Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы: Посмотреть →

Хрестоматия по слуховому анализу. Романюк

Вера Романовна

Вера Романовна

Member
14 Июл 2022
493
11
Название: Хрестоматия по слуховому анализу

Автор: Романюк Анастасия Федоровна




Скачать

Издательство: Владос, г. Москва

Год издания: 2003


Хрестоматия включает 166 примеров из классической музыки XVIII-XX вв., сгруппированных по темам. Учебное пособие предназначено для использования на уроках сольфеджио и адресовано преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств, учащимся 1-8 классов этих школ.

Скачать

Отечественная система музыкального обра-
зования существует свыше 100 лет. Менялись
формы и содержание образовательного процес-
са, но основная позиция в педагогике остава-
лась неизменной — это обучение, связанное с
пониманием неразрывности художественных и
технических исполнительских задач. Особая
роль в воспитании музыканта отводилась тео-
ретической подготовке. О необходимости тео-
ретического образования, вводящего исполни-
теля в контекст знаний об эпохе — времени
создания произведений, о музыкальных сти-
ляк говорили великие педагоги: А, Б. Гольден-
вейзер, Г. Г. Нейгауз. Развитие осознанного
восприятия элементов музыкального языка —
основа методики Е. В. Давыдовой, Т. А. Калуж-
ской, Современный этап развития педагогичес-
кой науки зиждится на постоянном преодоле-
нии интенсивно развивающихся «техничес-
ких» тенденций в исполнительской практике
в ущерб ясному осознанию художественных
задач. Путь от умения к мастерству не так
прост, долог. Необоснованное усложнение ис-
полнительских программ в учебной практике
приводит к огромной дистанции между техни-
ческими и слуховыми, а также интеллектуаль-
ными возможностями ученика. Очень часто и
несложные произведения исполняются учени-
ком бездумно, механистично, невыразитель-
но. В данной ситуации педагогам исполнитель-
ских и теоретических отделов необходимо уде-
лять усиленное внимание изучению «живого»
музыкального материала — авторских произ-

® Метр и ритм

Материал этого раздела призван выработать
у учащихся ощущение сильной доли, метричес-
кой пульсации в контексте ритмического ри-
сунка. Музыкальные примеры можно не толь-
ко анализировать на слух, но и использовать

ведений, элементов музыкального языка, что
будет способствовать пониманию того, как в
музыке воплощаются композиторские идеи.
Для реализации этой важной задачи необходи-
мо насыщение учебного процесса новыми по-
собиями, ориентированными на решение со-
временных образовательных проблем,

В пособии «Хрестоматия по слуховому ана-
лизу» предлагается программный теоретичес-
кий материал по сольфеджио в виде иллюстра-
ций-примеров из музыкальной литературы по
основным, базовым разделам. Это, преимуще-
ственно, произведения для фортепиано и фор-
тепианные переложения в виде структурно за-
конченных фрагментов или целостных мини-
атюр. Каждый представленный пример позво-
ляет в достаточном объеме воспринимать и ос-
мысливать выразительность и связь отдельных
элементов музыкального языка, что очень важ-
но для понимания особенностей стиля данного
композитора и помогает решению исполни-
тельских задач.

Материал хрестоматии составлен на основе
педагогического репертуара, произведений из
курса музыкальной литературы, а также попу-
лярных фортепианных пьес. В большем объе-
ме представлены произведения классической и
романтической эпохи. Музыка более современ-
ного стиля используется довольно редко — ей
должно быть посвящено отдельное пособие.

В хрестоматии представлено 166 примеров,
которые сгруппированы по тематическим
разделам.

для выполнения практических заданий: напи-
сания диктантов, дублировки разнотембровы-
ми инструментами верхнего и нижнего голо-
сов, исполнения ритмического о5пафо, разно-
образных ритмических упражнений.

в0056С
® Лад и тональность

Ладовое чувство формируется подсознатель-
но при любом соприкосновении с музыкой (про-
слушивании, игре, пении). В анализе предло-
женных примеров важно научить определять
тонику как главную опору, устой, а все гармо-
ническое и мелодическое развитие — как ожи-
дание и стремление к ней. Кроме того, ощуще-
ние ладотонального центра помогает восприя-

® Интервалы

Анализируя музыкальные фрагменты этого
раздела, важно, чтобы учащиеся почувствова-
ли и осознали выразительность интервала-со-
звучия в создании музыкального образа. Так,
например, диатонические интервалы, особен-
но консонансы, подчеркивают спокойный,
уравновешенный характер музыки, хроматиз-
мы обостряют колорит, вносят более изыскан-
ный или комически-гротескный оттенок. Рабо-

° Аккорды

Этот раздел представлен музыкальными
примерами на трезвучия и септаккорды. Воз-
можен их анализ, во-первых, по структуре: ма-
жорное и минорное трезвучия, их обращения,
уменьшенное и увеличенное трезвучия; септак-
корды — малые мажорный, минорный, с
уменьшенной квинтой, уменьшенный; боль-
шие — мажорный и минорный. Во-вторых,
подбор музыкальных примеров ориентирован
на функциональный анализ гармоний, вклю-

тию формы музыкального примера. Можно
показать в этой связи фрагменты, в которых
начало и завершение даны в одной тональнос-
ти или в разных тональностях,

Подраздел, посвященный особым диатони-
ческими редким ладам, направлен на преодоле-
ние устоявшейся инерции восприятия, так как
эти лады отличаются от привычных систем.

тая с музыкальным материалом, целесообраз-
но обращать внимание как на гармоническую,
так и на мелодическую выразительность интер-
вальной интонации,

В конце раздела помещены примеры, в ко-
торых ладовые связи соединяют разные интер-
валы друг с другом (например, характерные
интервалы с разрешением, «золотой ход» вал-
торны).

чающих трезвучия главных и побочных ступе-
ней и их обращения, доминантсептаккорд с
обращениями, септаккорды вводный и П сту-
пени, доминантовый нонаккорд. Приведены
также примеры с гармоническими оборотами.
Занимаясь анализом гармонической струк-
туры музыкального приозведения, ребята дол-
жны научиться собирать аккорд по вертикали
и иметь представление о неаккордовых звуках,
диатонических и хроматических...


Скачать
 
Последнее редактирование:
Советуем
Авторские мастер-классы, детские сценарии, методики, программы:

Посмотреть →
Похожие темы История
Алина Дмитриевна 420
Алина Дмитриевна 331
Алина Дмитриевна 369
Татьяна Юрьевна 315
M 729
Любовь Васильевна 300
Алина Дмитриевна 429
Любовь Васильевна 350
Инна Леонидовна 358
Любовь Васильевна 651

Похожие темы

О Нас

  • d-seminar.ru (д-семинар.ру)– дистанционные и практические курсы, семинары практикумы, мастер классы, конференции, вебинары для музыкальных руководителей, воспитателей, хореографов, музыкальных терапевтов, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.

Подпишись

Сверху Снизу
Ответить