аппарат, требуется чтобы он чаще тренировался и пользовался разговорной речью, так как это очень положительно влияет на развитие речи и тогда при переходе на следующую ступень обучения у ребенка будет меньше проблем в обучении.
Ни для кого не секрет, что продуктивной деятельностью по развитию и коррекции речи детей с ОНР и ТНР будет тесное сотрудничество между педагогом-логопедом и воспитателем ДОУ. Тесное сотрудничество логопед осуществляет с воспитателем в различных методах и формах. К этим формам можно отнести: совместное планирование перспективной работы по различным образовательным областям, наполнение и обогащение предметно-развивающей среды, взаимо просмотры и активное участие в непосредственно образовательной деятельности в ходе режима дня, еженедельные поручения педагога-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности. В тематическом планировании логопедом-педагогом составляются и затем рекомендуются лексические темы на месяц, примерный словарный запас который дети должны освоить за данный временной промежуток, задачи и цели коррекционной работы; также учителем-логопедом исходя из индивидуального маршрута развития ребенка составляются и объединяются те имена и фамилии детей, которым воспитателю нужно уделить особое внимание. Также логопедом дается установка воспитателю по НОД, которое он должен провести в обязательном порядке во второй половине дня. Также логопедом подбираются задания и упражнения для закрепления и повторения по пройденной ими лексической тематике, уже ранее изученной с детьми логопедом, к примеру, по развитию и совершенствованию навыков грамматического строя предложения в речи. Материал, который требует более тщательной работы, так как является достаточно сложным для усвоения детьми: подбор глаголов и использование однокоренных и родственных по значению слов, образование прилагательных из существительных, составление рассказов по картине, рассказов по схеме, сочинение рассказов и сказок. Индивидуальная работа с воспитанниками и дифференциации и автоматизации звуков, а также упражнения и задания по различным разделам учебной программы, именно с теми детьми, у которых данные аспекты вызвали значительные затруднения. Если это необходимо, то закрепление и раскрытие этой темы педагогом. Различные дидактические и словесные игры, на развитие перцептивных действий, мелкой моторики (пальчиковые игры, речевые игры которые выполняются в координации движений).
Все чаще в современном развитии детей мы сталкиваемся с тем, что развитие ребенка идет не по перечисленным нами выше условиям. Львов, считает, что помехами тут могут выступать недоразвитие вышеперечисленных нами качеств у ребенка; значительные речевые нарушения, которые достаточно выражены, дети с такими дефектами все чаще становятся объектами для насмешек у их сверстников, что оказывает на этого ребенка довольно негативные психологические последствия; всевозможные заболевания ротовой полости и носоглотки, тугоухость и глухота, очень быстрая утомляемость, очень быстропереключаемое и неустойчивое внимание, а также, очень часто чрезмерная активность. Для того чтобы успешно развивался речевой аппарат дошкольника требуются следующие факторы для развития: овладение на достаточном уровне языком, как системой, вовлечение в доступную для него игровую деятельность. Большую роль в работе над речью, следует уделять словесным играм, так как данная деятельность активизирует основные компоненты речевой составляющей.
Тесное сотрудничество всех специалистов детского сада и своевременная диагностика детского коллектива дает положительную динамику развития в различных сферах деятельности.
- Педагог-логопед занимается диагностикой, исследованием и выявлением детей, нуждающихся в своевременной коррекционно-педагогической работе, а также, в профилактике речевых нарушений. Исследование различных уровней познавательного, речевого, социально-личностного и физического развития ребенка, и помощь в каждом конкретном случае индивидуально. Также учитель-логопед проводит ежегодный мониторинг уровня усвоения материала и на основе приведенных критериев делает выводы о готовности обучения в школе. Оказание своевременной помощи и поддержки родителям воспитанников детского сада, для качественной и комплексной работы с детьми с нарушениями речи. Также, педагог-логопед оказывает всестороннюю помощь и поддержку при взаимодействии воспитателя и родителей для наиболее качественного результата.
- Воспитатели в детском саду выполняют рекомендации педагога-логопеда, закрепляют с детьми уже изученные лексические темы, отрабатывают навыки у детей до автоматизации. Знания полученные детьми на занятиях с логопедом, воспитатели преобразуют в игровые формы, упражнения, используют данные словоформы для занятий. Также воспитатели в группе поддерживают положительный психологический климат, тем самым значительно снижая детскую агрессивность.и девиантное поведение.
- Психолог строит свою коррекционную работу с детьми с ОНР по развитию всех ключевых составляющих психических процессов, также его деятельность направлена на работу с детьми с девиантным поведением, помощь в преодолении детской агрессии, а также комплекс профилактических мер по развитию эмоциональной сферы ребенка.
- Музыкальный руководитель подбирает репертуар для занятий используя различную музыкотерапию для снижения детской агрессии, что практически снижает полностью проблемы с поведением на музыкальных занятиях, стимулирует основные психические процессы дошкольников. На занятиях по логоритмике, развивается мелкая и общая моторики рук ребенка, дети учатся выражать свои чувства и эмоции, учатся музицированию на основе музыкальных произведений, появляется плавность и грациозность движений, дети учатся правильно вдыхать и выдыхать воздух различными способами.
- Медработником проводится комплекс мер по изучению и оцениванию комплексного здоровья дошкольников, также отслеживать общее психологическое здоровье детей с ОНР в соответствии с средне возрастными показателями.
- Инструктором по физической культуре решается традиционный вопрос в рамках сохранения и развития физической формы детей младшего дошкольного возраста, что благоприятно воздействует на развитие психомоторных функций и специализированные коррекционно-развивающие упражнения: способности воспроизведения различных физических упражнений детьми, развитию моторной памяти. Особое внимание инструктор на занятиях уделяется специализированным играм и упражнениям, подобранным, исходя из определенной лексической темы.
Вся деятельность специалистов дошкольного образовательного учреждения направлена на развитие речи воспитанников, активизацию словарного запаса, умение составлять грамотное сотрудничество между специалистами-предметниками и воспитателями в рамках комплексного взаимодействия с учителем-логопедом, так как от этого напрямую зависит успешность образовательного процесса и речевого развития детей. Такое тесное сотрудничество положительно влияет на развитие речи детей, так как специалисты работают и разрабатывают целый комплекс мер и упражнений направленных на активизацию словарного запаса.
Только в тесном сотрудничестве всех специалистов и участников учебной деятельности возможно качественное и успешное формирование речевого строя языка, подготовка речи дошкольников к следующей ступени развития - школе, формирование личностных компетенций успешного школьника, развитие правильного речевого строя языка и конечно же фонематического слуха у детей, социализация и адаптация детей с ОНР в обществе и в детском коллективе.
Последнее редактирование модератором: